Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:44, реферат

Описание работы

Антикризисный менеджмент в последнее время стал одной из наиболее важных областей деятельности, изучением кризиса и путей его преодоления стали заниматься вплотную. Антикризисный менеджмент требует тщательного изучения и включает в себя множество аспектов.
Понятие «антикризисный менеджмент» имеет несколько смыслов в зависимости от того, как расставлены акценты.
В западной литературе под этим термином понимается определенного вида деятельность по преодолению состояния (имеется в виду кризисная ситуация), которое является угрозой для функционирования организации или предприятия и главным вопросом, при котором становится вопрос существования.

Файлы: 1 файл

Антикризисный менеджмент.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

В современной западной экономической науке принято понимание антикризисного менеджмента как «деятельности, необходимой для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором (состоянии) основным вопросом становится выживание». Однако определение причин возникновения кризиса, целей, которые необходимо достигнуть, в процессе его преодоления, и как следствие – выбор методов для достижения этих целей могут коренным образом различаться. Свое отношение к феномену «кризиса», руководству и собственникам компании необходимо определить и согласовать до разработки концепции по его преодолению.

Традиционное (консервативное) отношение к кризису предполагает прямую угрозу существованию организации, тогда как эволюционный подход готов видеть в кризисе указание на необходимость перемен и отказ от устаревших схем и методов работы. Если рассматривать кризис как переломный, очищающий момент в жизни компании, то антикризисный менеджмент, в широком смысле слова, будет представлять собой набор инструментов, позволяющий вовремя сообщить о приближении переломного момента и выработать новый курс развития. Сторонники данного подхода находят, что сопротивление переменам на этом этапе в кризисе подобно желанию заточить бабочку в стадии гусеницы навсегда.

В то же время консервативный путь преодоления кризиса сосредоточивает свое внимание на краткосрочных проблемах в жизни компании и характеризуется интенсивным использованием тех средств и методов управления на предприятии, которые позволят преодолеть кризисное состояние в кратчайшие сроки. Естественно, выбор той или иной концепции преодоления кризиса зависит не только от личных убеждений руководства компании, но и от отраслевой специфики, ее финансового положения, специфики производства и сбыта продукции, наконец, от стадии кризиса, на которой находится предприятие.

При таком делении под переломным моментом понимается появление фактора неплатежеспособности. Таким образом, строго в экономическом смысле кризис означает нехватку денежных средств (ДСР) для поддержания текущей хозяйственной (производственной) потребности (ТФП) и финансовой (кредиторы) потребности (ТФП) в оборотных средствах

ТХП – разница между суммой производственных и непроизводственных затрат и объемом производственных запасов.

ТФП – сумма выплат по долгам компании, процентов к ним (за означенный период), штрафов и пени (за означенный период).

Сторонники консервативной концепции антикризисного менеджмента видят его применение на третьей /четвертой стадии кризиса и сводят антикризисный менеджмент к набору определенных, жестко отрегулированных мер для выправления статус-кво, то есть восстановления базовых переменных показателей деятельности компании. Здесь главным инструментом работы признается стабилизационная программа, включающая в себя борьбу за увеличение денежных средств (в широком смысле) и уменьшение текущих хозяйственных и финансовых потребностей.

Сторонники эволюционной концепции склонны считать причиной возникновения кризисной ситуации неадекватность предприятия рыночным условиям. И как следствие видят выход из кризиса, в первую очередь, в изменении стратегических целей и миссии компании, а главным инструментом работы признают реструктуризацию бизнес-процессов. 
Таким образом, в рамках консервативной концепции основным инструментом работы будет стабилизационная программа, а в условиях эволюционного пути – реструктуризация бизнеса.

 

Варианты управленческих решений

К консервативным методам относятся:

  • борьба за увеличение ДСР (продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, инвестиций, нерентабельных производств и объектов не производственной сферы);
  • уменьшение ТХП (снижение неэффективных расходов, остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов путем создания дочерних компаний);
  • сокращение ТФП (реструктуризация долговых обязательств, выкуп долговых обязательств с дисконтом, форвардные контракты на продукцию).

К эволюционным методам относятся:

  • реструктуризация бизнес-процессов компании, переориентация их на новые задачи;
  • конвертация долгов в основной капитал (расширение уставного фонда, уступка части долей /акций);
  • реорганизация управленческих структур компании, оптимизация связей;
  • маркетинговые программы – исследование потребительского рынка и конкурентов, определение потребности в новых товарах /услугах;
  • новые методы работы с кадрами, оптимизация штатной структуры, сокращение персонала и повышение эффективности работы оставшегося (обучение, переподготовка), аутсорсинг;
  • диверсификация бизнеса, внедрение новых производственных направлений;
  • инновации и модернизация производства.

Итак, антикризисное управление в рамках консервативной концепции, действительно, отличается от антикризисного управления в другом (эволюционном) направлении. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены в первую очередь на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. Реальные процессы выхода из кризиса, конечно, не укладываются идеально ни в одну из предлагаемых специалистами схем.

Критерием оценки антикризисного управления в процессе спасения организации от банкротства является результативность, то есть способность вывести предприятие из кризиса любой ценой и любыми, самыми решительными действиями. Антикризисное управление при остром кризисе по необходимости является управлением чрезвычайным.

Привлечение такого управленца (антикризисного менеджера) к управлению кризисным предприятием, - с наделением его полномочиями высшего исполнительного лица, - составляет суть данной формы антикризисного менеджмента.

Типичными этапами антикризисного менеджмента при остром кризисе являются:

- быстрая оценка ситуации;

-принятие решительных мер, ослабляющих  потенциальное сопротивление переменам со стороны управленческого состава и персонала организации, тем самым обеспечивается повышение уровня управляемости организацией;

- выработка единственно  верных радикальных решений по  выведению организации из кризиса;

- целенаправленная реализация  антикризисных решений.

Наиболее типичные черты чрезвычайного антикризисного менеджера: быстрота реакции, решительность, целеустремленность.

Вместе с тем, следует обратить внимание на временный характер деятельности антикризисного менеджера на каждом конкретном предприятии по следующим причинам:

1) чрезвычайное антикризисное  управление не может длиться  вечно; после выхода организации из кризиса такое управление должно смениться обычным, нацеленным на эффективность; продление чрезвычайного управления сверх меры может само по себе привести организацию к новому кризису;

2) услуги антикризисного  менеджера стоят очень дорого, гораздо больше вознаграждения обычного руководителя предприятия: бюджет предприятия долго таких расходов может не выдержать;

3) антикризисные менеджеры  лучше всего работают и хорошо  себя чувствуют именно в кризисных  ситуациях; когда все хорошо и  в порядке – им не интересно и они неэффективны.

Антикризисного менеджера приглашают на работу, как правило, на срок от 3 до 12 месяцев. Поставив предприятие на ноги или исправив некоторые ошибки в ее работе, такой специалист обычно покидает его.

Антикризисный менеджер должен обладать достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом решения аналогичных задач, чтобы предложить комплексный курс лечения предприятия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

 

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. Основная причина рыночной несостоятельности – грубейшие просчёты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатиться за счёт трудового коллектива. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их трудовой коллектив.       Главное – изменение сущности и стиля управления. 
Антикризисный менеджмент – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Весьма важно точно определить и саму концепцию антикризисного управления. Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднение не могут иметь постоянный, стабильный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, т.к. должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того пока они не приняли необратимый характер. 
  Главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильных устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Оно должно быть способным решать самые разноплановые и разносторонние задачи.

 Суть антикризисного управления – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной совокупности альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.

В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях деятельности предприятия. Антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой оказалось предприятие, можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося сегодня «мотором» рыночной экономики. Для российского менеджера приоритетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе. 

1.http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/priemy_antikrizisnogo_menedzhmenta/p1.php

2.


Информация о работе Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента