Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
SMART цели должны быть: specific (четкими), measurable (измеряемыми), achievable (достижимыми), result-oriented (ориентированными на результат), time-bounded (ограниченными во времени). Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Цели организации; сферы установления целей. Понятие «дерева целей»
SMART-принципы в разработке стратегических целей организации………3
2. Задача…………………………………………………………………………16
Библиографический список……………………………………………………19
Согласно стратегии SMART цели должны быть:
specific (четкими), measurable (измеряемыми), achievable
(достижимыми), result-oriented (ориентированными
на результат), time-bounded (ограниченными во
времени). Процесс установления целей в
различных организациях проходит по-разному.
В одних организациях установление целей
полностью централизовано, в других же
организациях может быть полная децентрализация.
Есть организации, в которых процесс установления
целей носит промежуточный между полной
централизацией и полной децентрализацией
характер. В случае децентрализации в процессе
установления целей участвуют наряду
с верхним уровнем и более низкие уровни
организации. Есть две схемы децентрализованного
установления целей. При одной - процесс
установления целей идет сверху вниз.
Декомпозиция целей происходит следующим
образом: каждый из нижестоящих уровней
в организации определяет свои цели, исходя
из того, какие цели были установлены для
более высокого уровня. Вторая схема предполагает,
что процесс установления целей идет снизу
вверх. В этом случае нижестоящие звенья
устанавливают себе цели, которые служат
основой для установления целей последующего,
более высокого уровня.
Общим требованием к установлению целей
является то, что решающая роль во всех
случаях должна принадлежать высшему
руководству.
Правильно организованный
процесс выработки целей предполагает
прохождение четырех фаз:
• выявление и анализ
тех тенденций, которые наблюдаются
в окружении;
• установление целей для организации
в целом;
• построение иерархии целей;
• установление индивидуальных целей.
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда.
Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.
Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.
Установленные
цели должны иметь статус закона для организации,
для всех ее подразделений и. для всех
членов. Однако из требования обязательности
целей никак не следуют их вечность и неизменность.
Можно подходить к проблеме изменения
целей следующим образом: цели корректируются
всякий раз, когда этого требуют обстоятельства.
Понятие дерева целей организации
Цели различаются
по уровням иерархии. Цели низлежащего
уровня выступают в качестве средств достижения
целей следующего, более высокого уровня.
Следовательно, при формировании комплекса
целей организационной системы может
осуществляться их декомпозиция.
В организационных системах существуют
состязательность и взаимодополняемость
целей. Важен временной аспект целей, при
этом используется «траекторная» и «точечная»
их формулировка. При описании стратегических
долгосрочных целей высшего уровня используется
«траекторная» формулировка, поскольку
эти цели задают лишь спектр возможных
траекторий, продвижение по которым понимается
как реализация данной цели. Они задаются
в качественном виде, определяющем общее
направление развития. Их конкретизация
по времени и количественным характеристикам
может осуществляться с помощью «точечной»
формулировки на основе использования
целевых нормативов. Формирование
целей организационной системы должно
основываться на использовании всей накопленной
объективной и субъективной информации.
Объективная информация об организации
существует в виде директивных документов,
определяющих её цели и критерии (в содержательном
или даже количественном виде, в виде целевых
нормативов, планов, управляющих параметров,
норм и т.д.) и задающих способы, которые
обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная
информация определяетсяиндивидуальным
и коллективным знанием, опытом и интуицией
руководства организации, приобретенным
в результате наблюдения и участия в процессе
функционирования системы. Она проявляется
в виде различных систем предпочтения
отдельных людей, служб и организаций.
Эти предпочтения часто систематизированы
не полностью, разрозненно. Установит
их априори часто не представляется возможным.
Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются
во времени и в процессе получения информации
и демонстрирует определенную устойчивость
лишь в среднем. Формирование целей
организации - своеобразный итерационный
адаптивный механизм. В результате повторения
процесса их формирования, наблюдения
за результатами функционирования системы
снимается целый ряд неопределенностей
устанавливается более ясное, согласованное
понимание.
Необходимость адаптивной подстройки
процесса формирования целей и критериев
системы управления обусловлено ещё и
тем, что в процессе функционирования
организации могут меняться внешние условия,
в существенной мере оказывающие влияние
на их формирование.
Современная методология выделения, описания
и анализа целей основывается на использовании
методов декомпозиции ( расчленения ),
включающих элементы эвристики, использующих
дедуктивные и индуктивные способы человеческого
мышления и реализуемых с участие экспертов.
Задание № 2
Компания выпускает продукт, который достаточно хорошо продается. Но темп роста его продаж стал падать. Компания решила увеличить свою долю в этом же секторе рынка, завоевать на нем лучшие позиции. Какая из эталонных стратегий будет в этом случае оптимальной? Назвать стратегию и группу, к которой она относится. Назвать другие стратегии этой группы. Что следует предпринять в рамках этой стратегии?
Ответ:
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли, что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:
- стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой "горизонтальной интэграции", при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.
К данной задачи относиться - стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой "горизонтальной интэграции", при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами.
Библиографический список
2.ВиханскийО.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2006.
3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Юристъ, 2008.
4.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2009.
5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник/ Пер. с англ. под научи, ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.М.: ЮНИТИ, 2004.
6. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ, под научн. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: ЮНИТИ, 2007.
7. Виссема Ханс. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ, под ред.Ю. Джарова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2009.
8.Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2005.
9.Дихтпь Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Пер. с нем. М.: Высшая школа, 2008.
10. Дэниэлс Джон Д., Рабера Ли X. Международный бизнес / Пер. с англ, под научн. ред. Л.И. Евенко. М.: Дело ЛТД, 2007.
11. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 2005.
12. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 2006.