Понятие групповых конфликтов, их виды и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 07:39, реферат

Описание работы

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.
Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа».
Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

Файлы: 1 файл

Понятие групповых конфликтов.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

Понятие групповых  конфликтов, их виды и классификация.

Групповые конфликты  представляют собой не что иное, как противоборство, в котором  хотя бы одна из сторон представлена малой  социальной группой.

Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два  основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа»  и конфликт «группа — группа».

Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет  свою специфику по основным признакам.

Конфликт  «личность — группа»

Конфликты между  личностью и группой возникают  в среде групповых взаимоотношений  и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в  управлении этими конфликтами.

Первая особенность  связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное  взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых  мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в  индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

Вторая особенность  отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно  связаны с положением индивида в  группе, которое характеризуется  такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

Позиция — официальное, определяемое должностью положение  личности в группе.

Статус — реальное положение личности в системе  внутригрупповых отношений, степень  ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка  — субъективное восприятие личностью  своего статуса в группе.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в  группе.

Групповые нормы  — общие правила поведения, которых  придерживаются все члены группы.

Причины возникающих  между личностью и группой  конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью  внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с  группой наблюдается при завышении  у нее внутренней установке); в) с  нарушением групповых норм.

Третья особенность  находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Виды групповых  конфликтов

Любая социальная группа — сложное социальное, социально-психологическое  образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения  в группе включают ценностно-нормативную  систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются:

  1. Внутриличностный конфликт:
    • а) вызванный внутригрупповыми проблемами;
    • б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.
  2. Межличностный конфликт:
    • а) ценностно-нормативный;
    • б) статусно-ролевой;
    • в) психологической несовместимости.
  3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.
  4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.
  5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.
  6. Межгрупповые конфликты.

Классификацию групповых  конфликтов можно рассматривать  также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов:

  1. Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).
  2. Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).
  3. Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество).
  4. Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).
  5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
  6. Минимизация различий между собственными и чужим выигрышем (равенство).

Каждый из перечисленных  мотивов предполагает свои причины  возникновения противоречий, свою конфликтную  установку и свои способы конфликтного взаимодействия.


 

Групповой конфликт – это противоборство, в котором  хотя бы одна из сторон представлена малой  социальной группой.

Малой группой условимся  считать немногочисленное по составу (от 3 до 40 человек) объединение людей,, имеющих общую цель, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном контакте (общении) продолжительное время.

Можно выделить два основных типа групповых конфликтов:

1.     Конфликт «личность-группа»

2.     Конфликт «группа-группа» (иногда его называют межгрупповым конфликтом).

В соответствии с таким  разделением рассмотрим классификацию  групповых конфликтов.

1.          Классификация конфликтов вида «личность-группа»:

1.1.          Конфликт между руководителем и коллективом обычно возникает в результате низкой компетентности начальника, неприемлемого стиля управления, назначения нового руководителя, отличающегося своеобразными требованиями;

1.2.          Конфликт между рядовым сотрудником и коллективом может развиваться, когда кто-либо отступает от сложившихся групповых норм поведения. Иногда причиной такого конфликта является наличие в коллективе личности с ярко выраженной конфликтной направленностью (т.н. конфликтной личности);

1.3.          Конфликт между личностью и микрогруппой может возникнуть в результате изменений в групповом сознании, превышении лидером своих полномочий, низкой профессиональной подготовки

2.          Классификация конфликтов вида «группа-группа»:

2.1.          Конфликт между администрацией и персоналом организации может возникнуть из-за нарушения правовых норм, низкой заработной платы, неудовлетворительной коммуникации;

2.2.          Конфликт между подразделениями в организации обычно возникает на почве распределения ресурсов, взаимной зависимости по выполняемым задачам, структурной перестройки;

2.3.          Конфликт между микрогруппами в организации связан с противоположностью их интересов, амбициями их лидеров, наличием взаимоисключающих целей и ценностей;

2.4.          Конфликт между организациями имеет следующие причины: невыполнение договорных обязательств, борьба за рынки сбыта, доступ к ресурсам, сферы влияния;

2.5.          Конфликт между неформальными группами в обществе имеет в своей основе групповой экстремизм или несовпадение духовных интересов и ценностей.

В изучении и описании групповых  конфликтов различают три основных подхода:

А. Мотивационный  подход к изучению групповых конфликтов предлагает в качестве основы объяснения поведения группы рассмотрение комплекса побудительных причин. Например, в рамках этого подхода групповая враждебность к «чужим» рассматривается, как механизм поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы.

Б. Ситуационный подход к изучению групповых конфликтов сосредотачивает внимание исследователей на анализе ситуации, как совокупности внешних факторов. Ситуация может иметь характер кооперации или конкуренции. Доказательство ситуативной обусловленности групповых конфликтов было произведено американскими психологами М. Шерифом, Р. Блейком, Дж. Моутоном. Выводы, полученные этими исследователями помогли опровергнуть представления о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений.

В. Когнитивный  подход к изучению групповых конфликтов делает акцент на решающей роли когнитивных (познавательных) установок группы относительно друг друга. По мнению ученых, решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации, а возникающие при этом социальные установки.

В настоящее время перспективным  направлением исследования групповых  конфликтов является соединение разных подходов. Все групповые конфликты  имеют общую динамику развития:

1)      Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а так же за счет накопления опыта;

2)      Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной конфликтной ситуации;

3)      Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

4)      Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может влиять на поведение участников как мобилизующе, так и дезорганизующе;

5)      Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Переходим к изучению способов управления групповыми конфликтами.

Яндекс.ДиректПродвигаете музыку? Способы, методы и фишки продюсирования. Читайте в нашей группе Вконтакте 18+m.vk.com 18+

 

Групповые конфликты, их типология

Как у многих понятий у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами, которые  могут быть конкретными лицами или  группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне  делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они  чаще всего ассоциируют его с  агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение  четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе  и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности  организации в большей степени  опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных  лиц и разработку рациональной организационной  структуры. Считалось, что такие  механизмы, в основном, устранят условия  способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для  решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к школе  «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что конфликта  можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями  одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали  конфликт как признак неэффективной  деятельности организации и плохого  управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения  в организации могут предотвратить  возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить  он не может, вероятно, снизит степень  удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность  группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку  зрения спорщика только для того, чтобы  избежать конфликта и всех связанных  с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив  или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой  более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить  личные потребности в уважении и  власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению  эффективности организации. Или  он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ показывает, что «виноваты» другие факторы.

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичным последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может выказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина- руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

Информация о работе Понятие групповых конфликтов, их виды и классификация