Понятие и процесс разработки управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 00:24, реферат

Описание работы

Одной из задач данной работы является детальная разработка конкретных методов решения поставленной цели. Выяснение достоинств и недостатков существующих методов решения подобных проблем и нахождение возможных путей их совершенствования.
Целью написания данной работы является овладение практическими навыками разработки управленческого решения для создания фирмы.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и процесс разработки управленческого решения.
2.Типы управленческих решений: критерии, преимущества, недостатки.
3. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений.
4. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий.
4.1. Методы разработки УР.
5. Эффективность, контроль и качество УР.
6. Разработка УР в предпринимательской деятельности( как пример).
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управленческие решения 1.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль руководства характеризуется жесткой централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипулятивных стратегий воздействия на персонал. Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией власти в руках одного лица — предпринимателя.

Демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего звеньев управления в принятии стратегически важных решений. В первом случае речь идет о коллективных решениях, а во втором о коллегиальных. Демократический стиль применяется в децентрализованных организациях, в которых осуществляется управление по целям, результатам. Для таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация и компетентность персонала.

Либеральный стиль руководства характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений. Однако, ситуация в коллективе может развиваться по-разному, иногда непредсказуемо. Руководитель, использующий либеральный стиль, может самоустраниться от управления. В этом случае организацией управляют представители «элитарного ядра», которые получает неограниченный доступ к власти и ресурсам. Возможны столкновения между различными группами, резкий рост конфликтов в коллективе.

Стили руководства оказывают значительное влияние на процесс разработки управленческого решения: избираемые формы контроля, методы управления Стили руководства находятся в тесной взаимосвязи со структурным построением организации, системой общего менеджмента.

Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, стоит отметить, что определяющая роль в этом сложном процессе принадлежит руководителю. Требования к профессиональной компетенции менеджера включают не только необходимые знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.

 

4.Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий.

4.1.Методы разработки управленческих решений .

Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые решения имеют значительные преимущества перед индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений.

Экспертные методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами.

Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».

Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы. Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (См.: таблица 5).

Моделирование управленческого решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей возможность изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Основная цель моделирования управленческого решения — выбор наилучшего варианта с учетом предсказуемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения.

 
Методы разработки управленческих решений, рассмотренные выше, позволяют увеличить эффективность управления, т.к. в данном случае анализируется целый ряд факторов, влияющих на развитие организации. Факторы или условия, которые могут быть не замечены отдельно взятым руководителем в случае принятия им решения, при использовании групповых и экспертных методов анализируются комплексно, системно. Групповые формы разработки решений более эффективны и надежны по сравнению с индивидуальными методами.

 

 

 

 

5. Эффективность, контроль и качество управленческих решений

Эффективность управленческих решений — это: 1) совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; 2) основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации.

Эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:

1) Показатели экономической  эффективности:

  • прибыль;
  • выручка от реализации;
  • доходность;
  • себестоимость;
  • рентабельность;
  • ликвидность;
  • управленческие затраты.

2) Показатели качества  и результативности труда:

  • качество продукции или услуги;
  • производительность труда;
  • соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы;
  • фонд оплаты труда (ФОТ);
  • средняя заработная плата;
  • потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни);
  • качество труда персонала (баллы или %).

3) Показатели социальной  эффективности:

  • текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала),
  • уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала),
  • соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих,
  • равномерность загрузки персонала,
  • коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ)
  • социально-психологический климат в коллективе.

Качество управленческого решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства) (См.: рис. 5.)

Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.

Контроль за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий.

Методы контроля за исполнением управленческих решений.

1) Фиксация результатов  проведенных мероприятий.

2) Анализ отчетной  документации.

3) Беседы и деловые совещания.

4) Корректировка  планов.

5) Анализ показателей  деятельности отделов, служб, организации  в целом.

6) Мотивирование  за участие в разработке решений.

 
Рис. 5. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений

Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений.

В современной теории используются приемы и методы, которые позволяют выявить причины ухудшения качества, обнаружить причинно-следственные связи между рядом факторов.

Причинно-следственная диаграмма Ишикава — это экспертный метод, который впервые появился в Японии и применяется для выявления причин сбоя технологических процессов в том случае, если явные нарушения обнаружить сложно.

 

 

6. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательский успех зависит от многих факторов. К ним относятся разработка обоснованного бизнес-плана, внедрение новых технологий, предвидение рисков, организация работы коллектива, предпринимательский талант руководителя, продуманные и своевременные управленческие решения.

Функцию принятия решений реализует каждый из нас ежедневно и, как правило, не задумываясь. Это касается повседневной жизни. Однако в предпринимательской деятельности необдуманные, неосмысленные решения руководителя могут не только не принести никакого результата, но и стать причиной финансовых потерь. От того, насколько своевременными, продуманными и эффективными будут принимаемые решения, зависят успешное функционирование и развитие организации.

Как правило, при принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии интуитивного решения руководитель основывается на собственном ощущении того, что выбор правилен. Как правило, интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, поэтому к принятию таких решений более склонны топ-менеджеры. Однако доверяясь только «шестому чувству», руководитель становится заложником случайности и не исключается вероятность ошибки в выборе решения.

Решения, основанные на суждении, сходны с интуитивными. В их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. При таком подходе руководитель стремится действовать преимущественно в традиционных, хорошо знакомых направлениях, тем самым рискует не разглядеть новые возможности. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места и поэтому опыта ее решения просто нет.

Рациональные решения принимаются на основании обоснованного экономического анализа. Рациональное решение удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим.

При разработке и принятии управленческих решений предприниматель должен, прежде всего, реализовывать цели фирмы. Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, то есть достижение цели. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Принятие решений называют процессом [2]. На практике не существует единой технологии, по которой этот процесс происходит; каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия решений, и чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия.

При приятии рационального решения можно выделить следующие этапы [1]:

  • определение проблемы;
  • формулировка ограничений и критериев принятия решения;
  • определение альтернатив;
  • оценка альтернатив;
  • выбор альтернативы;
  • реализация и контроль за выполнением решения.

Следует также обратить внимание и на то, что результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят от личности того или тех, кто участвовал в их подготовке. Руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое решение характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д.

Особый интерес в области основ управления представляет японский опыт. Принятие управленческих решений в японских фирмах основывается на культурных и структурных особенностях японских организаций, поэтому адаптировать японские методы в российских условиях было бы трудно. Но в то же время для наших условий можно было бы рассмотреть некоторые идеи японского подхода к принятию управленческих решений, включая следующие:

1. Эффективность  и продуктивность процесса принятия  решений определяется наличием  полной и достоверной информации  о проблеме, уровнем подготовки  и компетенции команды, принимающей  решения, и ее слаженной работой. Для японцев более эффективной считается коллективная работа, поскольку одной из особенностей японской культуры является стремление команды прийти к согласию при выборе того или иного решения. При принятии группового решения создаются причастность и обязательство членов группы по отношению к окончательному управленческому решению, а это облегчает его реализацию. Кроме того, принятие решений группой обеспечивает выбор наилучшего варианта управленческого решения, поскольку в результате увеличения числа участников расширяется и объем рассматриваемой информации.

Информация о работе Понятие и процесс разработки управленческого решения