Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель работы - проанализировать понятие лидерства и основные теории, и подходы к лидерству.
Объект исследования - лидерство, концепции лидерства, сходства и различия различных теорий лидерства.
Предмет исследования - природа лидерства, подходы к изучению лидерства, концепции лидерского поведения, концепции ситуационного и харизматичного лидерства, их сравнение.
Введение 2
1. Основы лидерства 4
1.1 Понятие и содержание лидерства 4
1.2 Типология лидерства 9
2. Теории лидерства 15
2.1 Теория черт 15
2.2 Концепции харизматического лидерства 18
2.3 Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства 20
2.4 Теория конституентов и интерактивный анализ 23
2.5 Психологические теории лидерства 25
3. Роль лидера в управлении организацией 28
3.1 Роль лидера в управлении персоналом 28
3.2 Успешный опыт применения лидерства на практике 35
Заключение 40
Библиографический список 41
Однако на вершине своего успеха Дик и Морис обнаружили, что не в состоянии прыгнуть выше своей головы. Они были замечательными управляющими, но, к сожалению, плохими лидерами. В 1954 году братья познакомились с человеком по имени Рей Крок, который был настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе. Братья заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение. С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей мере, в 100 странах. Именно лидерские способности Рея Крока помогли ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.
HONDA
Компания «Honda», основанная Соихиро Хонда его коллегой Такео Фуисава, хорошо известна своими достижениями. Из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов она после второй мировой войны превратилась в много миллиардное предприятие международного масштаба.
Традиции лидерства в «Honda» выдержали испытание временем уникальным образом. В основе этой традиции лежат пять золотых правил компании:
1. Следуй своей мечте и сохраняй моложавый вид;
2. Цени теорию, новые идеи и время;
3.Люби свою работу и сделай свое рабочее место наглядным и привлекательным;
4.Обеспечь бесперебойное течение работы;
5. Пусть поиск и упорный
труд станут повседневной
Должностные лица «Honda» призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и фантазию в действиях. «Honda» также высоко ценит индивидуализм. Компания предоставляет время и ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи.
Критики утверждают, что в традиции лидерства в «Honda» нет ничего уникального, а компания пользуется благосклонностью правительства и нечестными преимуществами в торговле. Возможно, в традициях лидерства в «Honda» и не заключены принципы, применимы ко всем компаниям во всех отраслях. Однако устойчивый успех «Honda» в качестве важного конкурента международного масштаба вполне оправдывает более глубокий анализ того, какие полезные уроки можно извлечь из ее опыта.
Корпорация «Дженерал Электрик»
Одним из наиболее эффективных лидеров является на сегодняшний день Джек Уэлч, председатель правления и генеральный директор корпорации «Дженерал Электрик». Когда в 1981 году Уэлч принимал на себя руководство компанией, это была хорошая компания. Ее история насчитывала 90 лет успешной деятельности, акции компании продавались на бирже век по высокой цене, и фирма в общей сложности стоила примерно 12 миллиардов долларов, занимая 11-ое место среди тех, которые лучше всего котировались на биржевом рынке акций. Но Уэлч полагал, что эта новая для него компания могла бы стать еще лучше. Вскоре, после того как Уэлч возглавил корпорацию, он начал то, что позднее сам назвал «технической революцией». Этот процесс полностью изменил профиль компании и сферу концентрации ее усилий. Твердое и мудрое лидерство Уэлча и его способность сфокусироваться на главном принесли, просто невероятные дивиденды. Джек Уэлч никогда не путал действия с достижениями. Он знал, что наибольший успех приходит только в том случае, когда вы сфокусируете своих сотрудников на том, что действительно имеет первостепенное значение.
Таким образом, благодаря лидерским способностям Джека Уэлча, корпорация «Дженерал Электрик» стала еще сильнее на мировом рынке.
Корпорация «Крайслер»
В ноябре 1978 года Ли Якокка пригласили в качестве руководителя в корпорацию «Крайслер». В то время «Крайслер» испытывала большие трудности, ее доля на американском рынке упала с 25% до 11%. Причем ситуация становилась все хуже и хуже. Ли Якокка пошел на большие жертвы, чтобы спасти корпорацию. Якокка убедился, что управление компанией было в тяжелейшем положении, (никто не нес ответственности ни за что, отделы не имели связи друг с другом). Кроме того, моральный дух работников был очень низким. Компания практически становилась банкротом. Лидерские способности Якокки помогли доказать не только работникам компании, но и правительству, что компания «Крайслер» нужна данной стране. Он практически полностью изменил управление компанией, сделал его более четким, структурированным. Он как бы стал волевым импульсом компании. Благодаря действиям отличного лидера компания добилась восстановления утраченных позиций, т.е. усилия Якокки вернули название «Крайслер» на карту автомобильной индустрии.
Компания «Gloria Jeans»
Компания «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она обязана своему президенту и генеральному директору Владимиру Мельнику.
Владимир Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением своего производства. Президент может в любой день сказать баланс своей компании. То есть он как бы влился в свое «детище» и представляет с ним одно целое. И в результате всех его усилий он добился того, что оборот компании составил 75 млн. долларов, в 2002 году на трех фабриках выпускалось ежемесячно 1300000 единиц продукции. И на сегодняшний день компания «Gloria Jeans» стала хорошо известной не только в России, но и во многих других странах.
Все примеры наглядно демонстрируют важность лидерства в руководстве. Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое влияние на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения. Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации. «Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству»9 - Максвелл Дж. Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства.
Лидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные, доминантные позиции на все общество или группу.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.
Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
2. Волков И.П., Руководителю о человеческом факторе. – Л., 1989. – С.26
3. Кравченко А.И., История менеджмента. – М., 2002. – С. 38 – 53.
4. Прыгин Б.Д., Руководство и лидерство. – Л., 1973. – С. 43 - 56
5. Максвелл Д., 21 неопровержимый закон лидерства. - М., 2001. – С.64 – 86.
6. Пугачёв В.П., Руководство персоналом организации. – М., 2002. – С.36-45
7. Яхонтова Е.С., Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.–С.64-72
8. Кретов Б.И., Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №3. – С. 25 – 32.
9. Леонова А.А., Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. – 1988. - №9. – С. 48 – 56.
10. Смольков В.Г., Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6. – С. 67.
1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001. – С. 471.
2 Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1993. – С. 64.
3 Прыгин Б.Д., Руководство и лидерство. – Л., 1973. – С. 43 - 56
4 Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М., 2002. – С. 37.
5 Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М., 2002. – С. 43.
6 Пугачёв В.П., Руководство персоналом организации. – М., 2002. – С.36-45
7 Яхонтова Е.С., Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.–С.64-72
8 Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6. – С. 67.
9 Максвелл Дж. 21 неопровержимый закон лидерства. - М., 2001. – С. 67.