Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:12, реферат
Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70 гг. ХХ века для того, чтобы обозначить отличие управления на высшем уровне от текущего управления производством. «Стратегия», как понятие, взято из военного искусства как теория и практика подготовки ведения войн. В экономическом смысле стратегия – это генеральный план действия организации, определяющий приоритет стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов и стратегических целей. Главной задачей стратегии является перевод организации из настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Функциональные стратегии
Понятие и сущность функциональных стратегий организации.
Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70 гг. ХХ века для того, чтобы обозначить отличие управления на высшем уровне от текущего управления производством. «Стратегия», как понятие, взято из военного искусства как теория и практика подготовки ведения войн. В экономическом смысле стратегия – это генеральный план действия организации, определяющий приоритет стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов и стратегических целей. Главной задачей стратегии является перевод организации из настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Любое предприятие придерживается определённой деловой стратегии, которая в свою очередь опирается на стратегии функциональных зон. Функциональные зоны – это сферы деятельности организации, т.е. самостоятельно представленные структурным подразделением, которое специализируется на выполнении определённых функций и обеспечивает эффективную деятельность организации.
Термин «функциональная стратегия» относится к управленческому плану действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определённой сферы бизнеса. Стратегия маркетинга компании, например, может представлять собой управленческий план по захвату части рынка в каком-либо виде деятельности. Корпорация нуждается в такой стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т.д.
Функциональная стратегия
хоть и является более узкой по
сравнению с деловой
Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений.
Координацию функциональных стратегий лучше осуществлять на стадии обсуждения. Если нескоординированные функциональные стратегии передаются руководству для окончательного одобрения, то обязанность руководителя – определить несоответствие и устранить их.
Стратегия маркетинга предполагает разработку комплекса мероприятий и конкретных действий, обеспечивающих достижение и поддержание устойчивого долговременного конкурентного преимущества товарной продукции с помощью разнообразных методов, учитывающих особенности ситуационного характера. Например, следует признать преимущества «чужой», популярной у клиентов торговой марки, и затем выработать стратегию, ориентированную на использование её относительных слабостей. Стратегия маркетинга предполагает разработку и включает:
* обоснование схем распространения товара и организацию их реализации;
* организация пред- и послепродажного обслуживания продукции на благоприятных для клиентов условиях, учитывающих их конкретные интересы и реальные потребности;
* системы гибкого ценообразования с учётом конъюнктурных особенностей и ситуаций на рынках;
* эффективных методов стимулирования продаж, ориентированных на социальные и возрастные особенности и возможности покупателей;
* организация рекламной деятельности и составление для неё бюджета расходов;
* программы действий по формированию общественного мнения о торговой марке фирмы и продукте.
Стратегия маркетинга занимает центральное место в развитии предприя-тия. Именно она рассматривает ценообразование продукции, определяет разницу между продажной ценой и себестоимостью. Данная стратегия описывает создание благоприятных условий для продвижения товаров на ры-нок (реклама, комплексность предоставляемых услуг), условия продаж и рас-пространения, каналы доставки товаров, двухуровневый контроль качества (на уровне закупок и на уровне собственного производства).
Стратегия производства предприятия разрабатывается руководителем производственной зоны (обычно главным инженером или заместителем директора по производству), который несёт ответственность за её разработку и реализацию. Эта стратегия отражает, какими должны быть будущие товары и производства. Данная функциональная стратегия описывает дальнейшие отношения с поставщиками. Сюда входит независимость от одного поставщика, наличие заменителей, время реализации заказов. Также в ней рассматривается какое оборудование будет использоваться при новых технологиях и какие финансовые средства на это потребуются. Таким образом, производственная стратегия представляет собой описание производственного будущего предприятия.
В производственной стратегии
заостряется внимание на организационных
аспектах системы материально-
Финансовая стратегия призвана освещать финансовые последствия избранной стратегии предприятия. В идеале прогноз должен делаться на 3-4 года. Прогноз на меньший период редко является достаточным, однако для некоторых нестабильных отраслей белорусской экономики он сейчас допустим.
Стратегия финансов включает
сведения о предполагаемых капиталовложениях
и их распределении, отчёты о прибылях
и убытках на период планирования
с разбивкой по годам, баланс на начало
планирования, прогнозы движения денежных
средств. Все цифры сравниваются
с цифрами по отрасли (они должны
соответствовать
При стратегическом финансовом
планировании важно помнить, что
система планирования должна быть оптимальной.
В состав плановых показателей необходимо
включать только те показатели, которыми
можно и нужно управлять. Громоздкость
системы финансового
Стратегия научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Важно помнить, что все функциональные стратегии взаимосвязаны и должны дополнять и поддерживать общую выбранную предприятием стратегию. Если руководители функциональных зон проводят свою стратегию независимо друг от друга или от руководителя хозяйственного подразделения, это открывает дверь для проведения в жизнь нескоординированных или конфликтных стратегий. Скоординированные и взаимодополняющие стратегии необходимы для успешной реализации деловой стратегии. Проще говоря, маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия и стратегия работы с персоналом должны быть взаимоувязанными между собой, а не только преследовать свои достаточно узкие цели.
Анализ существующих
функциональных стратегий на примере
машиностроительного
ОАО «Автогидроусилитель» является в настоящий момент лидером среди предприятий автомобильного оборудования, имеет известную торговую марку и большой объём продаж. Разработки завода в области производства автомобильного оборудования и технологий изготовления приняты на заметку и используются другими предприятиями.
Стратегическими приоритетами
являются постоянный рост, обеспечение
максимально возможного качества, поддержка
репутации умелого и
Стратегия НИОКР. Создавать новые автомобильные узлы повышенного качества, используя улучшенные технологии. Для этого на предприятии был создан новый цех малых серий, имеющий в своём распоряжении новое компьютеризированное оборудование и высококвалифицированный персонал. Здесь широко используется заводом принцип дополнительной выгоды.
Ассортиментная стратегия. Предприятие постоянно стремится расширить ассортимент выпускаемой продукции за счёт внесения изменений в уже выпускаемую, предлагает в дополнение к продукции услуги по ремонту и обслуживанию. «АГУ» осуществляет серьёзную проверку компонентов и материалов для изготовления продукции с целью обеспечения высокого качества выпускаемых товаров.
Производственная стратегия. ОАО устанавливает строгие требования (стандарты) к продукции, строит свои отношения с поставщиками на взаимовыгодной производственной основе, чтобы быть уверенным в поставке материалов высочайшего качества. «АГУ» разрабатывает производственные системы и технологические процессы, которые позволяют улучшить качество продукции и экономить время, что приводит к получению дополнительной прибыли.
Маркетинговая стратегия. Усилия маркетинга «Автогидроусилителя» призваны укреплять имидж завода в областях качества, экологической чистоты и выгоды для клиентов, используя средства массовой информации для рекламы. Предприятие пытается использовать разумные цены и дополнительные выгоды для обеспечения постоянного потока клиентов.
Стратегия подбора и подготовки персонала. ОАО регулярно выплачивает заработную плату своим работникам, поощряет работников материально (различные премии и материальные помощи, туристические поездки за счёт завода) и морально (вынесение благодарностей, доска почёта, заметки в заводской газете), предлагает возможность служебного роста. «Автогидроусилитель» осуществляет найм на работу служащих, обладающих хорошими производственными навыками, имеющих помимо профессионального образования дополнительные знания (знания ПК и т.п.). На заводе регулярно проводится обучение на повышение квалификации.
Социальная стратегия. В рамках этой стратегии проводятся различные поддерживающие мероприятия для работающих студентов (выдача материальной помощи, предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики), предоставление кредитов работникам, помощи при снятии жилья, санаторно-курортном лечении работникам и их детям. На предприятии ведется вторичная переработка отходов.
Предложения по совершенствованию
существующих стратегий.
ОАО «Автогидроусилитель» в своей деятельности опирается на стратегию лидерства в области качества. Её ещё называют стратегией дифференциации. Она позволяет «АГУ» занимать лидирующее положение на рынке автомобильной продукции, получая устойчивую прибыль. Однако у предприятия есть серьёзные конкуренты в лице китайских производителей, которые предлагают аналогичную продукцию по более низким ценам. Поэтому предприятию необходимо делать более сильный упор на инновационную деятельность, чтобы клиенты хотели платить больше за качество. Только в этом случае автомобильная продукция завода по своим характеристикам будет более желанна для потребителя и не сможет быть легко воспроизведена за счёт подражания со стороны конкурентов данного сегмента рынка.
Этого можно добиться, только повышая требования к поставщикам материалов и комплектующих, закупкой нового оборудования, автоматизацией и механизацией производственных процессов, серьёзных финансовых вливаний в НИОКР.
Использованная литература.
1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь. Мн – 2001
2. Виханский О.С. «Стратегическое управление» М – 2001
3. Велесько Е.И., Быков А.А. Дражек З. «Стратегическое управление. Практика принятия системных решений» Мн – 1997
4. Панов И.А. «Стратегический менеджмент» М – 2002
5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. «Стратегический менеджмент» М – 2001
6. Янчевский В.Г. «Основы менеджмента» Мн – 2004
Информация о работе Понятие и сущность функциональных стратегий организации