Понятие и сущность стратегического потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Стратегический потенциал……………………………………………………4
Содержание стратегического потенциала………………………………….4
Критерии, характеризующие приспосабливаемость предприятий к изменениям внешней среды………………………………………………….5
Возможности внутренней среды…………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 31.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по стратегическому  менеджменту

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Стратегический потенциал……………………………………………………4
    1. Содержание стратегического потенциала………………………………….4
    2. Критерии, характеризующие приспосабливаемость предприятий к изменениям внешней среды………………………………………………….5
    3. Возможности внутренней среды…………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….10

Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

 

  1. Стратегический потенциал
    1. Содержание стратегического потенциала

Определение стратегического  потенциала предприятия опирается  на использовании системного подхода  по рассмотрению условий и результатов  функционирования предприятия, определения его целей. Согласно этому подходу, предприятие рассматривается как система ресурсов, которые вступают во взаимодействие и  способствуют достижению результата.

Основными видами ресурсов, что используются, являются:

  1. Технические ресурсы (особенности оборудования, инвентаря, транспортных средств, необходимых материалов и т.д.).
  2. Технологические ресурсы (динамичность технологий, использование новых идей, разработки по оптимизации затрат и т.д.).
  3. Кадровые ресурсы (квалификация, демографический состав работников, их способность адаптироваться к сменам приоритетов в развитии предприятия).
  4. Ресурсы площади (объем торговой площади, возможность расширения, коммуникации и т.д.)
  5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы).
  6. Информационные ресурсы (характер информации о внутренних возможностях предприятия и внешнего окружения, возможности ее увеличения, рост значений правдивости и т.д.)
  7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, возможность и объемы получения кредитов и др.)

Для торгового предприятия  одним из основных видов ресурсного потенциалу является товарные ресурсы, возможные объемы и условия закупки  товаров, ассортимент товарной группы, его ширина, глубина, обновление, качество, соответствие спросу.

Каждый из указанных видов  ресурсов представляет собой объединение  возможностей функционирования предприятия  и достижения стратегических целей  его деятельности. Потенциальные  возможности предприятия при  более эффективном использовании  ресурсов характеризуют стратегический потенциал предприятия.

Уровень стратегического  потенциалу предприятия определяется:

  • во-первых, составом и современным видом системы имеющихся ресурсов.
  • во-вторых, ступеням соответствия ресурсного потенциалу стратегическим целям и заданиям предприятия.
  • в-третьих, способностью ресурсного потенциалу обеспечить стойкость хозяйственной системы к влиянию внешнего окружения и внутреннюю гибкость. [2]
    1. Критерии, характеризующие приспосабливаемость предприятий к изменениям внешней среды

Основными критериями, характеризующими приспосабливаемость предприятий к изменениям внешней среды, являются:

  1. Способность к проведению макроэкономического анализа ситуации в стране и регионе деятельности.
  2. Способность к прогнозированию изменений в объеме и структуре потребительского спроса.
  3. Способность к анализу и прогнозированию конъюнктуры рынка ресурсов и капитала, разработки эффективных стратегий взаимодействия с рынками для получения необходимых ресурсов.
  4. Способность к выдвижению и реализации конкурентоспособных идей, относительно технологии и организации торгового процесса, осуществления закупок товарных ресурсов и формирования товарной пропозиции.
  5. Способность к обеспечению стойкости предприятия к негативным изменениям во внешнем окружении функционировании за счет разработки и реализации эффективных защитных стратегий.
  6. Способность к обеспечению внутренней гибкости предприятия за счет использования технологических инноваций, изменения направления мотивации и стимулирования труда, товарной и региональной диверсификации деятельности, оснащения новыми  основными фондами и т.д.
  7. Способность к обеспечению конкурентоспособности ассортимента товаров в реализации, поиск путей расширения рынка сбыта и увеличение ниши хозяйствования.
  8. Способность поддержки конкурентного статуса предприятия и использование конкурентных преимуществ в борьбе за потребителя.
  9. Способность к эффективному использованию инвестиционных возможностей и развитие ресурсного потенциала.
  10. Способность к обеспечению высокой эффективности хозяйствования за счет поиска и мобилизации неиспользованных ресурсов, поддержки необходимых темпов развития.
  11. Способность адаптации стратегии и тактики деятельности предприятия к изменчивым условиям. [5]

Уровень, освоения потенциальных  возможностей предприятия определяет конкурентный статус предприятия (КСП). Это понятие используется не для оценки положения предприятия на рынке, а для характеристики возможностей предприятия к ведению конкурентной борьбы, предпосылки достижения предприятием определенных конкурентных преимуществ.

Конкурентный статус оценивает ресурсную обеспеченность и подготовку предприятия к реализации стратегических целей и заданий, ступень освоения ими своих потенциальных возможностей, характеризирует благоприятные условия внешнего окружения для создания и поддержки конкурентных преимуществ.

Оценка конкурентного  статусу предприятия проводится в долях единицы и используется для характеристики его конкурентоспособности.

    1. Возможности внутренней среды

Оценка перспективных  возможностей развития внутреннего  потенциала предприятия предвидит  проведение следующей работы:

1 этап. Формирование системы показателей (элементов стратегического потенциала), которые являются причинами внутренней перспективы роста конкурентного статуса. Перспективы роста целесообразно использовать по отдельным функциональным сферам деятельности предприятия, прежде всего: торговой, финансовой, маркетинговой, потенциала трудовых ресурсов, менеджмента.

Возможности развития каждой сферы деятельности предприятия  характеризируется системою количественных и качественных показателей.

Оценка перспектив развития торговой деятельности должна базироваться на определении перспектив роста интенсивности потока покупателей в районе деятельности предприятия, возможности региональной диверсификации деятельности, возможностей роста торговой площади за счет внутреннего перепланирования, рациональности распределения площади торгового зала между отдельными товарными секциями; возможности увеличения ширины, глубины и обновления товарного ассортимента; соответствие товарного ассортимента структуре потребительского спроса, адекватности уровня, форм и методов торгового обслуживания запросам «целевой аудитории»; возможностям увеличения качества обслуживания и т.д.

При оценке перспектив развития финансовой деятельности следует учитывать: возможности предприятия по привлечению и обслуживанию заемного капитала, ступень финансовой независимости предприятия и его соответствие условиям безопасности для кредиторов предприятия; кредитную историю предприятия, полноту и своевременность выполнения долговых обязательств; инвестиционную привлекательность предприятия для внешних инвесторов; возможность выполнения эффективной дивидендной политики и т.д.

Оценка перспектив развития потенциала трудовых ресурсов выполняется путем исследования полноты обеспечения предприятия персоналом; его удовлетворенностью условиям и организации труда, уровнем оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, возможностей предприятия по привлечению для работы необходимого количества работников массовых профессий и квалифицированных профессионалов.

Перспективы улучшения маркетинговой  деятельности определяется эффективностью ассортиментной и ценовой политики предприятия, политики продвижения товаров и организации их закупки, обоснованностью и результативностью рекламных кампаний, организацией работы по изучению и прогнозированию потребительского спроса и т.д.

Оценка возможностей улучшения  системы управления предприятия, требует исследование рациональности организационной структуры предприятия, специализации существующих функциональных управленческих подразделений, состоянию организации планово-экономической работы, бухгалтерского учета, контроля над выполнением принятых решений и т.д.

2 Этап. Оценка  возможностей развития отдельных  элементов стратегического потенциала.

На этом этапе работы необходимо экспертно оценить возможности  улучшения отдельных направлений  деятельности предприятия.

Для проведения количественной оценки может использоваться метод  балов, согласно которого перспективы  развития оцениваются определенным количеством балов.

Например, при использовании 5-ти бальной системы в основу оценки могут быть положены следующие  критерии:

 

Таблица №1 5-ти бальная система  оценки перспектив развития предприятия

Бальная оценка

Характеристика перспектив развития

0

Перспективы развития отсутствуют

1

Незначительные возможности  развития

2

Умеренные возможности развития

3

Средние возможности развития

4

Существенные возможности  развития

5

Превосходные возможности  развития


3. Этап. Определение  весомости отдельных показателей  стратегического потенциала для  развития предприятия в целом.

Отдельные элементы стратегического  потенциалу играют разную роль в формировании перспективного конкурентного статуса  предприятия. Оценка коэффициента значимости каждого из них в общей оценке проводится с помощью шкалы рангов, приведенной в таблице. [2]

Таблица № 2 Шкала рангов значимости отдельных аналитических показателей в оценке перспектив развития предприятия

Величина ранга

Определение

Объяснение

1

Незначительные возможности

Характеристика показателя приносит незначительный вклад в  достижение цели

3

Умеренные возможности

Характеристика показателя дает умеренные возможности для  достижения цели

5

Существенные возможности

Характеристика показателя сильно влияет на достижение цели

7

Значительные возможности

Характеристика показателя дает настолько сильные возможности  для достижения цели, что они стают  значительными

9

Очень сильные возможности

Между показателем и целью  имеется очевидное взаимоотношение

2,46,8

Промежуточные значения

Используется в компромиссном  варианте

Информация о работе Понятие и сущность стратегического потенциала