Понятие и сущность управления. Особенности управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде.
Однако необходимо обратить внимание на то, что глагол «уп¬равлять» и существительное «управление» применяются для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечиваются целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы.

Содержание работы

Глава I Понятие и сущность управления…………….........................................3
1.1 Понятие управления ………………………………………………………….3
1.2 Значение управления…………………………………………….....................4
1.3 Особенности управления……………………………………………………..4
1.4 Разделение труда………………………………………………………………5
1.5 Типы управления, объект и субъект управления……………………………5
1.6 Принципы управления, классификация управления ……………………….6
Глава II Особенности управленческого труда……………………………….....8
Вывод……………………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Реферат менеджмент.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  

 

 

  

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА  

 

 

  

 

 

 

Выполнила 

Научный руководитель

 
 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012

Содержание

 

 

Глава I  Понятие и сущность управления…………….........................................3

    1. Понятие управления ………………………………………………………….3
    2. Значение управления…………………………………………….....................4
    3. Особенности управления……………………………………………………..4
    4. Разделение труда………………………………………………………………5
    5. Типы управления, объект и субъект управления……………………………5
    6. Принципы управления, классификация управления ……………………….6

Глава II  Особенности управленческого труда……………………………….....8

Вывод……………………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управлять – значит знать точно, что предстоит сделать и как  сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Ф.У.Тейлор

Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

А.Файоль

Управление – это особый вид  деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

П.Друкер

 

 

Глава I

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

 

1.1 Понятие управления.

 

Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде.

Однако необходимо обратить внимание на то, что глагол «управлять» и существительное «управление» применяются для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечиваются целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы.

В фундаментальном Оксфордском  словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения  с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.

В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В Советском энциклопедическом словаре (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией неодинаковы.

В английском языке имеются  глаголы:

to manage - управлять в хозяйственной сфере;

to govern - управлять в политической сфере;

to control - управлять в сфере техники.

Появление термина «менеджмент» - необходимое уточнение в русском языке понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Д. Бодди и Р. Пейтон приводят в  своем известном учебнике «Основы  менеджмента» мнение К. Хэйлс о том, что менеджмент является всеобщей человеческой деятельностью, так как каждый человек  управляет собой для организации своей деловой, общественной или личной жизни и достижения успеха во всех этих областях.

Каждый индивид управляет собственной  жизнью, и в этом смысле все мы являемся менеджерами. К. Хэйлс проводит четкое различие между менеджментом как всеобщей человеческой деятельностью и управлением как деятельностью представителей особой профессиональной группы специалистов. Менеджмент как общечеловеческая деятельность распространяется как на семейную и общественную, так и на деловую сферу.

С учетом сказанного в рамках данной работы считаю использовать термины «управление» и «менеджмент» как тождественные.

Управление, менеджмент – это самостоятельная  область знаний, отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством.

 

Управление - это организация такого целенаправленного воздействия  на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние. 
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель - это идеальное описание результата деятельности.

 

1.2 Значения управления.

(как наука, искусство,  функция, процесс, аппарат).

 

Понятие "управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука –  система упорядоченных знаний  в виде концепций, теорий, принципов,  способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О’Доннел "Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция - деятельность, направленная по своему назначению и содержанию, но принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс  - определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат  - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

 

1.3 Особенности управления.

 

По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд  специфических особенностей:

-он представляет собой умственный  труд, состоящий из трех видов  деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в создании материальных  благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда - организационная и вычислительная техника;

-результатом труда - управленческое решение.

 

1.4 Разделение труда

 

Со временем в целях повышения  результативности управления появилось  разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:

-функциональное - основывается на  формировании групп работников  управления, выполняющих одинаковые  функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

-структурное - строится исходя  из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

-вертикальное - построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень - составляет по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала.

-горизонтальное – разделение  труда по функциям;

-технологическое – учитывает  виды и сложность выполняемых  работ. 

По этим критериям в составе  аппарата управления выделяют три категории  работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления, задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

 

1.5 Типы управления, объект и субъект управления.

 

Управление в широком смысле – процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния  в другое посредством целенаправленного  воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.

Различают следующие типы управления:

-техническое (в неживой природе);

-естественное (основанное  на законах зоологии и биологии);

-социальное (это непрерывный  процесс воздействия на объект  управления (личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов).

Объект управления - часть  окружающей среды, на которую оказывают  управляющее воздействие.

Субъект управления - часть окружающей среды, оказывающая управляющее воздействие. Субъект управления является источником целей, реализуемых управлением. При полном удовлетворении потребностей субъекта управления управление не требуется.

Объект социального управления – люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль).

Поскольку каждый человек  индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами, то его  реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление сложным процессом с неопределенным результатом.

Управление – процесс воздействия человека или группы людей на трудовой коллектив для достижения определенных целей. Управление представляет собой систему взаимоотношения субъекта и объекта управления.

 

Прямая связь (управленческое решение)

        Субъект         Объект


 

Обратная связь (контроль)

 

1.6 Принципы управления, классификации управления.

Принципы управления - это руководящие правила, которыми пользуются в процессе подготовки и осуществления управляющего воздействия. Они отражают характер производственных отношений конкретной социально - экономической формации. Поэтому для каждой экономической формации характерны свои принципы управления.

Андри Файоль выделил следующие  принципы:

1.разделение труда (необходимо  для выполнения большей по объему  и лучшей по качеству работы);

2. полномочия и ответственность; 

3. дисциплина;

4. единоначалие (каждый сотрудник имеет 1 начальника);

5. единство действий (единая цель);

6. подчиненность личных целей  общим; 

7. вознаграждение;

8. централизация;

9. скалярная цепь (передача информации  сверху вниз по цепочке);

10.порядок относительно рабочего места;

11.стабильность  персонала; 

12.инициатива сотрудников, кооперативный дух.

Классификация принципов.

Принципы управления можно разделить  на:

• общие для всех видов управления;

• относящиеся ко всем компонентам  системы управления;

• специфические для управления конкретным производством;

• относящиеся к отдельным частям системы управления.

Можно выделить следующие классификации управления:

1. В зависимости от объекта управления:

  • управление людьми
  • стратегическое управление
  • проектное управление

2. В зависимости от формы собственности:

  • региональное – отраслевое
  • федеральное – на предприятии

Информация о работе Понятие и сущность управления. Особенности управленческого труда