Понятие и виды инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования непосредственно связано с тем, что инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России.
Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

иннов менед.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Основой принятия решения о внедрении нового продукта в производство и о масштабе такого производства является маркетинговая программа по производству. Разработка и принятие такой программы проводится с учетом маркетинговых программ по продуктам и результатов тестирования нового продукта на рынке.

Маркетинговые программы по производству или производственному отделению предприятия включает:

  • коммерческое обоснование производственной программы, ее структуру, ассортимент и количественные показатели выпускаемой продукции;
  • объем продаж, рентабельность продукции и производства в целом;
  • производственные возможности предприятия: использование имеющихся производственных мощностей, обеспеченность ресурсами и квалифицированным персоналом;
  • каналы и методы сбыта, известность и имидж предприятия на рынке;
  • финансовые возможности (в том числе общая сумма инвестиций в развитие производства и сбыта) и источники финансирования;
  • прогноз результатов (прибыль или убыток) на расчетный период.

Таким образом, процесс инноваций включает ряд последовательных этапов (приложение 1).

3. Характеристика  внешней среды организации

 

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды [12,89]:

взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

· сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

· подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

4.Степень влияния  факторов внешней среды на  инновационную деятельность предприятия

Первоочередным для организации является взаимодействие с потребителем. Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров, услуг и других результатов деятельности.

Процесс изучения включает в себя анализ факторов, характеризующих потребителя:

  • отношение к товару, который производится организацией;
  • географическое месторасположение;
  • национальные традиции, обычаи, вкусы;
  • демографические .

Спрос непосредственно воздействует на инновационную стратегию экономической системы. Конечной целью инновационных отношений является создание новшеств, которые становятся товарами на конкретном рынке. Перед любой экономической системой стоит задача прогнозирования потребительского спроса на будущее новшество. При этом в случае, когда новшество реализуется внутри организации или по традиционному государственному заказу, прогноз разрабатывается сравнительно легко, поскольку требования потребителя определяются при постановке цели инновационного проекта. Сложности возникают при прогнозировании спроса на революционные нововведения. В этом случае перед экономической системой возникает задача самой сформировать спрос на новшество на основе изучения еще неосознанных потребителями потребностей.

Поведение потребителей является наименее предсказуемым фактором внешнего воздействия на инновационную деятельность в рыночной экономической системе. Но оценка ими полезности новшеств в конечном счете определяет характер и структуру рынка инноваций, монополию организаций на научно-техническое новшество в случае успеха у потребителей или потерю средств в случае неудачи.

Работа поставщиков и выполнение ими своих обязанностей оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объём выпуска продукции, прибыль и улучшение позиции в конкурентной борьбе. Именно поэтому взаимодействие организации с поставщиками уделяется пристальное внимание со стороны руководства.

Руководитель должен уметь правильно выбрать поставщика и установить с ним хорошие взаимоотношения. Это позволит организации:

  • избежать ресурсной зависимости от него
  • обеспечить высокое качество товаров и услуг
  • исключить срывы поставок своим клиентам
  • обеспечить конкурентное преимущество своей организации .

В условиях высокой конкуренции, а как следствие - работа в одной среде предполагает и взаимодействие с конкурентами. Для обеспечения высокой эффективности организации необходимо постоянно изучать своих реальных и потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны, и в соответствии с полученными результатами строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями - самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе. Причем в зависимости от того, насколько дифференцирован инновационный продукт, конкуренция может проявляться и в форме монополии, или олигополии.[13,169]

Олигополия предполагает производство идентичной продукции несколькими компаниями. Рынок такой продукции определяется небольшим числом продавцов. Соответственно инновации, осуществляемые фирмами-конкурентами, нацелены, прежде всего, на совершенствование отдельных свойств товара, дизайна, сервиса с расчетом на определенную группу покупателей или сегмент рынка, на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, позволяющих создать `ценовой барьер` на пути новых конкурентов. Фиксированное число компаний при олигополии позволяет относительно мирно делить рынок, что также в некоторой степени уменьшает их инновационную активность.

В рыночной экономике практически любая экономическая система действует в условиях несовершенной конкуренции. Но каждый конкретный тип конкуренции обусловливает структурные характеристики рынка, на котором складываются и инновационные отношения. Структурные характеристики рынка через воздействие объективных экономических факторов определяют и инновационную стратегию фирм. В то же время для оценки степени воздействия конкуренции на инновационную активность важно учитывать и степень интенсивности конкурентной борьбы, зависимость между интенсивностью конкурентной борьбы и восприимчивостью к нововведениям. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем. Критерием созидательной конкурентной борьбы является как раз инновационная деятельность.

Так же высока и степень влияния экономического развития, так как изменения этого фактора приводят к изменениям условий для развития инновационной деятельности. Одним из показателей здорового экономического роста является высокий уровень конкуренции, и как следствие этого потребность предприятий в инновациях в целях выживания на рынке.

Так же с другой стороны, а именно если рассмотреть инновационную деятельность, то прибыль может явиться толчком для внедрения нововведений именно в условиях нестабильности экономического развития или экономического кризиса. Этот толчок появляется в силу невозможности извлечь прибыль более легким способом, когда простое улучшение не приносит желаемых результатов, а структурный кризис, кризис перепроизводства могут быть решены путем радикальных изменений.

Но все же наибольшее влияние оказывает инновационная политика государства. Она определяет систему целей и задач, которые государство ставит перед собой в рамках регулирования отношений в инновационной сфере. Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, акцентом либо на силу рынка, либо на силу власти. При этом целесообразно преобладание прямых, властных методов воздействия в периоды экономического спада, а на стадиях подъема экономики - косвенных, рыночных методов.

Прямые методы также подразумевают госзаказы фирмам, которые выступают в качестве инновационных подрядчиков. Это означает прямое дотационное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми для содействия инновациям. В силу ограниченности средств государственного бюджета при этом неизбежны жесткая избирательность поддержки инновационных проектов, жесткая конкуренция между организациями за получение необходимых средств. Результатом такого соперничества является, как правило, относительно рациональный выбор приоритетных инновационных идей.

Интенсивность конкурентной борьбы на государственном рынке нововведений вызывается конкретными преимуществами государственного контракта по сравнению с другими формами деловых соглашений.[18,93]

Во-первых, государственный контракт обеспечивает получение необходимой финансовой, материальной, информационной, законодательной поддержки в процессе реализации инновационного проекта, что дает организации возможность быть на уровне современных достижений НТП, удерживать лидерство в отрасли (приложение 2).

Во-вторых, государство обеспечивает спрос на создаваемое новшество, позволяя тем самым свести к минимуму коммерческий риск, связанный с неопределенностью потребительского поведения.

В-третьих, государство является самым надежным заказчиком новшества. В-четвертых, государственный заказ способствует рекламе предприятия и его продукции.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, предполагают стимулирование инновационных процессов преимущественно путем создания благоприятного климата для новаторской деятельности. Решающую роль в этой связи играет политика либерализации налогового и амортизационного процессов, их законодательного регулирования.

Особое значение в системе косвенных мер государственной инновационной политики имеет и законодательство по интеллектуальной собственности (патентное и лицензионное право, законы о промышленных образцах). Четкое правовое регулирование интеллектуальной собственности создает экономическую заинтересованность и в создании инновационной идеи, и в реализации новшества, что благоприятно сказывается и на активности научной работы в стране и инновационном использовании ее результатов.

Создание социальной инфраструктуры также способствует созданию благоприятных внешних условий для развития инновационных отношений, обмена информацией, быстрой оборачиваемости рискового капитала.

Многообразие форм воздействия внешних факторов на инновационные отношения предопределяет комплексный характер такого воздействия в целом. Косвенный эффект при этом обеспечивается в случае создания условий для реализации нововведений, а комплексный характер внешнего воздействия - взаимовлиянием разнообразных факторов во внешней среде.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в заключении необходимо сделать следующие выводы.

Актуальность исследования непосредственно связано с тем, что инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России.

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и обеспечения устойчивости успеха предприятия или корпорации на рынке в целом.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшеством, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно – исследовательской, учебной и других сферах предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

Инновации в зависимости от выбранного критерия определенным способом классифицируются.

Процесс инноваций включает в себя ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара, а также внедрении товара в производство. В современных условиях сложились устойчивые механизмы управления научно – технической деятельностью, отражающие особенности интеграции науки и производства, главными из которых являются: ориентация исследований и разработок на потребности рынка; усиление влияния рыночных факторов и рыночной конъюнктуры на определение целей и стратегий предприятий.

Информация о работе Понятие и виды инноваций