Понятие менеджмента, сущность и этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие менеджмента, сущность и этапы развития 4
Эволюция менеджмента
Функции менеджмента
Менеджер и предприниматель
Менеджер как профессия
Роль менеджера в организации
Профессиональные и личностные качества менеджера
Рекомендации по формированию менеджмента предприятия 15
Система управления предприятием
Требования к современному менеджеру

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 264.13 Кб (Скачать файл)

Трудно переоценить значение для  руководства и управления коммуникативных  качеств менеджера, и, прежде всего  общительность, тактичность, умение слушать  и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию. Весьма необходимы для менеджера его  волевые качества настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности  работы менеджера имеют также  его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность  в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность  к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как  алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя). Не ко всем видам Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм. Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.[7]

 

3 Рекомендации по формированию  системы управления предприятием       3.1 Система управления предприятием

 

Один из основоположников науки  управления Анри Файоль рассматривал предприятие как совокупность материального и социального организмов. Но сам Файоль, развивая науку управления, способствовал тому, чтобы его социальный организм разделился на две составляющие: административную (организация и управление) и человеческую (персонал). Поэтому сейчас мы можем говорить уже не о двух, а о трех «организмах» предприятия, которыми являются материальная база, персонал и менеджмент, как деятельность по организации работ и управлению предприятием, включая также взаимоотношения между людьми на производстве.

Принцип создания системы управления предприятием заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое осуществляется путем делегирования линейных полномочий сверху вниз по уровням управления, сформированным при построении структуры  предприятия. В результате в структуре  определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и подчиненные  им сферы контроля (объекты управления), создается иерархия уровней управления и образуется цепь команд. Кроме  делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные  полномочия, обязанности руководителей  по координации (стыковке) работ подразделений  по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для  достижения общих целей организации. В организациях обычно выделяют три  уровня управления:

  • руководители низового звена — технический уровень (мастера — младшие начальники), которые руководят непосредственными исполнителями работ;
  • руководители среднего звена — руководители подразделений;
  • руководители среднего звена, взаимодействуют на своем уровне с поставщиками и потребителями и поставляют большую часть информации высшему руководству;
  • руководители высшего звена, которые разрабатывают стратегию, формулируют цели и политику, взаимодействуют с внешней средой, принимают важнейшие решения, отвечают за мотивацию персонала, общую организацию работ и управление предприятием.

В результате, для обеспечения полноты  и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение мероприятий.

Содержание и методы работ при  выполнении перечисленных выше функций  в процессе управления предприятием определяются для каждой функции  в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к  управлению, накопленные практикой  менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых функций.

На основе процессного подхода  можно построить модель управления предприятием и показать на ней процесс  управления как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций (схема 1).

В соответствии с представленной моделью  процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.

После этого осуществляется внедрение  мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные  решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых  характеристик продукции при  управлении производством, а также  на улучшение продукции и производственного  процесса. Но кроме этого принимаемые  меры могут быть направлены на корректировку  ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности  высшего руководства, например, на изменение  организации работ, на повышение  квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1 - Модель управления предприятием

 

После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику  или на рынки сбыта, и поставщик  получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением  той же функции, с которой он и  начинался — взаимодействием  с внешней средой.

Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные  документы, указывающие, как надо выполнять  указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет  сказать, что система управления предприятием сформирована.

 

3.2 Требования к современному менеджеру

 

Современные тенденции управления рождают и новые требования к  менеджеру. В прошлом дня руководителей  было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим  считался такой руководитель, который  умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций. В настоящее время важным требованием стало самостоятельность.

Самостоятельность — это хорошее  качество, но оно тоже может проявляться  по-разному. Бывает самостоятельность  в исполнении и самостоятельность  в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и  самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может  быть самостоятельность опыта и  самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа или креативный менеджер.

Каждый менеджер проявляет в  своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое  определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она  осуществляется. Современное условие  управления — потребность в исследованиях. Эти потребность реализуется  в самых различных проявлениях  — организации управления, методологии  разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого  капитала и пр. Но одним из последствий  реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых  можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.

Современный менеджер должен характеризовать  следующие положения:

-    Отказ от приоритета  классических принципов школ  менеджмента, согласно которым  успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости  к постоянным изменениям  внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

- Использование в управлении  теории систем, облегчающей задачу  рассмотрения организации в единстве  ее составных частей, которые  неразрывно связаны с внешним  миром. Главные предпосылки успеха  предприятия находятся во внешней  среде, причем границы с ней  являются открытыми, т.е. предприятие  зависит в своей деятельности  от энергии, информации и других  ресурсов, поступающих извне. Чтобы  функционировать, система должна  приспосабливаться к изменениям  во внешней среде.

-    Применение к управлению  ситуационного подхода, согласно  которому функционирование предприятия  обусловливается реакциями на  различные по своей природе  воздействия из вне. Центральный момент здесь - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

-    Новая управленческая  парадигма уделяет огромное внимание  таким факторам, как самоорганизация  и в меньшей степени как  лидерство и стиль руководства,  квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения  в коллективе и реакция людей  на изменения.

Ориентация на новые условия  и факторы развития нашла отражение  в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

Достаточно сложно в нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к современному менеджеру  на предприятии. Он должен разбираться  в технологических процессах  на предприятии, в основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, в психологии и методах манипулирования  людьми, в финансах и налогах. Менеджер должен уметь взаимодействовать  с властью и с клиентами, с  конкурентами и владельцами бизнеса. И наконец – менеджер должен быть профессионалом менеджмента, микро- и  макроэкономики.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции  менеджера:

- знания в области теории  и умения в сфере практики  управления;

- способность к коммуникациям  и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации  предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной  подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро - экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических  знаний в области менеджмента, как  правило, достигается в системе  специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством  менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований - требования коммуникабельности и умения работать с людьми, - обусловлена связующим  положением менеджера в системе  коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений  или предприятий, рабочий коллектив  и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуаций менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно реагировать  и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.

Третья категория требований - компетентность менеджеров в области специализации  предприятия - предусматривает наличие  у них специальных знаний в  области технологии производственных процессов теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов. Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения  квалификации руководящих работников.

 

Заключение

 

 

 

 

 

Список используемой литературы




Информация о работе Понятие менеджмента, сущность и этапы развития