Понятие мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: “Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности”.

Файлы: 1 файл

контрольная работа теория управлен.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Еще более заметно различие в потребностях, свойственных людям, в их представлениях и воображении. Это образное переживание человеческих потребностей. Аналогично запечатлевается жизненный опыт. По своему содержанию память представляет избирательное запечатление, где материал сохраняется в зависимости от его близости сокровенным потребностям человека. Но, с другой стороны, крушение ожиданий, связанных с заветными личными потребностями, оставляет в памяти наиболее тяжелый след.

Установление связей между потребностями и возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности. Орудием мышления, прокладывающим дорогу, как для его выражения, так и для дальнейшего развития, оказывается речь.

Две стороны потребностей предопределяют наиболее обобщенные характеристики человека — темперамент и характер. Мы видим прямую связь темперамента с интенсивностью и силой чувств человека, а характера — с его вкусами, предпочтением в кругу потребностей. Индивидуальность человека определяется его наиболее сокровенной потребностью и смежными потребностями, прямо выходящими на нее. В их совокупности — сам колорит личности.

В свете потребностей раскрывается и тайна человеческих способностей. Они складываются из трех уровней:

биологического — задатков;

психологического - выражения его в виде потребностей;

умений и навыков, закрепление которых зависит уже от возможностей социальной жизни.

Живая сердцевина потребностей зависит как от силы, мощи соответствующих потребностей и интересов, так и от их осознания и конкретизации. Признак способностей - наличие четко выраженного интереса; таланта — поглощенность, одержимость им; гения - наличие множества снедающих интересов со всепоглощенностью главным (двумя, тремя) из них, размах не только силы, но и диапазона потребностей.

Кроме того, великий человек - это и великий характер. Глубоко отметил А.С. Макаренко: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, - тем такой человек красивее и выше».

Потребность как первоэлемент научных систем о жизни исследователи почему-то не привыкли замечать. Но еще Гегель считал, что «исторически первое должно быть логически первым». Часто, например, говорят об изначальности инстинкта в жизни существ. Но он сам переживается организмом как его потребность. В других случаях характеристику организма склонны начинать с ощущений как «самой элементарной психической формы». Однако при этом не учитывается, от чего зависят характер, содержание ощущения. Оно целиком определяется природой потребностей, свойственных организму. Именно на основе потребностей получает свою окраску восприятие окружающего мира, где ощущения взаимодополняют друг друга.

Проблема воспитания и самовоспитания — в первую очередь проблема воспитания и самовоспитания потребностей через прямое обращение к сфере, где они живут, — подсознанию.

Мы указали на роль человеческих потребностей в качестве движущей силы социального развития. Поэтому важно выяснить роль и значимость каждой из них, общее соотношение.

В основании духовных потребностей лежит моральная потребность, или потребность человека в собственной самоценности. Она вырастает на основе более общей нравственной потребности, но затем через совесть становится основой человеческого поведения и отношения ко всему. Прочие уровни духовных потребностей выводят человека на все более широкий круг явлений, но при этом он всегда соотносит свое самовыражение с чувством соответствующей самооценки, т. е. со своей моральной потребностью.

В ряду духовных потребностей надо подчеркнуть одну особо важную - потребность веры. Ее нельзя отождествлять с религиозной, ибо люди живут верой не только в Бога, но и в иные идеалы — Родину, вождя, идеологию и т. д. Можно назвать такую потребность (и соответствующее ей чувство) вероносной. Именно вероносное чувство, через моральное, имеет самую большую силу над человеком, определяет его жизненный курс и поведение. Вместе с тем оно живет только на основе иной потребности, доминирующей в жизни человека, — религиозной, социальной, нравственной, эстетической, философской и т. д.

В современной психологии до недавней поры упоминались лишь три разновидности духовных чувств — нравственные, интеллектуальные и эстетические. Религиозные чувства даже не упоминались в специальных учебниках, их специфика отрицалась. Поскольку потребностям отвечают свои чувства, то можно обратить внимание, что нами их диапазон заметно раздвинут. По-своему разнящиеся нравственные и моральные чувства - разделение морального и нравственного факторов имело в теории прецеденты.

В зависимости от уровня развития у людей можно выделить мировоззренческие чувства. Они зримо проявляют себя в раздумьях о Вселенной, реальности-иллюзорности бытия, потусторонней жизни и т. д.

Тем более несомненно наличие в разной мере у людей социальных чувств как форм выражения положительной и отрицательной общественной солидарности.

Потребности и соответствующие им чувства образуют прочный психологический фундамент, связующий их с отдельными сторонами бытия. Осознание этих сторон, идейная «достройка» приводят к образованию определенных форм общественного сознания.

Традиционно известны в этом плане политика и право, наука и философия, нравственное, эстетическое и религиозное сознание.

Разделяя их на основе потребностей, необходимо расширить формы сознания. Надо выделить и те потребности, которые менее «засвечены».

Когда речь идет о «духовных областях», или формах общественного сознания, в первую очередь выделяются те из них, за которыми, пусть и неосознанно, стоят духовные потребности. Поэтому дискуссионным оставался вопрос об экономической форме сознания, покоящейся на материальных потребностях. Однако если идти до конца, то следует констатировать и наличие двух форм сознания на основе биологических потребностей: первая обращена к телу, вторая - к внешней среде; это соответственно гигиеническая и экологическая формы сознания.

В иерархии потребностей высшее место за мировоззренческой. Результат ее проявления - творческая философская мысль.

Аналогично в социальной жизни высшие назначения за законотворчеством. В любом случае критерий творчества отделяет реальную ценность законодательства от показной. Закон для общества не должен противоречить законам самой жизни. Вот почему истинный политик не может не быть философом. На это указывали еще мудрецы древности, начиная от Пифагора и Платона.

Именно эта связь главных и решающих сфер общественной жизни подтверждается другим показательным образом. Налицо закономерный системный переход потребностей от физических (биологических) для сферы быта к:

материальным (обмен, производство),

моральным (образование, воспитание),

интеллектуальным (сфера творчества),

социальным (законотворчество и правовое обеспечение),

мировоззренческим (философия, философское творчество).

Сформулируем лаконичный ответ на вопрос практиков: «Чего же ждут сегодня потребители?»:

Потребители хотят спокойствия и безопасности. Буквально во всем.

Потребители очень благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.

Многие компании растут и преуспевают благодаря тому, что являются более удобными для своих потребителей.

Потребители хотят персонального внимания и общения.

Потребители хотят качества. И это естественно.

Иногда потребители хотят быть вашими партнерами.

Потребители хотят иметь возможность вернуть вещи, которые их не вполне устраивают.

Потребители хотят и ожидают, что им будет всегда предоставлен прямой доступ на предприятие, с которым они имеют дело, и к продуктам этого предприятия без посредников6.

 

 

Заключение

В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу люди испытывают определенный набор четко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Это потребности: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня.

К. Альдерфер в своей теории ERG исходит из того, что потребности человека можно объединить в три группы, расположенные иерархически: существования; связи; роста. Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу состоит в том, что, по А. Маслоу, движение от одной потребности к другой происходит только снизу вверх. К. Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня.

Автор теории приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланд считает, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:

- в достижении (люди с выраженной  потребностью в достижении выбирают персональные, умеренно ложные задачи и цели, несущие в себе элементы вызова и гарантирующие немедленный ощутимый результат);

- в соучастии, проявляющаяся в  стремлении к дружеским отношениям  с окружающими;

- во власти, проявляющаяся в  стремлении контролировать ресурсы  и происходящие вокруг процессы.

Согласно теории двух факторов Ф. Герцберга, на удовлетворенность человека работой влияют две группы факторов:

- гигиенические (или факторы "здоровья") - зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными; наличие таких факторов снижает у человека чувство неудовлетворенности работой;

- мотивирующие - достижение, признание, ответственность, продвижение, содержание работы, возможность роста; именно эти факторы заставляют человека работать в полную силу. Процессуальные теории мотивации анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т. е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абросимова Т.М. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 2004.
  2. Джон О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение, 1986.
  4. Ильин В.И. http://www.marheting.spb.ru/read/m7/8.htm
  5. Менеджмент / Под ред. Д.Л. Добролюбова. М.: ПРИОР, 2003.
  6. Менеджмент организации / Под ред. Э.Б. Козлова. М.: Юнити, 2001.
  7. Обуховский К. Галактика потребностей. СПб: Речь, 2003.
  8. Прохоров В.В. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005.
  9. ЭнджелД.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. — СПб.: Питер Ком, 1999.
  10. Яновая А.Д. Сфера услуг. М.: Виза АРТ, 2003.

 

1 Менеджмент / Под ред. Д.Л. Добролюбова. М.: ПРИОР, 2003. С. 130.

2 Прохоров В.В. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 172.

3 Менеджмент организации / Под ред. Э.Б. Козлова. М.: Юнити, 2001. С. 131-133.

4 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение, 1986. С. 88-89.

5 Джон О'Шонесси. Принципы организации управления фирмой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 287.

6 Обуховский К. Галактика потребностей. СПб: Речь, 2003. С. 113.


Информация о работе Понятие мотивации