Понятие неопределённости и риска. Неопределённость и риск в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:40, реферат

Описание работы

Говоря о капитале, нужно отметить, что в любой момент времени соседствуют одни юридические и физические лица, у которых имеется некоторый излишек финансовых средств, и другие - у которых их не хватает. К числу последних относятся и государственные структуры, которым очень часто не достает денег. Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация, распределение и перераспределение финансовых средств между ее сферами и секторами. Понятно, что тема риска неразрывно связана с капиталом. Мы можем рисковать при том условии, что что-либо имеем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I Неопределённость и риск в предпринимательстве……………...........5
1.1. Понятие, классификация и виды рисков...…………………..........5
1.2. Понятие неопределённости………………………………………..12
Глава II Рассмотрение риска и неопределённости в России….…………..…14
2 Сущность неопределённости и риска в российском предпринимательстве……………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………41

Файлы: 1 файл

Реферат.Понятие неопределённости и риска.Риск в предпринимательстве.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  благодаря широкому распространению и доступности интернета даже небольшие фирмы могут избежать многих рисков, например риск не реализации продукции. Интернет позволяет легче найти деловых партнеров, кроме того здесь содержится масса информации, необходимая многим предпринимателям(страхование, управление, поиск рынка сбыта). В области межкорпоративной электронной торговли применение новых информационных технологий ведет к снижению прямых закупочных издержек и издержек, связанных с организацией, оформлением, учетом и доставкой товара; позволяет предприятиям иметь меньшие материально-технические запасы и с большей эффективностью реагировать на информацию об изменениях спроса, уменьшая риск затоваривания. Получаемая за счет этого экономия, по оценкам Morgan Dean Witter Internet Research, составляет для компаний разных секторов от 15 до 50%. В консалтинговой компании PrictwaterhauseCoopers (PwC) приводят такой факт: новые технологии ведения торгово-закупочной деятельности в Интернете позволяют участникам торговых площадок сэкономить более 20% от своих общих затрат на снабжение и сервис. По оценкам, приведенным в отчете инвестиционной компании Goldman Sachs, закупки через электронные биржи и аукционы могут сэкономить предприятиям от 2% в угольной промышленности до 40% в сфере электронных перспективы. По прогнозам компании Boston Consulting Group, объем межкорпоративных продаж через Интернет к 2004 г. достигнет 40% от общего объема продаж в корпоративном секторе — как онлайновых, так и офлайновых. [8]

 В связи со всеми  этими рисками перед коммерческими организациями все чаще встают задачи, связанные с оценкой и управлением хозяйственными рисками. Сейчас разрабатываются различные финансовые планы. Руководители предприятий стремятся спланировать работу таким образом, чтобы в любой момент можно было бы увидеть финансовое состояние каждой структурной единицы предприятия и суметь принять правильное решение для того, чтобы изменить направление движения финансовых потоков, если интересы дела требуют этого.

Следует также подробно рассмотреть страхование предпринимательских рисков, как неотъемлемую часть в проведении мероприятий по снижению степени предпринимательского риска.

Для российских предприятий, независимо от их формы собственности  и сфер деятельности, наиболее типичными  являются следующие риски:

-    возможная утрата (гибель), недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия;

- возникновение гражданской  ответственности предприятия по  обязательствам, возникающим вследствие  причинения вреда жизни, здоровью  и имуществу третьих лиц или окружающей природной среде;

-  возможные убытки  или неполучение ожидаемой прибыли  из-за изменения условий функционирования  предприятия по не зависящим  от него обстоятельствам;

-      нарушения  своих обязательств контрагентами,  партнерами и прочее.

Причем, страхование первых из перечисленных рисков достаточно полно представлено на российском страховом рынке, а вот страхование риска нарушения своих обязательств контрагентами и партнерами долгое время только декларировалось страховыми компаниями, несмотря на огромную  востребованность данного продукта.

Последствиями предпринимательских  рисков, как правило, являются неминуемые финансовые потери, способные нарушить любой, даже хорошо сбалансированный бюджет предприятия, а порой могут стать  губительными для бизнеса. [5]

Слабое развитие страхования  предпринимательских рисков объясняется  тем, что на заре развития страхового рынка России страховые компании не обладали ни достаточной финансовой мощью, ни необходимым опытом работы. За годы развития рыночной экономики образовались крупные, финансового устойчивые страховые компании, с честью прошедшие кризисные ситуации в стране. Таким образом, сегодня предприятия разных уровней и сфер деятельности имеют возможность минимизировать финансовые потери организации, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью. Как правило, страховая компания предоставляет страховое покрытие риска неплатежа конечного покупателя по контрактам, предусматривающим отсрочку платежа.

При страховании предпринимательских  рисков объектами страхования являются: не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы страхователя, связанные с причинением ему убытков при осуществлении предпринимательской деятельности, а страховым случаем является причинение убытков страхователю, подтвержденных обоснованной претензией последнего или вступившим в законную силу решением суда, и наступивших в результате нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) Контрагентами Страхователя обязательств по договорам между ними, заключенным в рамках осуществляемой Страхователем предпринимательской деятельности.

Страховая деятельность осуществляется в соответствии с  Законом о страховании. Этот закон  был принят 27 ноября 1992 года. Он состоит  из пяти глав, которые в свою очередь состоят из 36 статей. В этом законе содержаться общие положения о страховой деятельности в Российской Федерации. В этом законе содержатся сведения о договоре страхования. В соответствии с этим законом происходит обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, государственный надзор за страховой деятельностью, а также как и в любом документе в законе содержатся заключительные положения.

Сделать бизнес прозрачным и уменьшить риски путем выявления  его резервов возможно, кроме того, путем маркетингового исследования и оценки данного бизнеса. Основное влияние на снижение инвестиционных рисков оказывает форма финансирования бизнеса. Это может быть кредит, лизинг, собственные средства, долевое участие партнера и др.

В настоящее время  проводится множество различных  встреч, нацеленных на рассмотрение проблемы возникновения риска в предпринимательской  среде. Например, Хохлов Евгений Николаевич, генеральный директор компании “ПрограмБанк”, в своем докладе на VII Форуме разработчиков интегрированных банковских систем обратил внимание на важность развития риск – менеджмента в России (в частности в Российских банках). В своем докладе Хохлов Е. Н. отметил, что ни в одном российском банке (даже крупном) не составляется отчетности по потерям, и указал на необходимость её составления  в данном календарном году. Указывая в ней  излишние расходы, недополученные доходы и все это в разрезе бизнес-подразделений, с анализом тенденций, графиками и т.д. “Но только при наличии такой отчетности с потерями можно реально бороться, а не молиться, чтобы их не было”.

Но, несмотря на развитие знаний в области управления уровнем  риска, бизнес в нашей стране остается опасным и непредсказуемым, в  особенности для иностранцев, которые  часто страдают потому, что приходят со своими деловыми обычаями. Именно поэтому в неприятные ситуации из крупных фирм чаще попадают иностранные, из мелких – наши. Один из крупнейших банков Европы, открывший свое представительство в Москве, был вынужден провести поголовную замену технического персонала, поскольку стала очевидной связь какого-то сотрудника банка с криминальной средой. Это выявилось по ряду случаев краж личного имущества и автомашин иностранных сотрудников банка. Пренебрежение предварительной проверкой принимаемых на работу сотрудников, привычка полностью полагаться на фирмы по подбору кадров, непрофессионализм собственной службы безопасности - все эти факторы могли бы быть сведены на нет при должном уровне информированности.

Компания по производству чая, широко известная в мире, столкнулась с проблемой появления на российском рынке фальсифицированной продукции, выпускаемой под ее торговой маркой в одном из регионов России. В ходе проведенного расследования было установлено, что подпольное производство в этом регионе процветает под прямым покровительством местной администрации и правоохранительных органов, причем преступники чувствуют себя настолько безнаказанно, что не собираются свертывать производство.

Осуществляются инвестиции в нашу промышленность. Так, известная индийская компания Sun Brewing приобрела 7 крупных российских пивзаводов. В настоящее время иностранный инвестор пытается найти наиболее стабильные регионы, где можно не только получить отдачу от капитала, но и быть уверенным в его возврате. Естественно, что таким "островком стабильности" в неспокойной российской экономике заграничные финансисты считали и продолжают считать Московский регион. По итогам первой половины 2002 года на Москву пришлось 44,4% всего объема иностранных инвестиций. Всего в столицу за первые шесть месяцев года поступило 3,7 млрд. долл., из которых прямых всего 779,9 млн. долл., что является почти половиной общего объема прямых иностранных вложений по всей России. Остальным регионам еще очень далеко до столицы. На втором месте по объему инвестиций стоит Омская область - 735,8 млн. долл. (8,8%), Далее следуют Свердловская область - 633,2 млрд. долл. (7,6%), Санкт-Петербург - 498,8 млн. (6%). Остальным субъектам досталось менее 3,5% общего объема инвестиций.

В настоящее время  происходит снижение темпов вложений в акции российских эмитентов, что происходит прежде всего из-за слабостей на микроуровне. Отсутствие перспективных планов развития на двух третьих предприятий, пассивный характер имеющихся внешнеторговых стратегий, направленных в основном на снижение затрат, а не на создание новых продуктов и новых рынков, слабость систем управления корпоративными финансами (в том числе риск-менеджмента) и т.д. Т.е. от эффективной работы наших предприятий, а, следовательно, от умения управлять рисками зависит поток инвестиций в страну.

Несмотря на то, что  “учеба” идет достаточно тяжело, опыт в управлении предпринимательскими рисками растет, и в стране, как  и во всем мире, развивается сфера  деятельности негосударственных охранных, детективных, колсантинговых услуг. Например, компания “Эдвайзер”, которая проводит экспертизы коммерческих и предпринимательских рисков в соответствии с поставленной задачей или ООО “Группа Контроля Риском”, предлагает предпринимателю обеспечение достоверной своевременной и полной информацией, консультирование, информационное и юридическое сопровождение бизнеса для максимального снижения предпринимательских рисков, связанных с обеспечением безопасности деятельности предприятий, ЗАО “Промышленно-страховая компания”  и другие.

Кроме того, влияние на снижение предпринимательских рисков оказывает и государство, осуществляя  прямое административное вмешательство  через свои законодательные акты, а также осуществляя косвенное  регулирование через налоги, льготы, государственные заказы. Примером тому может служить антимонопольное законодательство, направленное на недопущение тайных сговоров или скрытых соглашений олигополистов о ценах, разделении, распределении рынка. Последняя поправка к закону РФ “О естественных монополиях” говорит о том, что устанавливаемые монополиями цены (тарифы) не могут приводить в течение календарного года к суммарному росту цен для каждого вида товаров, производимых субъектами естественных монополий, превышающими величину прогноза инфляции.

На защиту от всякого рода подделок, фальсификации продукции направлены законодательные акты по лицензированию отдельных видов деятельности.

Отношения, возникающие  при неспособности должника удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов, регулируются федеральным законом “О несостоятельности и банкротстве”. Последней редакцией закона предусмотрено заключение договора страхования как формы финансового обеспечения арбитражного управляющего, который должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытка лицам, участвующим в деле о банкротстве.

На защиту предпринимателей от рисков направлены и другие законодательные  акты.

Государством предусмотрено  снижение предпринимательских рисков из-за нечеткого толкования, несоответствий, смены налогового законодательства (п. 7 ст. 3, п1,3 ст. 5 НК РФ (ч1)). [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    1. Риск возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.
    2. Существует множество классификаций риска, но наиболее распространенными из них являются следующие: политический, производственный, коммерческий, финансовый, технический, отраслевой и инновационный.
    3. Кроме того риск выполняет четыре функции, а именно: инновационную, регулятивную, защитную и аналитическую.
    4. Необходимо помнить, что нужно не избегать риска, а уметь снизить вероятность его возникновения, что возможно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, составление бизнес плана, страхование и т.д.).
    5. Каждый предприниматель должен соблюдать следующие правила:
    • Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
    • Надо думать о последствиях риска;
    • Нельзя рисковать многим ради малого;
    • Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
    • При наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
    • Нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.

Информация о работе Понятие неопределённости и риска. Неопределённость и риск в предпринимательстве