Понятие объектов торгового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Объекты коммерческого права являются составной частью единой системы, состоящей из субъектов торговой деятельности, а также из отношений, складывающихся в торговой сфере между этими субъектами. При этом отношения между субъектами коммерческой (торговой) деятельности складываются по поводу объекта, т.е. определенного имущества, товара.
Таким образом, объектами коммерческого права является имущество, т.е. товар, по поводу которого складываются отношения между субъектами коммерческой, торговой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Понятие объектов торгового права…………………………………………3
2. Виды объектов торгового права…………………………………………….5
3. Правовой режим товаров в торговле и способы его формирования……...11
4. Классификация товаров………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

комерческое право.docx

— 40.98 Кб (Скачать файл)

В ст. 912-917 ГК РФ определено содержание складских  свидетельств и установлен порядок  работы с ними.

В простом и двойном складских  свидетельствах должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения  товарного склада, принявшего товар  на хранение;

2) текущий номер складского свидетельства  по реестру склада;

3) наименование юридического лица  либо имя гражданина, от которого  принят товар на хранение, а  также место нахождения (место  жительства) товаровладельца. Сведения  об этом лице указываются лишь  в двойном свидетельстве. Что  касается простого свидетельства,  то оно выдается на предъявителя;

4) наименование и количество принятого  на хранение товара - число единиц  и (или) товарных мест и (или)  мера (вес, объем) товара;

5) срок, на который товар принят  на хранение, если такой срок  устанавливается, либо указание, что товар принят на хранение  до востребования;

6) размер вознаграждения за хранение  либо тарифы, на основании которых  он исчисляется, и порядок оплаты  хранения;

7) дата выдачи складского свидетельства.

Обе части двойного складского свидетельства  должны иметь идентичные подписи  уполномоченного лица и печати товарного  склада.

При несоответствии установленным требованиям  документ не признается складским свидетельством. Он утрачивает значение товарораспорядительного  документа, действуя лишь в качестве договора хранения или залога.

Двойное складское свидетельство представляет два договора: хранения товара и  залога этого же товара. Договоры могут  отделяться друг от друга простым  разделением частей двойного свидетельства. Они могут передаваться вместе или  порознь другим лицам путем учинения передаточной надписи. Залог товара по залоговому свидетельству (варранту) более прост и удобен, чем по обычному договору залога.

Указанными  обстоятельствами определяются функции  складского свидетельства как товарораспорядительного  документа. Складское свидетельство  и залоговое свидетельство после  разъединения поступают в обращение, могут использоваться самостоятельно, находясь у разных лиц.

Товарный  склад выдает товар держателю  двойного складского свидетельства  в обмен на обе его части: складское  свидетельство и варрант, предъявленные  вместе. Для получения товара возможно также предъявление складского свидетельства  вместе с документом об уплате всей суммы долга по варранту.

Залог товаров с помещением их на товарные склады - высоко эффективная обеспечительная мера. Она позволяет осуществлять устойчивое банковское кредитование торговых организаций, оставляя у последних возможность распоряжения товаром для погашения задолженности по кредиту. Кредитование торговли всегда служило условием активного развития самих банков с учетом высокой скорости обращения торгового капитала. Однако в России число товарных складов незначительно, ограниченный характер носит и применение складских свидетельств.

Второй  вид товарораспорядительного документа - коносамент на перевозку груза морским транспортом. Если коносамент выписан на предъявителя или предусматривает право приказа грузоотправителя либо грузополучателя на выдачу груза другому лицу, то становится возможной передача в оборот такого документа. С ним могут совершаться сделки, в том числе биржевые. По просьбе грузоотправителя коносамент может выдаваться в нескольких экземплярах с указанием их числа. Данное правило также облегчает использование коносамента в качестве товарораспорядительного документа.

К классу товарораспорядительных документов относят накладные на перевозку  грузов другими видами транспорта. Эти накладные являются именными, т.е. выписываются на конкретного грузополучателя. Однако указанный в накладной  получатель может: во-первых, переадресовать, переотправить груз, указав нового получателя; во-вторых, выдать другому лицу доверенность на право получения груза от перевозчика. Возможность совершения операций по передаче товара другим лицам превращает транспортные документы в особый объект торговых сделок, продаваемый по таким документам товар на лексиконе коммерсантов называется "товар на колесах".

Средства индивидуализации товара как объект торгового права

Потребности торгового оборота обусловили необходимость  выделения товара среди других подобных товаров путем указания изготовителя или источника происхождения  товара. Основными средствами отличения товаров и услуг одних лиц от товаров и услуг других лиц являются товарный знак и знак обслуживания.

В качестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правовая охрана, а соответственно, и сама возможность использования товарных знаков возникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может быть зарегистрирован  на имя юридического лица или индивидуального  предпринимателя на основе заявления  с приложением установленных  документов. После регистрации лицу выдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания.

Наряду  со знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективные знаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения  предприятий, предназначенный для  обозначения выпускаемых и реализуемых  ими товаров, обладающих едиными  качественными или иными общими характеристиками.

Использованием  товарного знака признается проставление его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака  или лицом, которому такое право  предоставлено на основе лицензионного  договора. Использование возможно также  в рекламе, печатных изданиях, на бланках  организации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

В последний период широкое распространение  получил термин "брэнд". Он обозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарных знаков на изделия определенного  изготовителя. В таком же значении употребляется понятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, не закреплены законом.

Право на использование товарного знака  может быть предоставлено его  владельцем другому лицу по лицензионному  договору. Договор регистрируется в  федеральном ведомстве по интеллектуальной собственности и без такой  регистрации признается недействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные и неисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцу  переданного товарного знака  его использование в пределах срока действия договора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданного товарного знака  возможность самому его использовать.

Использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения  на однородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушением исключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещение чужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковке этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.

Незаконное  использование чужого товарного  знака и наименования места происхождения  товара влечет установленную законом  ответственность, включая уголовную.

3. Правовой режим товаров в торговле и способы его формирования

Правовой  режим товаров в торговле создается  различными способами, они достаточно разнообразны. Это могут быть требования, касающиеся:

- определения статуса, правомочий  продавца и покупателя. Здесь  через регулирование правоспособности  оказывается влияние на совершение  операций с товарами;

- возможности и порядка приобретения  или отчуждения различных товаров;

- порядка хранения, транспортировки,  учета различных товаров, также  создающие разные правовые режимы.

Статья 8 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются  свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем, интересы охраны здоровья населения, государственной безопасности и  иные публичные интересы в определенных случаях требуют ограничения  оборота товаров. Такое ограничение  устанавливается законом, в котором  определяются виды ограничиваемых в  обороте объектов и порядок ограничения  их оборотоспособности.

Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет три режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота.

Режимные  требования, связанные с вещественными  свойствами объектов, могут диктоваться  интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля, полностью изъятыми, к  примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника  и ряд других. На практике это  имущество может продаваться  и продается, но в специальном  порядке.

Установление  режимных требований зачастую диктуется  экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы деятельности с определенными товарами.

Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты  и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Так, согласно ст. 23 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" нетарифными  способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.

Некоторыми  федеральными законами предусмотрены  количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также  на внутреннем рынке. Так, закупки этилового  спирта для производства алкогольной  продукции осуществляются по устанавливаемым  для организаций-покупателей квотам.

Воздействие на процесс реализации товаров может  оказываться путем изменения  статуса, т.е. путем расширения или  ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ предпринимательские  организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они  не запрещены законом. Вместе с тем  торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте  определенных товаров. Так, оптовую  торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами  могут заниматься только аптечные организации.

Коммерческая  правоспособность организаций может  расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать от лицензий на экспорт или закупку  по импорту конкретных видов и  количеств товара.

Обязательность  и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08.08.01 N128 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Лицензии  требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических  лиц. Торговля без лицензии считается  незаконным предпринимательством и  влечет ответственность по ст. 171 УК РФ. Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих  товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных  связей, объемы продаж, другие условия  договоров, т.е. на правовой режим товаров.

В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная  регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и  изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров  они вносятся в Государственный  реестр, который ведет Минздрав РФ. Заявителю выдается свидетельство  о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный  порядок установлен для новых  видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.

Законом могут вводиться ограничения  на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров  мены алкогольной продукции.

Различия  в правовом режиме обращения товаров  могут создаваться и в связи  с регулированием порядка розничной  торговли. Издаются также правила  розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую  торговлю и даже деятельность изготовителей  товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной  продажи товар был доведен  до состояния коммерциализации. Это  означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для  хранения и использования, снабжен  маркировкой с указанием на ней  необходимых сведений о товаре, инструкцией  по применению, техническим паспортом.

Информация о работе Понятие объектов торгового права