Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, реферат
Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
1. Понятие, основные виды
Рыночная система создает
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Положительные стороны конкуренции:
1) конкуренция заставляет
2) конкуренция требует
3) конкуренция стимулирует
4) конкуренция заставляет
5) конкуренция требует от
6) конкуренция ориентирует на
ассортимент товаров
7) конкуренция повышает качество
продукции (клиент всегда прав)
8) конкуренция вводит новые
Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
1) при его производстве:
а) производительность труда;
б) уровень налогообложения;
в) внедрение научно-технических разработок;
г) размеры прибыли предприятия;
д) величина оплаты труда.
2) при его потреблении:
а) продажная цена товара;
б) качество;
в) новизна;
г) послепродажное обслуживание;
д) уровень предпродажной подготовки.
Существует шесть видов конкуренции:
1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
а) продажа личного товара по цене конкурента;
б) снижение цены потребления товара;
6) незаконные методы:
а) антиреклама товаров
б) производство товаров имитаторов (подделка).
2.Современные методы конкуренции
Различают три формы конкуренции:
1) предметную;
2) функциональную;
3) личностную.
Методы конкуренции:
1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;
3) на основе снижения цены (ценовая);
4) на основе снижения
5) на основе повышения качества управления;
6) на основе использования всех
конкурентных преимуществ
Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка.
Прямая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.
Скрытая ценовая конкуренция – фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие
В условиях домонополистического капитализма
главным средством ведения
Обладая огромной экономической и
финансовой мощью, монополии не могут
вытеснить друг друга без разрушительных
последствий для себя. Поэтому
на кратковременные колебания
Это не означает отмены ценовой конкуренции вообще. Чаще всего она носит скрытый характер, используются так называемые скидки с цен. На рынке потребительских товаров ценовая конкуренция используется в форме сезонных распродаж по сниженным ценам.
Более важное значение в монополистической конкуренции приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям, широкая реклама и т. д. Это объективно связано с научно – техническим процессом, в условиях которого требования к качеству, надежности и новизне продукции для потребителей весьма существенны.
Сильнейшим орудием
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
внутренний потребитель - это персонал
организации, который также ищет
выгоды от потребления "продукции",
но в качестве продукции выступает
процесс и результат труда. В
соответствии с тем, как организован
его труд и каков уровень достижения
цели, зависит степень
Проблемы первого направления рассматриваются в маркетинге. Наша задача - рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с теорией Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.
Цель социально-
Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.
1. Методы управления отдельными
групповыми явлениями и
методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
методы социального
методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.
2. Методы управления
внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
методы личного примера
методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.
Цель психологических методов -
создание морально-психологического климата,
способствующего активизации
Объектом психологических
К психологическим методам
методы формирования и развития
трудового коллектива с учетом психологической
и социально-психологической
методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
методы психологического побуждения
(мотивации), формирующие у работников
инициативу, предприимчивость, стремление
к высокопроизводительному
методы профессионального
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Познание социально-