Понятие, основные виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.18 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, основные виды конкуренции

 

Рыночная система создает свободу  экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

 

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

 

Конкуренция служит одним из важнейших  способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

 

Положительные стороны конкуренции:

 

1) конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве  новые возможности;

 

2) конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

 

3) конкуренция стимулирует повышение  качества товара;

 

4) конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

 

5) конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены  на предлагаемый товар;

 

6) конкуренция ориентирует на  ассортимент товаров повышенного  спроса;

 

7) конкуренция повышает качество  продукции (клиент всегда прав);

 

8) конкуренция вводит новые формы  управления.

 

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

 

На конкурентоспособность  товара влияют следующие факторы:

 

1) при его производстве:

 

а) производительность труда;

 

б) уровень налогообложения;

 

в) внедрение научно-технических  разработок;

 

г) размеры прибыли предприятия;

 

д) величина оплаты труда.

 

2) при его потреблении:

 

а) продажная цена товара;

 

б) качество;

 

в) новизна;

 

г) послепродажное обслуживание;

 

д) уровень предпродажной подготовки.

 

 

Существует  шесть видов конкуренции:

 

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

 

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

 

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

 

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

 

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

 

а) продажа личного товара по цене конкурента;

 

б) снижение цены потребления товара;

 

6) незаконные методы:

 

а) антиреклама товаров конкурентов;

 

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

 

2.Современные методы конкуренции

 

Различают три формы конкуренции:

 

1) предметную;

 

2) функциональную;

 

3) личностную.

 

Методы  конкуренции:

 

1) на основе критерия повышения  качества товара (неценовая);

 

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

 

3) на основе снижения цены (ценовая);

 

4) на основе снижения эксплуатационных  затрат у потребителя

 

5) на основе повышения качества  управления;

 

6) на основе использования всех  конкурентных преимуществ объекта  и субъекта (интегральная).

 

Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка.

 

Прямая  ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

 

Скрытая ценовая конкуренция – фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

 

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие

 

В условиях домонополистического капитализма  главным средством ведения конкурентной борьбы была ценовая конкуренция (сбивание цен путем предложения цены более  низкой, чем у конкурента). При  господстве монополий открытая ценовая  конкуренция между концернами –  явление редкое.

 

Обладая огромной экономической и  финансовой мощью, монополии не могут  вытеснить друг друга без разрушительных последствий для себя. Поэтому  на кратковременные колебания спроса они предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей. Цены сохраняют относительную устойчивость даже во время кризисов и растут в период экономических подъемов.

 

Это не означает отмены ценовой конкуренции  вообще. Чаще всего она носит скрытый  характер, используются так называемые скидки с цен. На рынке потребительских  товаров ценовая конкуренция  используется в форме сезонных распродаж  по сниженным ценам.

 

Более важное значение в монополистической конкуренции приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг покупателям, широкая реклама и т. д. Это объективно связано с научно – техническим процессом, в условиях которого требования к качеству, надежности и новизне продукции для потребителей весьма существенны.

 

Сильнейшим орудием конкурентной борьбы становятся различные нововведения. Современные концерны стали центрами прикладных НИОКР, располагающими исследовательскими лабораториями и большим научным персоналом, контролирующими основные патенты. Темпы научно – технического процесса в рамках концернов превратились в решающее условие их конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора  успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих  в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня  потребитель рассматривается в  двух аспектах:

внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана  с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления  продукции;

внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает  процесс и результат труда. В  соответствии с тем, как организован  его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности  персонала (внутреннего потребителя).

 

Проблемы первого направления  рассматриваются в маркетинге. Наша задача - рассмотреть роль социально-психологических  методов управления в решении  проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с теорией  Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.

 

Цель социально-психологических  методов управления - познание и  использование законов психической  деятельности людей для оптимизации  психологических явлений и процессов  в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность  социальных и психологических методов  управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между  группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и  межличностными отношениями в группе.

 

Цель социологических методов - управление формированием и развитием  коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения  единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических  методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

 

1. Методы управления отдельными  групповыми явлениями и процессами  включают:

методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:

методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений  в коллективах на основе выявления  общих целей, интересов;

методы управления нормативным  поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

 

2. Методы управления индивидуально-личностным  поведением призваны обеспечить  необходимое производственное поведение  персонала в соответствии с  поставленными целями:

внушение - непосредственное воздействие  на волю индивида в сложных, критических  ситуациях;

методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;

методы ориентирующих условий  используются для изменения отношения  персонала к труду. Для этого  необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и  рентабельности, о заработной плате  и других показателях деятельности предприятия и индивида.

 

Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени  удовлетворенности процессом труда  в коллективе, на предприятии.

 

Объектом психологических методов  на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

 

К психологическим методам относятся:

методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической  и социально-психологической совместимости;

методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;

методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;

методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик  человека выполняемой работе.

 

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области  социальной психологии.

 

Познание социально-психологических  и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль  управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени  удовлетворенности трудом.


Информация о работе Понятие, основные виды конкуренции