Понятие педагогический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 02:54, реферат

Описание работы

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта: совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;
научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.

Файлы: 1 файл

1 ГЛАВА.docx

— 29.20 Кб (Скачать файл)

1 ГЛАВА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

    1. Понятие педагогический менеджмент

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта: совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

социальный и экономический  институт, влияющий на предпринимательскую  деятельность, образ жизни и сферу  политики современного общества;

научная дисциплина, изучающая  технико-организационные, социальные аспекты управления производством  и другие сферы общественной жизни.

В русском языке его  синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства  предприятием или учреждением.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании. В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности. Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной  литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки и  достижения целей посредством  мобилизации труда людей, их  интеллекта, мотивов поведения, а  также финансовых и технических  ресурсов;

- управление бизнесом  через филигранную работу с  людьми;

- специальный вид управленческой  деятельности, вращающейся вокруг  человека;

- умение руководителя  добиваться поставленных целей,  используя труд, интеллект и мотивы  поведения подчиненных; 

- функция, вид деятельности  по руководству людьми в самых  разнообразных организациях;

- область человеческого  знания, помогающая эффективно осуществлять  управленческие функции. 

Из приведенных определений  можно заключить, что в науке  менеджмент рассматривается и в  значении «вида деятельности», и  в значении «области знания».

Наиболее подходящее и  полное определение менеджмента, которое  может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал  известный американский теоретик менеджмента  П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг  общих целей предприятия, - иначе  никогда из толпы не создать  коллектива).

2) Развивать в каждом  сотруднике предприятия его потребности  и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не  останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и  профессиональная подготовка людей,  работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные  виды работ, постольку их производственная  деятельность должна строиться  на основе коммуникации между  работниками и на их индивидуальной  ответственности.

5) О предприятии нельзя  судить только по объему выпуска  продукции и базовым производственным  линиям. В этом отношении предприятие  схоже с человеком: так же, как  ему необходимы разнообразные  средства для оценки здоровья  и деятельности, такие же различные  средства требуются и для оценки  функционирования предприятия.

 

1.2. Принципы педагогического менеджмента

Традиционная система  принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при  внедрении идей педагогического  менеджмента в практику образовательных  учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

- принцип уважения и  доверия к человеку;

- принцип целостного взгляда  человека;

- принцип сотрудничества;

- принцип социальной справедливости;

- принцип индивидуального  подхода в управлении;

- принцип обогащения работы  педагога;

- принцип личного стимулирования;

- принцип консенсуса;

- принцип коллективного  принятия решения;

- принцип целевой гармонизации;

- принцип горизонтальных  связей;

- принцип автономизации управления;

- принцип постоянного  обновления.

Остановимся несколько более  подробно на каждом из названных выше принципе.

Принцип уважения и доверия  к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического  коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его  поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы. Требования этого принципа:

уважайте личное достоинство  человека, признавайте за человеком  соответствующие права и возможности;

уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в  других также присутствует человек;

предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;

доверяйте человеку; его  потенциальные возможности неисчерпаемы;

создавайте атмосферу  доверия на основе взаимоуважения;

уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

создавайте обстановку, в  которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти  себя в коллективе;

поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

гарантируйте каждому  педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

Принцип целостного взгляда  человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей  образовательного учреждения, когда  управленец рассматривает каждого  члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего  профессиональную деятельность, а как  личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

стройте свои отношения с  педагогом не как должностное  лицо с подчиненным, а как человек  с человеком;

не ограничивайте отношения  с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир  и стремления, иначе каждый педагог  неизбежно будет чувствовать  отчужденность;

помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном  учреждении, - она гораздо шире и  богаче;

общаясь с педагогом, никогда  не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

управленец должен быть причастен  к образу жизни членов педагогического  коллектива, он должен понимать, в чем  состоят общие их потребности;

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной  обстановке, но и в такой, где можно  просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества предусматривает  перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход  от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком  как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого  формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую  высокопродуктивную атмосферу в  образовательном учреждении;

цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

создавайте атмосферу  не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости  участия в процессе управления образовательным  учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического  коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Н.Витке считал, что вся  суть административной работы заключается  в создании атмосферы дружного коллективного  сотрудничества, при сочетании всеми  признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением  самой широкой инициативы сотрудников  учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором  каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно  и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте условия и  предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности  не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых»  возможностей;

всегда при оценке труда  педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в  педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в  коллективе всей деятельности аппарата управления;

руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его  в целом и по отдельным параметрам;

ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек  признает, что соотношение его  трудового вклада и результата оценено  ниже (несправедливо) по сравнению с  соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и  возникают конфликты.

Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает  учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и  социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим  образом:

помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого  педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту  и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;

в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему  укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных  видов индивидуального поведения  всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные  стороны приносит больше пользы, чем  бесконечный «разбор» недостатков;

одной из главных задач  индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального  мастерства педагогов, постепенное  доведение отстающих до уровня передовых;

определяйте для каждого  педагога его индивидуальные цели и  рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение  профессионального интереса и поддержку  его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого  принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих  профессиональных потребностей;

создать условия для включения  педагогов в инновационную деятельность;

Информация о работе Понятие педагогический менеджмент