Понятие «Руководитель» и «Лидер». Основные стили руководства и лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:52, реферат

Описание работы

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Файлы: 1 файл

referat_sovr_korp_kultura.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «руководитель» и «лидер»

Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:

1) лидер в основном  призван осуществлять регуляцию  межличностных отношений в группе, в то время как руководитель  осуществляет регуляцию официальных  отношений группы как некоторой  социальной организации;

2) лидерство можно констатировать  в условиях микросреды (каковой  является группа); руководство - элемент  макросреды, т.е. оно связано со  всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает  стихийно; руководитель всякой реальной  социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или  иначе этот процесс не является  стихийным, а напротив - целенаправленным, осуществляемым под контролем  различных элементов социальной  структуры;

4) явление лидерства менее  стабильно, выдвижение лидера в  большей мере зависит от настроения  группы, в то время как руководство  – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает  гораздо более определенной системой  различных санкций, которых в  руках лидера нет;

6) процесс принятия решения  руководителем гораздо более  сложен и опосредован множеством  различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в  данной группе, в то время как  лидер принимает более непосредственные  решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности  лидера - в основном малая группа, где он является лидером; сфера  действия руководителя шире, поскольку  он представляет группу в более  широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы (организации). Руководство же - это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру. Руководитель же - это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием - способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это – уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные стили руководства и лидерства

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Р. Стогдилл описал перечень качеств лидера — вожака:

1) физические качества  — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества  — приспособляемость, уверенность  в себе, авторитетность, стремление  к успеху;

3) интеллектуальные качества  — ум, умение принять нужное  решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером. Как правило, его влияние распространяется только на часть членов группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т. д.

По критерию отнесенности к основной деятельности группы лидер может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный лидер направляет свои усилия на выполнение поставленной перед группой задачи. Деструктивный лидер либо ориентируется на собственные цели, которые идут вразрез с групповыми, либо серьезно заблуждается, считая, что к успеху приведет только тот путь, который предлагает только он. Этот путь определяется эмоциями, а не трезвым расчетом, но именно за счет эмоций, которые заражают некоторых членов группы, она может пойти за деструктивным лидером. Такие лидеры часто провоцируют возбужденную толпу на разрушительные действия, о которых люди впоследствии сожалеют.

Стили лидерства отличаются от стилей руководства. Под стилем руководства понимают совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т. д.) исполнения этих методов. Различают множество типологий руководства, самой популярной из которых является типология К. Левина. Он выделил три типа руководства:

  1. авторитарный;
  2. демократический;
  3. нейтральный (или анархический).

Демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Он успешно срабатывает при следующих условиях:

  • стабильном, устоявшемся коллективе;
  • высокой квалификации работников;
  • наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве);
  • неэкстремальных производственных условиях;
  • возможности осуществления весомых материальных затрат.

Авторитарный стиль уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. При всех «издержках» авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:

  • обеспечивает четкость и оперативность управления;
  • создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
  • минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
  • не требует особых материальных затрат;
  • в молодых, недавно созданных предприятиях позволяет успешнее и быстрее справиться с трудностями становления и пр.

К недостаткам авторитарного стиля относятся:

  • подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
  • отсутствие действенных стимулов труда;
  • громоздкая система контроля;
  • в крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления;
  • невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • высокая степень зависимости работы группы от постоянного прессинга руководителя и пр.

В противовес авторитарному стилю демократический стиль руководства позволяет:

  • стимулировать проявление инициативы, раскрыть творческий потенциал исполнителей;
  • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
  • эффективнее использовать материально-договорные, стимулы труда;
  • включить также психологические механизмы трудовой мотивации;
  • повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т. д.

Демократический стиль означает, что личное мнение руководителя не является бесспорным, а служит отправной точкой для обсуждения проблем и выработки оптимального решения. В результате поиска лучших решений учитываются предложения любых работников.

Концепция типовых стилей руководства включает в себя и третий тип — нейтральный, который характеризуется:

  • уходом от принятия стратегически важных решений;
  • предоставлением делам возможности идти своим чередом, самотеком;
  • незначительным контролем подчиненных;
  • использованием коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;
  • равнодушием к критике;
  • безразличием к персоналу и т. д.

Он, как правило, вреден для любой организации, за исключением случаев, когда персонал высоко компетентен, а руководитель как организатор слаб.

В качестве современного стиля руководства учеными предлагается так называемыйсоучаствующий (или партисипативный) стиль управления. Основными его чертами являются:

  • регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  • открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  • вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  • делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
  • участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
  • создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и т. д.

Этот тип возможно развивать в организациях, где работники высоко квалифицированны, проявляют интерес к инновациям, стремятся к самостоятельности. Справиться с этим, достаточно сложным, стилем, под силу только опытному, авторитетному, склонному к коллегиальным методами в работе, руководителю.

 

 

 

 

 

Типы руководителей

Общение с руководителем лишь отчасти регламентируется стандартными нормами этикета. В основном же оно выстраивается, исходя из негласных правил. В каждом коллективе они свои и в большей степени зависят от личности самого начальника. Для того чтобы грамотно выстроить взаимоотношения с руководителем, надо установить, к какому типу лидеров он принадлежит.

Деловой этикет различает 3 основных типа руководителей (авторитарный, либеральный и демократичный) и ещё 7 пограничных вариантов лидеров.

Авторитарный руководитель

Авторитарный руководитель – самый жёсткий тип начальника. Ему свойственно подавлять инициативу подчинённых. Для авторитарного руководителя важно только то, чтобы ему неукоснительно подчинялись и исполняли его требования. Все решения он принимает единолично, отождествляя себя с возглавляемой компанией. Авторитарный руководитель сам целиком отдаётся работе и требует того же от подчинённых. Ради достижения цели компании он согласится на любые издержки: как материальные, так и человеческие.

Либеральный руководитель

Либеральный руководитель – тип, кардинально противоположный авторитарному. Однако не стоит отождествлять либерализм с попустительством, безалаберностью и бесконтрольностью. Либеральный руководитель – идеальный тип начальника для творческих и научных коллективов. Люди искусства и науки не нуждаются в постороннем вмешательстве в свою работу, так же как и в строгом контроле её выполнения. Однако это не означает, что они совсем не отчитываются перед начальником. Просто контроль в этой сфере осуществляется в более свободной форме. Как правило, отношения либерального руководителя с подчинёнными основываются на взаимоуважении и доверии.

Информация о работе Понятие «Руководитель» и «Лидер». Основные стили руководства и лидерства