Понятие, сущность и значения организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:29, реферат

Описание работы

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систе¬му, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация — внешняя среда», «подразделе¬ние — подразделение» или «группа — группа», «индивид — органи¬зация».

Файлы: 1 файл

1.1 структура и сущность.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

1.1 Понятие, сущность и значения  организационной структуры управления  предприятием

 

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую  и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация — внешняя среда», «подразделение — подразделение» или «группа — группа», «индивид — организация».

Способы взаимодействия сторон характеризуют  рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей — организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

В широком смысле – структура  это способ разделения и координации  труда в организации.

По мнению Дж.К.Лафта1: «Наилучшая» структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью».

Таким образом, организационная структура управления: обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними. Все это можно представить схематически на рис.1.

 

Внешняя среда (стабильность, рынок, налоги, законодательство, рабочая сила, ресурсы)

 

СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Внутренняя среда (персонал, культура, технология, продукция)

ЦЕЛИ

СЦЕНАРИИ

ПЛАНЫ, ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТЫ

     

     
   

Лидеры, реализующие стратегии

   
     

     
   

ОСУ

   



 

Рис. 1 Формирование организационной структуры управления

 

Под организационной структурой управления понимается форма распределения  задач и полномочий на принятие решений  между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Таким образом, структура - это организация  целого из составных частей. Эффективность  структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями.

Организационная структура управления зависит от следующих факторов:

- характера производства и его  отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;

- формы организации управления  производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

- степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;

- соотношение между централизованной  и децентрализованной формами  управления;

- соотношения между отраслевой  и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

- уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;

- соответствия иерархической структуре  производства как управляемой  системе. 

В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение  между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления - управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.

Структура управления организацией (или  организационная структура управления) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

 Структуру можно сравнить  с каркасом здания управленческой  системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней  процессы осуществлялись своевременно  и эффективно. Отсюда то внимание, которое руководители уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.  

 

1 Лафта Дж.К. Менеджмент: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ТК Велби, 2005, с. -204

 


Информация о работе Понятие, сущность и значения организационной структуры