Понятие управленческого решения и особенности его разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:04, реферат

Описание работы

В управленческой практике решением называется выбор одного из альтернативных вариантов конечного результата управления. При этом разработка решения - это последовательность действий от выявления проблемы к практическому ее разрешению, а реализация решения - это само практическое решение, за которым следуют контроль, сравнение результатов с намеченными целями и (при необходимости) корректировка принятого решения в сторону намеченной цели.

Содержание работы

1. Понятие управленческого решения и сферы его применения 2
2. Особенности задач разработки и принятия решения 3
3. Типология проблем и задачи управленческой деятельности 4
4. Классификация управленческих решений 5
5. Показатели эффективности и качества управленческого решения 7
6. Ответственность за разрабатываемые управленческие решения 8
7. Профессионализм должностных лиц, формирующих управленческие решения 12
Источники 13

Файлы: 1 файл

Понятие упр-го решения.rtf

— 1.63 Мб (Скачать файл)
    Библиотека 5баллов.ru 

    Соглашение об использовании

    Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.

    Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.

    У РосБизнесКонсалтинг

Тема: Понятие управленческого решения и особенности его разработки  

План 

1. Понятие управленческого решения и сферы его применения 2

2. Особенности задач разработки и принятия решения 3

3. Типология проблем и задачи управленческой деятельности 4

4. Классификация управленческих решений 5

5. Показатели эффективности и качества управленческого решения 7

6. Ответственность за разрабатываемые управленческие решения 8

7. Профессионализм должностных лиц, формирующих управленческие решения 12

Источники 13 

 

1. Понятие управленческого решения и сферы его применения 

      Принятие решения - важнейший пункт теории управления и важная составная часть управленческой деятельности.

      В управленческой практике решением называется выбор одного из альтернативных вариантов конечного результата управления. При этом разработка решения - это последовательность действий от выявления проблемы к практическому ее разрешению, а реализация решения - это само практическое решение, за которым следуют контроль, сравнение результатов с намеченными целями и (при необходимости) корректировка принятого решения в сторону намеченной цели.

      Сферы разработки управленческих решений (УР) достаточно велики. Они находят широкое использование в управлении, менеджменте, администрировании, руководстве. В процессе реализации приведенных в таблице 1 понятий управленческие решения могут иметь место в процессе следующих видов деятельности.

      Стратегическое планирование процесс подготовки и реализации управленческих решений (ПРУР), ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.

      Руководство управленческой деятельностью связано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.

      Коммуникации с внешней и внутренней средой ориентируют УР на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти УР затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий.

      Управление человеческими ресурсами - управленческие решения в данном случае отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.

      Управленческое консультирование связано с УР ситуационного типа.

      Эти решения готовятся и реализуются в связи с обращениями: персонала или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других организаций, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. УР в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.

      Управление производственной и обслуживающей деятельностью ориентирует УР на совершенствование функционирующей системы организации без ее перестройки. УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д.

      Формирование системы управления организацией отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование организации. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию организации, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой.

2. Особенности задач разработки и принятия решения

 

      Задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений обладают целым рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других наук.

      К числу таких особенностей относятся:

      - прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта решения осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соответствии с содержанием конкретной управленческой проблемы;

      - терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения;

      - неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой полнотой и точностью;

      - неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, расплывчатой, поведенческой и т.д.);

      - риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих задач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, принимающего решения (ЛПР);

      - сопрягаемость и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решаемых задач.

3. Типология проблем и задачи управленческой деятельности

 

      В управленческой деятельности выделяются четыре класса наиболее распространенных проблем.

      К ним относятся.

      1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.

      2. Хорошо структурированные проблемы. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико-математические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия)

      3. Слабо структурированные проблемы. Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример - прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе.

      4. Неструктурированные проблемы. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример - инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией.

      С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие типы:

      -распознавания образов (идентификация);

      -оценивания;

      -синтеза возможных вариантов;

      -анализа проблем;

      -факторов;

      - анализа тенденций;

      -прогнозирования;

      -планирования;

      -программирования (составления программ реализации);

      -организации и оперативного управления;

      - реализации принятых решений;

      -контроля.

4. Классификация управленческих решений

 

      Классификация УР необходима для определения общих и конкретно - специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.

5. Показатели эффективности и качества управленческого решения

 

      Эффективность управленческого решения - это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов.

      К основным факторам, характеризующим эффективность управленческого решения, относятся.

      1. Использование ресурсов. Характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.

      2. Фактор времени. Отражает своевременность решения, экономию времени, использования новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.

      3. Целенаправленность управления. Отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития.

      Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его выполнения.

      К критериям качества управленческого решения относятся.

      1. Показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы.

      Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражаются количественно, показатель энтропии приближается к единице.

      2. Степень риска вложения инвестиций.

      3. Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков.

      4. Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основе которых она была разработана.

      К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся.

      1. Применение к разработке решения научных подходов.

      2. Изучения влияния экономических законов на эффективность управленческого решения.

      3. Обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией.

      4. Применение методов функционально - стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения.

      5. Структуризация проблемы и построение дерева целей.

      6. Обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения.

      7. Правовая обоснованность принимаемого решения.

      8. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решения.

      9. Разработка и обеспечение функционирования системы ответственности и мотивации качества и эффективности решения.

6. Ответственность за разрабатываемые управленческие решения

 

      Ответственность - это необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия.

Информация о работе Понятие управленческого решения и особенности его разработки