Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:22, доклад
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage»которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.
Понятие управления и педагогического менеджмента.
Системный характер педагогического менеджмента.
Цель педагогической деятельности. Своеобразие сферы педагогических услуг.
Министерство Просвещения Республики Молдова
Славянский Университет
Гуманитарный факультет Кафедра психологии и педагогики
Реферат по предмету «Педагогический менеджмент »
Группа: PIP-11
Выполнила: Манчева Юлия П,
студентка III-го курса
Специальность: педагогика начального образования
Проверила: Доктор педагогики, конференциар, университар
Овчаренко Надежда Алексеевна
Кишинев 2013
План:
1. Понятия «управление»
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage»которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Управление - целенаправленное
воздействие на коллектив для
организации и координации её деятельности
в процессе производства (О.В. Козлова).
Управление- совокупность скоординированных
мероприятий, направленных на достижение
определённой цели (В.И. Терещенко).
Управление - процесс упорядочивания системы,
приведение в соответствии с определённой
закономерностью, действующей в данной
среде (Новиков) .
Управление - это искусство знать точно,
что предстоит сделать и сделать это самым
лучшим и дешёвым образом (Ф.У. Тейлор,
США).
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.
Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.
Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.
Понятие «педагогический менеджмент»
Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер. Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
Менеджмент –это управление руководство администрацией. В основе понятия менеджмента лежит английское слово что в переводе на рус- означает управление.
П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.
2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: « ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса.
Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.
Принципы педагогического менеджмента — основные правила поведения субъекта менеджмента при его взаимодействии с управляемыми субъектами (объектами) .
Функции педагогического менеджмента -это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.
2
.Системный
характер педагогического менеджмента.
3.Цель педагогической деятельности. Своеобразие сферы педагогических услуг
Цель в общенаучном смысле понимается
как один из элементов поведения, непосредственный
мотив сознательной деятельности, характеризуемый
предвосхищением в сознании, мышлении
результата деятельности и путей, способов
ее достижения. Деятельность педагога,
направленная на достижение цели, приводит
к определенному результату, который по
замыслу учителя должен совпадать с целью.
Процесс достижения цели приобретает
циклический характер и продолжается
до тех пор, пока различия между целью
и результатом не примут приемлемую величину.
Цель педагогической деятельности формируется
в связи с реализацией цели воспитания
гармонично развитой личности.
Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Цель педагогической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое. Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.
По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мышления её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой – либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит.
Таким образом, педагогическая профессия
требует двойной подготовки – человеческой
и специальной. Так, в профессии учителя
умение общаться становится необходимым
качеством. Своеобразие педагогической
профессии состоит и в том, что она по своей природе
имеет гуманистический, коллективный
и творческий характер. За педагогической
профессией исторически закрепились две
социальные функции – адаптивная и гуманистическая
(«человека - образующая»).
Адаптивная функция связана с приспособлением
учащегося, воспитанника к конкретным
требованиям современной социальной ситуации,
а гуманистическая – с развитием его личности,
творческой индивидуальности. С одной
стороны учитель подготавливает своих
воспитанников к нуждам данного момента,
к конкретным запросам общества. Но с другой
стороны, он, объективно оставаясь хранителем
и проводником культуры, несёт в себе вневременной
фактор.
Литература
1.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М., 1991.
2.Зубкова Т.И
социально-педагогическая
3.Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997.
4.Конаржевский
Ю.А. Внутришкольный
5.Подласый И.П.
Педагогика.- М.,2011
Информация о работе Понятие управления и педагогического менеджмента