Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

попечительский совет.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

Попечительский  совет – общественная форма

управления  образовательным учреждением.

 

 

План

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

1. Попечительский совет  (ПС). Функции ПС………………………………..3

 

2. Нормативно-правовая  база ПС…………………………………………….4

 

2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5

 

2.2. ПС со статусом  юридического лица…………………………………….6

 

3. Подготовка учредительных  документов…………………………………..9

 

Заключение……………………………………………………………………10

 

Список литературы…………………………………………………………...11

 

Приложение 1…………………………………………………………………12

 

Приложение 2…………………………………………………………………

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов  является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

 

 

1. Попечительский совет – общественная форма управления           образовательным учреждением.

 

Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

 

 

Функции Попечительского  совета

 

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

 

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского  совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей  или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

 

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

 

Доминирующей выступает  экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

  • Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;
  • финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;
  • добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;
  • реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

 

 

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

 

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о  техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

- статьи 118-121 параграфа  5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

- пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

- статьи 10, 15, 24, 26 Закона  РФ «О некоммерческих организациях»  (от 12.01.96);

- статьи 8, 12, 17, 18 Закона  РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

 

 

 

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

 

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться  деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность  образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что  управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом  и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

 

 

 

 

 

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

 

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной  регистрации предоставляются следующие документы:

- заявление, подписанное  членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

- устав Попечительского совета в двух экземплярах;

- выписка из протокола  учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

- сведения об учредителях;

- документ об уплате  регистрационного сбора;

- документ о юридическом  адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для  государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня  учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных  законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

- общественная организация;

- орган общественной  самодеятельности;

- автономная некоммерческая  организация.

Чтобы выбрать форму  Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об  общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Статей 12 Закона «Об общественных объединениях» установлено, что  орган общественной самодеятельности - это общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа  общественной самодеятельности.

Автономная некоммерческая организация по определению статьи 10 Закона «О некоммерческих организациях» - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права и т.п. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют учредители в соответствии с ее уставом; управление обеспечивает выборный коллегиальный орган.

Если попечительский совет становится юридическим лицом, то он вправе владеть  имуществом и финансовыми средствами, принимать добровольные взносы и  пожертвования от граждан и юридических лиц. Имущества и финансовые средства, пожертвованные ему, переходят в собственность совет, а передавшие утрачивают все права на них.

Попечительский совет  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, если доходы от нее направляются на реализацию ее уставных целей. При этом указанные некоммерческие организации могут создавать и участвовать в хозяйственных товариществах, обществах и других хозяйственных (то есть коммерческих) организациях.

Источниками формирования фонда финансовых средств и имущества Попечительского совета согласно статье 26 Закона «О некоммерческих организациях» могут быть:

- регулярные и единовременные  взносы учредителей, участников, членов;

- добровольные взносы  и пожертвования граждан, в  том числе родителей обучающихся, юридических лиц;

- выручка от реализации  товаров, работ, услуг, ценных  бумаг;

- доходы, дивиденды, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от  принадлежащей  Попечительскому совету собственности;

- другие поступления,  не запрещенные законом.

Статья 24 Закона «О некоммерческих организациях» не ограничивает круг деятельности тех хозяйственных  товариществах, в которых может  участвовать некоммерческая организация. Таким образом, Попечительский совет как участник таких организаций вправе получать доход от любого вида законной предпринимательской деятельности.

Информация о работе Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.