Потребность и необходимость управления в деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления – это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью.

Содержание работы

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека…..….3
2. Американская модель…………………………………………..…..……..…7
Список использованной литературы………………………………..……….19

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека…..….3

2. Американская модель…………………………………………..…..……..…7

Список использованной литературы………………………………..……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека

 

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развитие человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления – это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем, кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента.

Категории менеджмента: объект менеджмента, субъект менеджмента, функции, виды, методы и принципы менеджмента.

Объект менеджмента - организация как сознательно-координируема для достижения установленных целей сообщества людей.

Организации делятся на:

1) формальные:

- коммерческие (хозяйственные  товарищества и общества, производственные  кооперативы, государственные и  муниципальные предприятия),

- некоммерческие (потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  организации или объединения, объединения  юридических лиц (ассоциации и  союзы), фонды и учреждения);

2) неформальные.

Субъект менеджмента - руководители различного уровня, которые занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Функции руководителя:

1) планирование

2) мотивация

3) организация

4) контроль

Специфические функции менеджмента:

- инновации

- персонал

- логистика

- производство

- контроллинг

- инжиниринг

- экаутинг (бухгалтерский  учет)

- финансы

- марктинг

Принципы менеджмента:

1) целостность

2) иерархическая  упорядоченность

3) целевая направленность

4) научное обоснование  и оптимальность

5) сочетание централизации  и децентрализации

6) демократизация

 

3. Требования к менеджменту XXI века

 

1. Понимание людей.

2. Качества лидера.

3. Знание основ  современного М. и умение применять  их на практике.

4. Компетентность.

5. Способность предвидеть  развитие событий.

6. Умение ставить  цели.

7. Способность организовать  взаимодействия и наладить оптимальный  контроль.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений.

 Понятия: менеджмент, организация  деятельности предприятия, бизнес, предпринимательство.         Менеджмент - профессиональная деятельность по управлению коммерческой, т.е. не приносящей прибыли, организацией.

Организационная деятельность предприятия представляет собой непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

Бизнес означает функцию владения капиталом, менеджмент - управление капиталом.

Предпринимательство - особый род деятельности, связанный с инновациями.

Предмет организации деятельности предприятия

Предмет организационной деятельности предприятия - изучение законов и закономерностей жизнедеятельности предприятия и отношения людей в процессе управления.

Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др.

 

 

  1. Американская модель

Предпосылки становления менеджмента в США

В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников "научного менеджмента" отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его родиной.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856–1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им.            Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее ее "организационной школы" является Г. Форд (1863–1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.

В 1920–1930-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал Элтон Мэйо (1880–1949). Данная школа положила начало развитию идей о "человеке в организации", роли "человеческого фактора" в ней. 
На рубеже 1950–1960-х гг., благодаря исследованиям ученых университета штата Огайо и Мичиганского университета, в науке управления развивался бихевиористический подход. Главной задачей этого направления стало изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации .

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.  
1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. 
Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают. 
Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал – это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки .

Особенности американской модели менеджмента.

В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.        Американцы – снобисты, любят ездить в 1-м классе, им недостаточно иметь то, что они имеют. Они общительны, ибо без этого не пробиться в деловой мир. Оптимизм, уверенность в себе – залог успешной карьеры. От них часто слышишь: «O.К.! No problem». Американец, даже если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, ответит: «Это я беру на себя» и тем самым докажет репутацию делового человека. Американская нация, как ни какая другая, подвластна культу денег. Доллар для них больше, чем средство покупки. Шелест долларовой купюры звучит приятнее любой музыки. Новинки – электронные и пластиковые карты конечно хорошо, но наличные долларовые купюры лучше.      Американцы не любят работать на одном месте. Есть примеры, когда люди по 30 раз за жизнь меняют свою работу. Исходя из этого, составим таблицу соответствия менеджмента менталитету в США.

Таблица 1 Соответствие менеджмента менталитету в США

Черты менталитета

Обусловленные ими особенности управления

Индивидуализм

Индивидуальный характер принятия управленческих решений; ориентация на личность и личные способности; оплата и продвижение по службе определяется личным вкладом; индивидуальная ответственность; четко формализированный процесс контроля

Повышенное чувство обособленности

Формальные отношения на производстве; формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; на управленческое решение влияет чувство собственного достоинства работника

Прагматизм

Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению поставленной цели

Практицизм

Формирование нестандартной системы управления, приведение ее в состояние в соответствие с конкретными целями и заданиями; отсутствие утопизма в управленческих решениях

Рационализм

Главной чертой управления становится выбор оптимального решения; формирование оптимальной структуры производства; рациональные отношения в коллективе; отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления

Стремление к богатству (алчность)

Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы; управленческие решения основаны на выгоде; основная направленность управленческих решений – делать деньги

Трудолюбие

Дает возможность высокой производительности при прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу


 

 

Анализ данной таблицы показывает, что главная основа, на которой базируется система управления США, – обостренное чувство индивидуализма. Его корни связаны с историей развития Америки. В период активного заселения основной контингент составляли авантюристы, стремящиеся к самовыражению в Новом свете. Ими использовались любые способы достижения поставленных целей. Главная из них – быстрое обогащение. С течением лет это стало основополагающим для американцев. На этой основе и стала формироваться система управления в США.

Задача управления в этой системе – не просто работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер – индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Американские менеджеры «объясняют свою высокую занятость вопросами компании не столько долгом перед ней, обществом и даже не увеличением потребностей его семьи, а стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я».

Управляющий должен знать степень честолюбия подчиненных, их возможности и способности. Опытный менеджер играет на этих клавишах, как на пианино. В своей игре он учитывает стремление американцев к обогащению.

Используя этот стимул, менеджер может повысить производительность, качество продукции, ее конкурентоспособность.

Управленческие решения принимаются им строго индивидуально. Американский менеджер готовит ежедневно перечень вопросов для работников, которыми они должны заниматься. Продвижение их по службе зависит от собственного вклада в фирму. Рабочие и управленцы замыкаются на себе, на своей карьере. Для функционирования производства, достижения общей цели существует четкая регламентация действий, обязанностей и ответственности каждого индивида.

Итак, основа американской системы управления – психология индивидуализма. Она проявляется во всех формах и видах американского менеджмента, пропитывает всю его структуру.

Современное состояние модели менеджмента

Общие принципы стратегии производства

В США поставщик поставляет комплектующие изделия в сборочный цех раз в неделю (имеется в виду автомобильная промышленность), что характерно для традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая настойчивость руководителей в США в деле минимизации материально-технических запасов; американцы менее успешно и менее эффективно применяют эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством и внедрением автоматизированных систем управления производством.

Информация о работе Потребность и необходимость управления в деятельности человека