Поведенческий подход к лидерству, теории поведенческого подхода
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:30, реферат
Описание работы
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Содержание работы
1. Сущность понятия «Лидерство»…………………………………….…….3 2. Подход с позиции личных качеств……………………………………….4 3. Поведенческий подход к лидерству, теории поведенческого подхода…………………………………………………………………….....6 3.1 Теория Д. Макгрегора……………………………………………….......7 3.2 Исследования Левина……………………………………………………8 3.3 Теория Фидлера………………………………………………………...10 3.4 Теория Митчелла-Хауса…………………………………………….....12 3.5 Теория жизненного цикла…………………………………………..…15 Список использованной литературы ……………………………
1. Сущность понятия «Лидерство»…………………………………….…….3
2. Подход с позиции
личных качеств……………………………………….4
3. Поведенческий
подход к лидерству, теории поведенческого
подхода…………………………………………………………………….....6
3.1 Теория Д. Макгрегора……………………………………………….......7
3.2 Исследования
Левина……………………………………………………8
3.3 Теория Фидлера………………………………………………………...10
3.4 Теория Митчелла-Хауса…………………………………………….....12
3.5 Теория жизненного
цикла…………………………………………..…15
Список использованной литературы
………………………………….…17
1.Сущность понятия
«Лидерство»
Лидерство – это управленческие
взаимоотношения между руководителем
и последователями, основанные на эффективном
для данной ситуации сочетании
различных источников власти и направленные
на побуждение людей к достижению общих
целей.
Обязательное условие
лидерства - обладание властью
в конкретных
формальных или неформальных
организациях самых разных уровней и масштаба
от государства и даже группы
государств до правительственных
учреждений, местного самоуправления
или народных и общественных
групп и движений.
Формализованная власть лидера
закрепляется законом. Но во
всех случаях лидер имеет социальную
и психологическую, эмоциональную
опору в обществе или в коллективах
людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное
и неформальное лидерство. В первом
случае влияние на подчиненных оказывается
с позиций занимаемой должности. Процесс
влияния на людей через личные способности,
умения и другие ресурсы получил название
неформального лидерства.
Считается, что
идеальным для лидерства является
сочетание двух основ
власти: личностной и организационной.
Проблемы лидерства являются
ключевыми для достижения организационной
эффективности. С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или воздействует на
других, с другой, лидерство
- это процесс преимущественно не
силового воздействия в направлении
достижения группой
или организацией своих целей.
Лидерство представляет собой
специфический тип управленческого
взаимодействия, основанный на
наиболее эффективном сочетании различных
источников власти и направленный на побуждение
людей к достижению общих целей.
Лидерство как
тип отношений управления отлично
от собственно управления и строится
больше на отношении типа «лидер - последователь»,
чем «начальник - подчиненный». Не любой
менеджер использует лидерство в
своем поведении.
Продуктивный менеджер
не обязательно является эффективным
лидером, и наоборот. Успех в управлении
не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению
лидерства различаются комбинацией
трех основных
переменных, привлекающих внимание
исследователей по сей день:
лидерские качества, лидерское поведение
и ситуация, в которой действует лидер.
Важную роль при этом играют характеристики
и поведение последователей. Каждый
из подходов предлагает свое решение проблемы
эффективного лидерства.
2. Подход с позиции
личных качеств
Руководство, лидерство стало
объектом исследования, когда в начале
двадцатого столетия начали впервые изучать
управление. Однако только в период между
1930 г. и 1950 г. было впервые предпринято
изучение лидерства в крупных масштабах
и на систематической основе. Эти ранние
исследования ставили своей целью выявить
свойства или личностные характеристики
эффективных руководителей. Согласно
личностной теории лидерства, также определенным
набором общих для всех личных качеств.
Развивая эту мысль, можно утверждать,
что, если бы эти качества могли быть выявлены,
люди могли бы научиться воспитывать их
в себе и тем самым становиться эффективными
руководителями. Некоторые их этих изученных
черт - это уровень интеллекта и знания,
впечатляющая внешность, честность, здравый
смысл, инициативность, социальное и экономическое
образование и высокая степень уверенности
в себе.
В 40-х годах ученые начали изучать
собранные факты о соотношении личных
качеств и лидерства. К сожалению, несмотря
на сотни проведенных исследований, они
не пришли к единому мнению о наборе качеств,
которые непременно отличают крупного
лидера. В 1948 году Стогдилл сделал комплексный
обзор исследований в области лидерства,
где отмечал, что изучение личных качеств
продолжает давать противоречивые результаты.
Он обнаружил, что лидеры, как правило,
отличались интеллектом, стремлением
к знаниям, надежностью, ответственностью,
активностью, социальным участием и социально
- экономическим статусом. Однако Стогдилл
также отмечал, что в разных ситуациях
эффективные руководители обнаруживали
разные личные качества. Затем он сделал
вывод, с которым согласились бы сегодняшние
ученые - бихевиористы: "Человек не становится
руководителем только благодаря тому,
что он обладает некоторым набором личных
свойств".
Вывод: Не существует такого набора
личных качеств, который присутствует
у всех эффективных руководителей, часто
приводится в качестве доказательства
того, что эффективность руководства имеет
ситуационный характер. Однако сам Стогдилл
считает, что его точка зрения недостаточно
оттеняет личностную природу лидерства.
Он утверждает, что имеются веские доказательства
в пользу того, что в разных ситуациях
требуется различные способности и качества.
Хотя он и не призывает вернуться к подходу
к руководству с позиций личных качеств,
Стогдилл заключает, что "структура
личных качеств руководителя должна соотноситься
с личными качествами, деятельностью и
задачами его подчиненных".
3. Поведенческий
подход к лидерству, теории поведенческого
подхода
Важный вклад поведенческого
подхода в теорию лидерства заключается
в том, что он помог провести анализ и составить
классификацию стилей руководства, т.е.
того, как руководитель ведет себя со своими
подчиненными. Стиль руководства в контексте
управления - это привычная манера поведения
руководителя по отношению к подчиненным,
чтобы оказать на них влияние и побудить
их к достижению целей организации. Степень,
до которой управляющий делегирует свои
полномочия, типы власти, используемые
им, и его или ее забота, прежде всего о
человеческих отношениях или, прежде всего
о выполнении задачи - все отражает стиль
руководства, характеризующий данного
руководителя. По традиционной системе
классификации стиль может быть автократичным
(это одна крайность) и либеральным (другая
крайность) или это будет стиль, сосредоточенный
на работе, и стиль, сосредоточенный на
человеке.
3.1 Теория Д. Макгрегора
Автократный лидер в управлении
руководством авторитарен. Автократный
руководитель обладает достаточной властью,
чтобы навязывать свою волю исполнителям,
и в случаи необходимости без колебаний
прибегает к этому. Автократ намеренно
апеллирует к потребностям более низкого
уровня своих подчинённых исходя из предложения,
что это тот самый уровень, на котором
они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный
учёный в области лидерства, назвал предпосылки
автократического руководителя по отношению
к работникам теорией "Х". Согласно
теории "Х":
Люди изначально не любят трудиться
и при любой возможности избегают работы.
У людей нет честолюбия, и они
стараются избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищённости.
Чтобы заставить людей трудиться,
необходимо использовать принуждение,
контроль и угрозу наказания.
На основе таких исходных предположений
автократ обычно как можно больше централизует
полномочия, структурирует работу подчиненных
и почти не даёт им свободы в принятии
решений. Автократ также плотно руководит
всей работой в пределах его компетенции
и, чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать психологическое давление,
как правило, угрожать. Когда автократ
избегает негативного принуждения, а вместо
этого использует вознаграждение, он или
она получает название благосклонного
автократа. Он проявляет активную заботу
о настроении и благополучии подчинённых.
Он или она могут даже пойти на то, чтобы
разрешать или поощрять их участие в планировании
заданий. Но он или она сохраняют за собой
фактическую власть принимать и исполнять
решения.
Представление демократического
руководителя о работниках отличаются
от представлений автократичного руководителя.
МакГрегор назвал их теорией "У":
Труд - процесс естественный.
Если условия благоприятные, люди не только
примут на себя ответственность, они будут
стремиться к ней.
Если люди приобщены к организационным
целям, они будут использовать самоуправление
и самоконтроль.
Приобщение является функцией
вознаграждения, связанного с достижением
цели.
Способность к творческому
решению проблем встречается часто, а
интеллектуальный потенциал среднего
человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям
демократичный руководитель предпочитает
механизмы влияния, которые апеллируют
к потребностям более высокого уровня:
потребности в принадлежности, высокой
цели, автономии и самовыражении. Демократический
руководитель избегает навязывать свою
волю подчинённым.
Организации, где доминирует
демократический стиль, характеризуются
высокой степенью децентрализации полномочий.
Подчинённые принимают активное участие
в принятии решений и пользуются широкой
свободой в выполнении заданий. Довольно
часто, объяснив цели организации, руководитель
позволяет подчинённым определить свои
собственные цели в соответствии с теми,
которые он сформулировал.
Поскольку демократический
лидер предполагает, что люди мотивированы
потребностями более высокого уровня
- в социальном взаимодействии, успехах
и самовыражении, - он или она пытаются
сделать обязанности подчинённых более
привлекательными. В некотором смысле
он или она стараются создать ситуацию,
в которой люди до некоторой степени сами
мотивируют себя, потому что их работа
по природе своей сама является вознаграждением.
Он или она стараются научить подчинённых
вникать в проблемы организации, выдавать
им адекватную информацию и показывать,
как искать и оценивать альтернативные
решения.
3.2 Исследования
Левина
Возможно, самое раннее исследование
эффективности стилей лидерства было
проведено Куртом Левином и его коллегами.
Это исследование было проведено раньше,
чем МакГрегор описал руководителей в
свете своих теорий "Х" и "У".
Объектом изучения Левина были 10-летние
мальчики. Эти мальчики были разделены
на несколько групп и распределены по
различным клубам; во главе каждого стоял
взрослый, исповедовавший автократичный,
демократичный и либеральный стили руководства.
Подчинённым даётся почти полная свобода
в определении своих целей и контролем
за своей работой. Авторитарное руководство
характеризуется высокой степенью единоличной
власти руководителя: руководитель определяет
все стратегии группы; никаких полномочий
группе не делегируется. Демократичное
руководство характеризуется разделением
власти и участием трудящихся в управлении;
ответственность не концентрируется,
а распределяется. Либеральное руководство
характеризуется либеральным участием
руководителя; группа имеет полную свободу
принимать собственные решения.
В своём знаменитом исследовании
Левин обнаружил, что авторитарное руководство
добивалось выполнения большого объёма
работы, чем демократичное. Однако на другой
чаше весов были низкая мотивация, меньшая
оригинальность, меньшее дружелюбие в
группах, отсутствие группового мышления,
большая агрессивность, проявляемая как
к руководителю, так и к другим членам
группы, большая подавляемая тревога и
одновременно более зависимое и покорное
поведение. При либеральном руководстве,
объём работы уменьшается, качество работы
снижается, появляется больше игры и в
опросах выражаются предпочтение демократическому
руководителю.
Более поздние исследования
не полностью подтвердили выводы о том,
что автократичное руководство обеспечивало
более высокую продуктивность, но более
низкую степень удовлетворённости, чем
демократичное. Тем не менее, исследование
Левина дало основу для поисков другими
учёными бихевиористской школы стиля
поведения, который может привести к высокой
производительности труда и высокой степени
удовлетворённости.
3.3 Теория Фидлера
Ситуационная модель руководства
Фидлера: Модель Фидлера явилась важным
вкладом в дальнейшее развитие теории,
так как она сосредоточена вниманием на
ситуации и выявила три фактора, влияющие
на поведение руководителя. Этими факторами
являются:
Отношения между руководителями
и членами коллектива подразумевают лояльность,
проявляемую подчинёнными, их доверие
к своему руководителю и привлекательность
личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи подразумевает
привычность задачи, чёткость её формулировки
и структуризации, а не расплывчатость
и бесструктурность.
Должностные полномочия - это
объём законной власти, связанной с должностью
руководителя, которая позволяет ему использовать
вознаграждение, а также уровень поддержки,
который оказывает руководителю формальная
организация. Фидлер считает, что, хотя
каждой ситуации и соответствует свой
стиль руководства, стиль того или иного
руководителя остаётся в целом постоянным.
Поскольку Фидлер исходит из предположения,
что человек не может приспособить свой
стиль руководства к ситуации, он предлагает
помещать руководителя в такие ситуации,
которые наилучшим образом подходят к
стабильному стилю руководства. Это обеспечит
надлежащий баланс между требованиями,
выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами
руководителя, а это ведёт к высокой производительности
и удовлетворённости.
Рассмотрим 2 потенциальные
ситуации. Первая является наиболее благоприятной
для руководителя. В ней задача хорошо
структурирована, должностные полномочия
большие, а отношения между руководителем
и подчинёнными также хорошие, что создаёт
максимальную возможность для оказания
влияния. В противоположность этому 2 ситуация
наименее благоприятная, потому что должностные
полномочия невелики, отношения с подчинёнными
плохие и задача не структурирована. Любопытно,
что результаты исследований Фидлера
показывают, что самым эффективным стилем
руководства в обоих этих крайних случаях
будет ориентация на задачу. Эту кажущуюся
непоследовательность можно объяснить
с помощью ложки. Потенциальные преимущества
ориентированного на задачу стиля руководства
- это быстрота действия и принятия решений,
единство цели и строгий контроль за работой
подчинённых, то для успешности производства
автократичный стиль изначально является
эффективным инструментом достижения
целей организации при условии, что исполнители
охотно сотрудничают с руководителем.
В этой ситуации самым подходящим будет
стиль руководства, ориентированный на
задачу, потому что отношения между руководителем
и подчинёнными уже хорошие. Поэтому руководителю
не нужно тратить много времени на поддержание
этих отношений. Кроме того, поскольку
руководитель имеет значительную власть,
а задача имеет рутинный характер, подчинённые
повинуются указаниям руководителя и
почти не нуждаются в помощи. Поэтому роль
руководителя в этой ситуации состоит
в том, чтобы говорить, что нужно сделать.