Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Теоретическая основа. Вопросы о правовом статусе субъектов трудового права достаточно подробно рассмотрены в литературе. В частности, в своей работе я использую монографии, учебные пособия и статьи таких авторов, как В.Н. Толкунова, М.В. Лушникова, Е.Б Хохлов, В.Н Скобелкин. Также я использую нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику правового статуса субъектов трудовых правоотношений в Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и классификация субъектов трудового права
2. Характеристика основных субъектов трудового права
2.1 Правовой статус работника
2.2 Трудовой коллектив организации как субъект трудовых правоотношений
2.3. Основы правового статуса работодателя как субъекта трудового права
3. Анализ правового положения вспомогательных субъектов трудового права
3.1 Правовой статус профсоюзов в сфере трудовых правоотношений
3.2 Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора как субъекты трудового права
Заключение
Библиографический список
Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Законом запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр общественных объединений.16
Права профсоюзов по содержанию и сфере применения классифицируются на следующие группы:
а) права по участию в законотворческой (правотворческой) деятельности;
б) права по участию в организации и управлении трудом;
в) надзорно-контрольные права в сфере труда;
г) право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею.
Право на участие в законотворческой (правотворческой) деятельности. Такие права входят в статус различных профсоюзных органов. Закон о правах профсоюзов от 12 января 1996 г. предусмотрел, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Во исполнение этого закона при обсуждении проектов нового ТК профсоюзы внесли много предложений, которые были учтены при его принятии Государственной Думой.
Наряду с проектами законодательных актов проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Наконец, Закон предоставляет самим профсоюзам право высгупить с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Права по организации и управлению трудом. Абсолютное большинство прав в указанной сфере трудовое законодательство предоставило низовым звеньям профсоюзной системы - профкомам предприятий (организаций), именно они вместе с работодателем и администрацией решают, как правило, большинство вопросов организации и управления трудом как на предприятии (в организации) в целом, так и в его структурных подразделениях.
Профком и администрация предприятия (организации), выступающая от имени работодателя, совместно разрабатывают условия коллективного договора, контролируют его выполнение.
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.17
Надзорно-контрольные права в сфере труда. В соответствии со ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона о профсоюзах от 12 января 1996 г. профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.18
Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, то есть при создании норм трудового законодательства об установлении условий труда, их защите, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства.
3.2 Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора как субъекты трудового права
Субъектами трудового права являются также Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Трудовой кодекс (гл. 57) закрепил их права и обязанности, отнес к ним следующие органы надзора с их территориальными учреждениями:
1) Федеральная инспекция труда. Она осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации. Эта инспекция образована в 1998 году в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией МОТ №81 (1947 г.) «Об инспекции труда». Правовой статус федеральной инспекции труда определен гл. 57 (ст. 350-365) ТК и Положением о ней, принятом в 2000 году1. Ее деятельностью руководит Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Он является заместителем Министра труда и социального развития РФ.
Вся деятельность органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе гуманных принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законности, объективности, гласности и независимости. Полномочия государственных инспекторов - органов федеральной инспекции труда РФ прямо закреплены в Кодексе в ст. 357 (их права) и в ст. 358 (их обязанности);
2) Государственная санитарно-эпидемиологическая служба.
Она осуществляет надзор за санитарным состоянием производственных помещений, рабочих мест, производственных столовых, буфетов, общежитий и т.п.; проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил всеми должностными лицами администрации всех производств. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Госсанэпиднадзора находится в структуре Минздрава России и действует на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.;
3) Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Он действует на основании ст. 366 ТК и Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. В Положении определены его права и обязанности в надзорной сфере. Имеются специальные перечни предприятий, производств и работ, за которыми органы Госгортехнадзора осуществляют надзор. Эти работы связаны с повышенной опасностью, с пользованием недрами, с работой под землей, на магистральных трубопроводах, с вредными, взрывчатыми и опасными веществами, с перевозкой опасных грузов и т.п.
За нарушение правил по безопасному ведению работ, хранению, использованию взрывчатых веществ начальники инспекции, округов и их заместители налагают на соответствующих виновных должностных лиц администрации штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление о наложении штрафа может быть в 10-дневный срок обжаловано в вышестоящий орган этого надзора или в суд, решение которых является окончательным;
4) Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор). Он находится в структуре Министерства топлива и энергетики РФ. В соответствии со ст. 367 ТК и Положением о Госэнергонадзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г., Госэнергонадзор осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок. Как и другие специализированные государственные инспекции, он разрабатывает и утверждает соответствующие правила, инструкции по этим вопросам по согласованию с профсоюзными центральными органами, участвует в разработке технических условий на соответствующее оборудование и госстандартов. Инспектора Госэнергонадзора, как и других специализированных государственных инспекций, проверяют и визируют проекты новых и реконструируемых установок, могут участвовать в расследовании несчастных случаев на поднадзорном производстве;
5) Государственный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Правовой статус Госатомнадзора России закреплен в Положении о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденном распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. Органы Госатомнадзора осуществляют надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК). Госатомнадзор разрабатывает и принимает правила, указания, инструкции, обязательные для всех соответствующих производств. Он имеет право запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность работников и населения, окружающей среды, а также может привлекать к административной ответственности должностных лиц не только производств, но и министерств, ведомств, органов исполнительной власти, допустивших нарушения требований правил ядерной и радиационной безопасности.
Заключение
Трудовое право невозможно исследовать, не обращаясь к его носителю, т.е. субъекту трудового права.
Соответственно делению отношений, составляющих предмет трудового права, на трудовые и иные, тесно связанные или производные от трудовых, общественные отношения, все субъекты трудового права могут быть дифференцированы на основные и вспомогательные. К числу основных субъектов трудового права относятся работник и работодатель. Сущность вспомогательных субъектов трудового права заключается в том, что их правосубъектность направлена на обслуживание функционирования основных субъектов в качестве полноценных участников отношений, составляющих предмет трудового права. Правосубъектность производных субъектов трудового права определяется правосубъектностью основных субъектов и вытекает из нее.
Поскольку неоднозначно и само понятие трудового правоотношения, могут быть выделены специфические субъекты трудового права как на стороне работника, так и на стороне работодателя. Можно, например, говорить о таких категориях работников, как лицо, занятое по найму, государственный служащий, руководитель коммерческого предприятия, творческий работник, иностранный гражданин и т.п. Среди работодателей выделяются такие субъекты, как коллективные и индивидуальные работодатели, государство и т.д.
Основными характеристиками субъекта трудового права являются:
а) способность к правообладанию;
б) само правообладание;
в) юридически значимые действия субъекта;
г) правовые последствия совершения юридически значимых действий;
д) юридические гарантии.
Правосубъектность любого из субъектов трудового права существует как единство двух условий:
а) фактической способности к правообладанию;
б) признание наличия такой способности у данного субъекта со стороны государства.
Категория правообладания включает в себя субъективные права и субъективные обязанности участников отношений в сфере труда.
Субъективные трудовые права делятся на:
а) контрактные (вытекающие из договоров);
б) вытекающие из административных актов;
в) статутные.
Вся система субъективных прав и обязанностей определяет правовое положение субъекта трудового права, а совокупность статутных прав и обязанностей представляет собой его правовой статус.
Реализация права является стадией правового регулирования и соответственно элементом механизма правового регулирования. Правореализация всегда выражается в виде реализации субъективных прав и обязанностей конкретного лица. Норма объективного права не может реализоваться иначе, как посредством действий конкретного субъекта, реализующего свои субъективные права и обязанности.
Юридические гарантии представляют собой субъективные права того субъекта, деятельность которого обеспечивается с помощью этих гарантий. Все юридические гарантии делятся на:
а) гарантии, обеспечивающие правосубъектность лица;
б) гарантии, обеспечивающие правообладание;
в) гарантии, обеспечивающие реализацию права.
Библиографический список
I. Нормативные акты
Конституция Российской федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 15.11.2007) / Российская газета, №237, 25.12.1993.
Информация о работе Правовой статус субъектов трудового права