Предпринимательство и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:44, лекция

Описание работы

Шумера, Египет - трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров (менеджеров). Вместо человеческих жертв стали преподноситься символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые ведали сбором налогов, управляли казной, имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса.

Файлы: 1 файл

Лекция 1 (1).doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

Лекция № 1 Введение. Предпринимательство и менеджмент

 

Шумера, Египет - трансформация  высшей касты священников в религиозных  функционеров (менеджеров). Вместо человеческих жертв стали преподноситься символические  жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые ведали сбором налогов, управляли казной, имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса.

Вавилонский правитель  Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так  называемый свод Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей.

Царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.) - автор проектов Вавилонской  башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя, в частности, цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи.

Древний Рим - система  территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. до н, э.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без  изменений до сегодняшних дней.

Великая индустриальная революция XVII – XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции.

 

Начальный этап развития индустриального менеджмента (начало и середина XIX века). Основные черты индустриальной революции:

  • Переход от кустарного производства (единичное производство товаров преимущественно ручным способом) к мануфактурному производству (производство товаров в больших объемах с применением специального оборудования).
  • Появление первых индустриальных компаний, оснащенных машинами и другим промышленным оборудованием и численностью рабочих в сотни и тысячи человек.
  • Отделение управления от капитала. В кустарном производстве в одном лице совмещались собственник капитала, управленец и работник. В индустриальных компаниях собственник (капиталист) часто делегирует (передает) свои полномочия по управлению производством специальным наемным работникам – мастерам.
  • Неограниченный контроль предпринимателя над принадлежащей ему собственностью (аксиома буржуазного общества). Стиль управления – авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. В организации труда выделялась роль мастера – единоличный наем и увольнение рабочих, перемещение рабочих, контроль их обучения, распределение производственных заданий, установление продолжительности рабочего дня  норм выработки. 
  • Проблемы контроля качества товарной продукции. Товары изготавливались из некачественных товаров с произвольными отступлениями от технологических стандартов. Отсутствие технологических требований к методам контроля (объясняется неразвитостью производства). Реально соблюдавшиеся стандарты – размеры, вес. Контроль качества сводился к изучению потребительских свойств товара самими покупателями.

 

Первая попытка организации промышленного производства на научной основе относится к 1820 году.

 

Инженерной службой  литейного цеха компании “Бультон, Уотт энд Со” (Англия) проводились  исследования по рациональному размещению машин и механизмов в цехе с  целью организации линии поточного производства металлоизделий. Для этого весь производственный процесс расчленялся на серию последовательных операций. Каждому работнику отводилась определенная стандартизированная функция. Определялись требования к организации каждой операции – установление квалификационных нормативов на слесарные, кузнечные, ремонтные и иные работы (прообраз современной аттестации рабочих мест).  

 

Формирование  школы научного менеджмента

 

Становление крупного промышленного  производства (конец XIX – начало XX века).

Отправной пункт развития теории индустриального менеджмента - 1886 год.

Г.Таун (1844-1924) президент мануфактурной компании “Йель энд Таун” на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (ASME) представил доклад на тему “Инженер как экономист”. Впервые поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы науки и профессиональной специализации. Менеджмент – особая наука со своим предметом, литературой. Инженеры для обеспечения наилучших производственных результатов возглавляемых ими подразделений должны быть людьми не только специалистами в технической сфере (овладевшими профессией механика), но и быть хорошими администраторами, обладать особыми знаниями и навыками проведения экономических и организаторских работ.

“Существует много хороших  инженеров-механиков, есть также немало отличных бизнесменов, однако оба этих качества весьма редко встречаются  в одном человеке”.

 

Формирование  школы научного менеджмента

Амер.инж. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента. “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911).

Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец  научного менеджмента”.

 

Основные составляющие вклада Ф.Тейлора:

  • создание менеджмента как научного направления. Стихийно сложившиеся методы и приемы производства исчерпали себя. Изобретательность и опыт эффективного руководства оставались достоянием отдельных лиц и не выступали предметом научных исследований и обобщений.

 

  • формирование делового менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.  Проведение принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. “Очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить”.

Общие принципы системы  Ф. Тейлора:

 

    • разделение труда между рабочими и менеджерами (первые – исполнительский труд, вторые – распорядительство и надзор)

 

Одним из принципов научного управления является разделение планирования и выполнение, которое представлено в вышеприведенном четвертом принципе Тейлора "руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие..." Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих. Это предложение Тейлора реализовывалось в том, что торгово-промышленные фирмы учреждают планирующие отделы, которые занимаются разработкой ежедневных инструкций для рабочих. Однако Тейлор на этом не останавливается и предлагает концепцию функционального руководства группой рабочих. Тейлор рассматривает традиционные функции старшего рабочего (руководителя группой) как состоящие из действий планирования и контроля. Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые подготовлены во всех аспектах функции планирования. Он выделяет четыре различные подфункции, которые должны выполняться различными чиновниками. Действия, связанные с контролем, выполнялись бы также четырьмя различными людьми.

 

    • измерение труда - разработка научными методами каждого элементы работы (замена прежних эмпирических методов). Производственные задачи должны быть поминутно расчленены, сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения.

 

Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.

 

Ф. Тейлор придавал большое значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии погрузить за день больше, если будет пользоваться лопатой вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно применять около 15 типов лопат. Все это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось от 400 до 600 человек.

 

    • программы стимулирования и мотивации измерение труда. По его мнению, рабочие готовы отдавать “честную ежедневную работу” в обмен на “честный ежедневный заработок”. Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент работы имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции. При достижении большой продуктивности труда рабочий получает премию.

 

Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Рабочие, производящие продукции больше, чем дневная стандартная норма, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму.

Если рабочий вырабатывает установленную норму, то его стандартная  ставка равна 50 центов за определенное количество единиц продукции, а стандартная рабочая норма равна 200 таких единиц продукции в неделю. Если рабочий производит 275 единиц продукции за неделю и если в соответствии с прогрессивной системой оплаты труда оплачивается разница в 10 центов за единицу для всей продукции однажды установленной нормы, то рабочий должен получить 16 долларов 50 центов или 275 х 60 центов. Такой вид оплаты называется системой дифференцированных сдельных ставок заработной платы. Она использует, по Тейлору, основной побудительный фактор в отношении работающих людей, т. е. возможность зарабатывать деньги. Следовательно, чем больше "ставки", тем больше труда должен затратить рабочий; система дифференцированных сдельных ставок, по-видимому, должна стимулировать большую производительность рабочих, т.к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

 

Главная идея Тейлора  состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.

 

    • подбор, обучение и развитие рабочих (перенос внимания с системы машин на рабочих, ими управляющих)

 

В обязанности руководства  входит выбор людей, способных удовлетворить  рабочие требования, а затем подготовить  и специализировать этих людей для работы в нужном направлении. До Тейлора новые рабочие перенимали нужные навыки у старых рабочих. Руководство не считало подготовку персонала своей законной функцией. Сам Тейлор не считался специалистом в использовании методов отбора, кроме подбора рабочих для работ, требующих определенных физических характеристик, особенно физической силы и выносливости. Поэтому не приходилось говорить об использовании систематизированных, научно обоснованных методов отбора. Психологические методы отбора рабочих были разработаны в 1913 году.

 

Система Тейлора получила весьма широкое распространение  в передовых капиталистических  странах в первые три десятилетия  ХХ века - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т.д. Создаются школы консультантов, фирмы и т.п.

Система Тейлора находит  многих своих сторонников. Видными  последователями этой системы были Г. Гантт, известный своими работами по реорганизации предприятий, калькуляции  и учету". Эмерсон - автор "Двенадцати принципов производительности", Ф. и Л.Гильбрет, Г. Мунстерберг и др.

 

Г.Гантт (1861-1919) – близкий ученик Ф. Тейлора. Разработки в области:

  • методики премиальной системы оплаты труда,
  • разработка методов оперативного планирования производства. Ленточные графики или графики Гантта
  • разработка теории лидерства. “Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора”.

 

Супруги Ф. Гилберт (1868-1924) и Л.Гилберт (1978-1972).

Работы в области  изучения физического труда в производственных процессах с целью увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство.

 

Ф.Гилберт разработал методику кирпичной кладки, при которой  количество движений сокращалось с 18 до 5, а производительность труда возрастала со 120 до 350 кирпичей, укладываемых в час.

Школа социальных систем, количественные методы и ситуационный подход в менеджменте

 

Школа  “социальных  систем” пытается критически оценить предшествующие концепции управления и теоретически обобщить новый опыт управленческой деятельности.

Наиболее видными представителями  этой школы являются Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др., которые разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральным методологическим понятием оказывается понятие "связующих процессов". Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие (Ьа1аnсе) и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации ("организационные универсалии"), одинаково присущие как часовому механизму, так и обществу. Это стремление опирается на применение к анализу социальных процессов кибернетики, математических методов и т.д. Однако основная цель, которую преследует школа "социальных систем", заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.

Информация о работе Предпринимательство и менеджмент