Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:44, доклад

Описание работы

Раскрывается понятие менеджмента, подробно рассматриваются его основные принципы, прилагается список литературы.

Файлы: 1 файл

котр. менеджмент.docx

— 18.92 Кб (Скачать файл)

Принципы менеджмента

Менеджмент представляет собой науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство  жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в  планировании, организации работы; великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

Принцип менеджмента — это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности.

 Принципы менеджмента  определяют требования к системе,  структуре, организации и процессу  управления, построению органов  управления и методам осуществления  его функций.

Их можно рассмотреть  на примере принципов управления, сформулированных Анри Файолем:

1.Разделение труда. Эта  функция распространяется не  только на исполнительские работы, но и управленческие.

2.Полномочия и ответственность.  Полномочие это право отдавать  приказы и т.д., сила, которая требует  повиновения. Ответственность - это  взятие на себя обязательства  за выполнение чего-либо.

3.Дисциплина. Уважение к  установленным на организации  порядков, послушание и повиновение.

4.Единоначалие. Работник  должен получать приказы только  от одного начальника.

5.Единство направления.  Каждая группа должна преследовать  единую цель и должна быть  объедена единым планом.

6.Подчиненность личных  интересов общим. Цели каждого  отдельного работника не должны  преобладать над целями всей  организации. 

7.Вознаграждение персонала.  Чтобы получить отдачу от работников  они должны получать справедливое  вознаграждение за свой труд.

8.Централизация. В любой  организации должен быть управленческий  центр.

9.Скалярная цепь. Ряд лиц  стоящих на руководящих должностях  начиная от лица занимающего  самое высокое положение и  по цепочке вниз до низового  звена (цепь подчинения)

10.Порядок. Означает, что  должно быть рабочее место  для каждого работника и каждый  работник должен быть на своем  месте.

11.Справедливость. Сочетание  доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего  места для персонала. 

13.Инициатива. Означает разработку  проекта или плана и обеспечение  его реализации.

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

 

Вообще, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы менеджмента  целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип научной  обоснованности управления предполагает предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов .

Здесь следует отметить принцип сочетания научности и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

Принцип целенаправленности предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

Принцип сочетания  специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

Принцип последовательности базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач (например, сначала следует определить необходимый штат сотрудников, а после этого заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический характер - повторяются периодически, (например, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия на будущий год);

Принцип непрерывности предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида (например, инженерный проект, на который затрачиваются значительные средства, должен быть реализован на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными);

Принцип сочетания централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;

Принцип концентрации внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;

Принцип обеспечения целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к.инициатива оказывается наказуема;

Принцип состязательности участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

Принцип предельно широкого привлечения сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных  актов и т. д. Однако при этом характер и формы их закрепления могут  быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок.

 

Литература:

 

1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие. –М.: Инфра-М, 2000..

 

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - М.: Гардарика, 1996.

 

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002.

 

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 1998. – 562с.

 

5. Экономика предприятия. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

 


Информация о работе Принципы менеджмента