Принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Классификация принципов управления
1.1. Принцип научности
1.2. Принцип системности и комплексности
1.3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений
1.4. Принцип демократического централизма
1.5. Принцип единства отраслевого и территориального управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

принципы управления.docx

— 23.14 Кб (Скачать файл)

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

 

БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине: Менеджмент

На тему: «Принципы управления»

 

 

 

 

Выполнил: Сабирова С.Г.

студентка группы д121у

заочного отделения с  применением дистанционных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугульма – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Классификация принципов управления

1.1. Принцип научности

1.2. Принцип системности и комплексности

1.3. Принцип единоначалия в управлении  и коллегиальности в выработке  решений

1.4. Принцип демократического централизма

1.5. Принцип единства отраслевого  и территориального управления

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука управления имеет в своей  основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических  аспектов управления и искусству  воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные  основы управления — его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления —  человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые  определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных  личностей, хотя любая истина познается  через сложнейшую систему субъектно-объектных  отношений, и в этом основная трудность  управления социумом и отдельной  личностью. Эти принципы нельзя считать  абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять  завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее  воздействие. Даже самый опытный  руководитель, прекрасно владеющий  теорией управления, не застрахован  от неразумной, эмоциональной реакции  на ситуацию.

 «Чувства хороши как слуги,  но ужасны как господа», но  как сильна склонность слуг  к бунту! Понять и отстаивать  принципы всегда легче, чем  жить по ним. Время меняет  и язык науки, терминологию, и  неудивительно, если какой-либо  принцип управления при неизменности  его сути называется в разных  странах, в различных национальных  школах менеджмента по-своему. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств — искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода  к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые  из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей  или органов управления, некоторые  вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность; 

2) системность и комплексность; 

3) единоначалие и коллегиальность; 

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

1.1. Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как  всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку 

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — проти-воречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного позная — от явления к сущности, от сущности первого рода,- менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности— единство и противоречие объективного и субъективного.

Это противоречие имеет универсальный  характер и относится также ко всем другим принципам управления. объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека.

Таким образом, реализованный принцип  неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется  в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма.

Необходимость соблюдения принципа научности  в управлении требует привлечения  всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего , комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

1.2. Принцип системности и комплексности

Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов  теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Прежде всего, необходима

Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета  всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д.

Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность  — развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

1.3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений

Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или  коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным  вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под  персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность  за выполнение определенных и точно  очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и  другим направлениям несут полную ответственность  за соответствующий сектор деятельности фирмы.

Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут  возникать качественно новые  задачи, решение которых не предусмотрено  регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех  или иных задач и выполнение тех  или иных работ, но и подчиненные  проявить разумную инициативу.

1.4. Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним  из важнейших и означает необходимость  разумного, рационального сочетания  централизованного и децентрализованного  начал в управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом.

Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства).

Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим.

На уровне отдельных хозяйствующих  субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма  определяет не только степень самостоятельности  отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности  за выполняемые действия. Далее, принцип  демократического централизма определяет степень самостоятельности и  ответственности каждого должностною лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

1.5. Принцип единства отраслевого и территориального управления

Развитие общества тесно связано  с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует  необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит  из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил  требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей  силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы.

Любой предприниматель должен сделать  для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для творческого и эффективного использование принципов управления необходимо вскрывать и всесторонне  исследовать объективные законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы  научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального  кругозора.

Принципы управления, имея объективный  характер, должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных  документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов  и т. д. Однако при этом характер и  формы закрепления принципов  управления должны иметь достаточно гибкий характер, чтобы избежать догматизации, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания самих принципов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. СПб: 1998.
  2. Как добиться успеха. Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: 1991.
  3. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: 1993.

Информация о работе Принципы управления