Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить процедуру принятия управленческих решений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- выявить роль решений в процессе управления и виды управленческих решений;
- рассмотреть основные этапы процесса разработки управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Роль решений в процессе управления, виды управленческих решений,
их характеристика…………………………………………..….………….…...5
2. Основные этапы процесса разработки управленческих решений……...….10
Заключение…………………………………………………………………...…..14
Список литературы………………………………………………..…...………...16
1) Первый этап - подготовка к разработке управленческого решения включает такие элементы как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ управленческой ситуации, диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации.
Информация о ситуации должна быть достоверной, достаточно полной и, в то же время, не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами, имеющими знания и опыт деятельности в области разрешаемой управленческой проблемы.
Важное значение принадлежит выработке целей управленческого воздействия. Определение целей должно осуществляться при непосредственном участии лица принимающего решение. В процессе выработки управленческих решений важную роль играет адекватная оценка ситуации и различных факторов, оказывающих воздействие на ее развитие.
С этой целью необходимо сформировать оценочную систему, в состав которой должны входить:
- критерии, характеризующие объект оценки;
- система показателей и шкалы, с помощью которых оценивается объект по каждому из критериев;
- принципы проведения
сравнительной оценки
2) Второй этап
- разработка управленческого
Широко распространены такие процедуры генерирования альтернативных вариантов как метод аналогов, мозговой атаки, синтеза управленческих решений. В последние десятилетия стали развиваться автоматизированные системы генерирования вариантов решений.
Главной задачей разработки сценариев является обеспечение понимания ситуации и наиболее вероятных путей ее развития лицом, принимающим решение. Целесообразно рассмотреть различные варианты динамики изменения основных факторов развития ситуации.
3) Третий этап принятия решения состоит из трех элементов: коллективной экспертной оценки, принятия решения лицом, принимающим решение, разработки плана действий.
Коллективные экспертизы обеспечивают лучшую обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений. К числу методов ее проведения относятся: методы Дельфи, мозговой атаки, комиссий. [2, с. 61]
По результатам экспертиз альтернативных вариантов, с учетом дополнительной информации, на основе личного опыта и интуиции лицо, принимающее решение, принимает управленческое решение. При этом оно может коренным образом отличаться от всех предложенных вариантов.
4) Четвертым этапом является реализация управленческого решения на основе разработанного плана мероприятий. Этап реализации решения предполагает доведение решения до исполнителей, наделение исполнителей ресурсами, делегирование полномочий и координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.
Доведение решения
до исполнителей является одним из
важнейших элементов
5) Пятым этапом
является этап контроля
Контроль реализации запланированных мероприятий и действий обеспечивает эффективность деятельности организации. В зависимости от характера объекта управления применяют различные виды контроля. Основными видами контроля являются непрерывный и дискретный контроль. [7, с. 25]
При невозможности осуществления контроля в процессе исполнения управленческих решений применяется контроль итоговых результатов управленческого воздействия.
Основной задачей контроля является своевременная фиксация отклонений от оптимального развития процесса, запланированного промежуточного или конечного результата. По результатам контроля производится корректировка плана, управляющих воздействий с целью более полного достижения поставленной управленческой цели.
Таким образом, принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
Заключение
В данной работе рассмотрены наиболее важные аспекты неотъемлемой части процесса управления – разработки и принятия решений. По данной работе можно сделать выводы, что принятие решений - сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. А управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Понимание природы принятия решения важно для любого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Решения бывают различных видов, такие как особенные, единичные, политические, экономические, регулятивные, постановочные, организационные и другие решения. Важно знать методологию принятия решений. Она помогает структурировать данный процесс и способствует принятию эффективных управленческих решений. Необходимо помнить, что принятие решений происходит не в организационном вакууме, а на фоне постоянно изменяющихся событий как во внешней, так и во внутренней среде организации, и учитывать факторы, влияющие на процесс принятия решений, которые были рассмотрены в данной работе.
Можно сказать, что все задачи поставленной работы выполнены успешно. Вероятно, будет возможность продолжить дальнейшее исследование данной тематики или более подробно остановиться на рассмотрении какого-либо вопроса, соответствующего ей.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему. Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины.
Список литературы
1. Васильев П.В. Вопросы управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. - 2008. №3.- С.61
2. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 137с.
3. Литягина С.В.
Как работать над
4. Пугачев В.Г. Руководство персоналом. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 347с.
5. Татарников Е.А. Управление предприятием. – М.: Феникс, 2011. - 221 с.
6. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: Гардарики, 2009. - 466с.
7. Шамарова Г.М. Эффективность принятия управленческих решений. // Управление персоналом. – 2008. - № 1. - С. 24-27
8. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. – М., 2007. - 355 с.
9. Эддоус М. Методы принятия решений. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 430с.
10. Эффективное управление / Под ред. Н.Б. Бондарь. - СПб: Питер, 2005. -310с.