Принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день трудно представить предпринимателя или организацию, которой не приходилось бы принимать управленческое решение. Информацию, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Трудности управления современным производством обусловило широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений.docx

— 27.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

       Контрольная работа

   По дисциплине

    Менеджмент в  туристской индустрии

       На тему «Принятия управленческих решений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

На сегодняшний   день трудно представить предпринимателя или организацию, которой не приходилось бы принимать управленческое решение.  Информацию, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Трудности управления современным производством обусловило широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания  нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Управление возникло вместе с людьми.  Где хотя бы два человека стремились достичь, какую-либо цель.  Возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился управляющим, руководителем, а  другой - его исполнителем или  подчиненным.

Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода объекта в качественно новое состояние. Субъект – управляющие звено организации. Объект – человек или группа людей.

Управленческие решения –это алгоритм действий, разработанный руководителем или управленческим звеном, для выполнения определенных задач, путем координации сотрудников.

Принятие  решений, так же как и обмен информацией, - составная  часть  любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает  на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и  аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу  и сущность решений.

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.

Рассмотрим классификации решений. В управлении организациями принимается объемное количество самых различных решений, обладающих множеством характеристик. Таким образом, существуют некоторые общие признаки, которые позволяют это множество определённым образом классифицировать. См. Приложение № 1 «Классификация решений». 

 

По признаку количества целей различают одноцелевые и многоцелевые решения. Если эти цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые решения называют однокритериальными, а многоцелевые – многокритериальными. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми.

Стратегические решения связаны с разработкой стратегических документов (планов, концепций и целевых программ). Эти  решения ориентированы на длительную перспективу.

Внешние решения касаются выбора альтернатив, которые  направленные на реализацию целей установления деловых отношений с  физическими и юридическими лицами, которые входят в состав внешней среды организации. Исполнения таких решений в основном определяются внешними факторами, суждениями и оценками.

 Примером таких решений можно назвать выбор банка-партнера, туристской организации, торгового посредника и т.д.

В сфере управления большинство решений относятся к категории внутренних решений, реализация которых в рамках уже имеющихся ресурсов, определяется внутриорганизационными факторами.

Оперативные решения определяют само содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации.

Тактические решения нацелены на детализацию стратегических решений на  коротком интервале времени с точки зрения выбора способов и методов реализации стратегических решений.

Программируемые решения направлены на решение сильно структурированных, как правило, стандартных проблем. Они являются результатом реализации определенных шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и исходя из прежнего опыта используется апробированный алгоритм принятия решений. К программируемым решениям могут быть отнесены определенные типы рутинных решений. Если при принятии программируемых решений используются математические методы, то их также можно отнести к формализованным решениям.

Непрограммируемые решения принимаются в ситуациях, которые в определенной мере являются новыми, слабо структурированными, предполагают учет неизвестных факторов. Для таких решений практически невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов по принятию решения. Такие решения могут содержать достаточно много вариантов решений. Они плохо поддаются формализации. К числу таких решений относятся творческие, уникальные решения.

Принятие решения может выполняться как формализованным, так и неформализованным путем. В первом случае речь идет о решениях в высокой мере структурированных задач на основе достаточно четких алгоритмов, когда при обосновании рассматриваемых решений используются формальные средства – математические методы и вычислительная техника. Во втором случае решения выбираются преимущественно на основе мышления лица, принимающего решение и специалистов, т. е. неформальным образом. Частично формализуемые решения в большей мере отражают реальную практику принятия управленческих решений. Например, для обработки данных эвристического происхождения используются математические методы.

Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям. Многие такие решения носят стандартный характер.

Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение при принятии решения не использует определенные методы, не проводит сознательную оценку вариантов решений. Интуитивное решение основывается на так называемом шестом чувстве или озарении.

Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.

Решения, основанные на суждениях – такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения принимаются исходя из строгой логики процесса поиска решения, основываются на использовании научных методов.

Классификация видов решений по перечисленным признакам приводит к различным комбинациям видов решений. Например, некоторое конкретное решение может быть классифицировано как решение в условиях неопределенности, стратегическое, плановое, групповое и многоцелевое.

Рядовые сотрудники могут принимать управленческие решения в том случае, если руководящий состав делегировал им свои полномочия.

Ответственность за принятые решения особенно тяжела для руководителей высшего звена. Так как особенно яркой становится вероятность риска. 

Чтобы квалифицированно принимать решения, человек должен обладать определенными личностно-деловыми качествами.

Исследования показывают, что есть руководители, которые, обладая этими качествами, не владеют искусством принимать решения. В связи с этим представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:

— прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач, соотнесение их с реальными условиями реализации;

— составление подробного информационного описания “слагаемых”, необходимых для принятия решения и возможных действий по его реализации;

— умелое оперирование своими знаниями, постоянное использование профессионального опыта и интуиции;

— активное подключение специалистов к разработке конкретных предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом зрения своей концепции решения;

— основательная волевая подготовка, внутреннее преодоление “борьбы мотивов” в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено с риском, обладание высоким чувством ответственности;

— критическая оценка эффективности путей реализации выработанного решения, “открытость” к новой информации, помогающей скорректировать принятое решение, а также к критическим замечаниям, преодоление желания в получении данных, подтверждающих правильность принятого решения, хотя обнаружено, что оно имеет ряд недостатков.

Немаловажное значение для принятия решений имеет такое качество, как решительность, то есть способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. Она особо заметно проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность означает также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение.

Люди, очевидно, хотели бы, чтобы принятые ими решения были оптимальны, эффективны. Но для реализации такого желания нужно, по меньшей мере, знать те факторы, которые влияют на процесс принятия решения. Их можно свести в четыре группы:

— информационные факторы, то есть объем информации об объекте действия, об исполнителях и условиях, в которых будет происходить действие;

— мотивационные факторы, то есть мотивы субъекта, принимающего решение, его интересы, установки и позиции;

— характерологические факторы, или черты характера субъекта, а в случае коллегиального решения — характер взаимоотношений в группе, принимающей решение;

— технологические факторы, обусловленные соблюдением определенных принципов и правил, технологических процедур, использованием имеющегося арсенала методов принятия решений.

Есть множество разнообразных методов принятия решений, которые делятся на три группы: 1) общие методы принятия решений; 2) групповые методы принятия решения; 3) методы воздействия на принятие решений — к ней относятся методы, которыми пользуются, чтобы склонить партнера к принятию нужного варианта решения.

В выводе своей работы я понял что существует много приемов и методов принятия и реализации эффективных решений. Их набор и комбинация во многом зависят от сложившейся проблемной ситуации, где необходимо не только искусство управления, но и знание общих принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1  «Классификация решений». 

Kлассификационный признак

Тип решения

1. Содержание

Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.

2. Содержательно-функциональный

Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.

3. Лица, принимающие решения

Индивидуальное; 
Групповое.

4. Управленческая ситуация

Принятие решения как процесс; 
Принятие решения как выбор.

5. Степень неопределенности (полноты информации)

Решения в условиях определенности; 
Решения в условиях риска (вероятностной определенности); 
Решения в условиях неопределенности (частичной или полной).

6. Направленность

На решение внешних проблем; 
На решение внутренних проблем.

7. Число целей

Одноцелевые; 
Многоцелевые.

8. Степень охвата и  влияния (срок действия)

Стратегические (долгосрочные); 
Тактические (среднесрочные); 
Оперативные (текущие).

9. По возможности программирования

Программируемые; 
Непрограммируемые.

10. Возможность формализации

Полностью формализуемые; 
Частично формализуемые; 
Неформализуемые.

11. Обязательность выполнения

Директивные; 
Рекомендательные.

12. Важность

Важные; 
Маловажные.

13. Уровень управления

Государственные; 
Региональные; 
Решения на уровне отдельных организаций; 
Решения внутри организаций.

14. Уровень творчества

Рутинные; 
Творческие.

15. Степень повторяемости

Периодически повторяющиеся; 
Не периодические; 
Уникальные.

16. Функции управления

Плановые; 
Организационные; 
Мотивационные; 
Контрольные.

17. Форма

Письменные; 
Устные; 
На электронных носителях.

18. Срочность

Срочные; 
Несрочные.

19. Подход к принятию  решения

Интуитивные; 
Основанные на суждении; 
Рациональные.

Информация о работе Принятия управленческих решений