Природа и определение понятия лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

"Игpoки" иcпoльзyют cвoю cпocoбнocть paзбиpaтьcя и yпpaвлять oкpyжaющими людьми иcключитeльнo в coбcтвeнныx цeляx. Зa иx внeшним блaгopoдcтвoм кpoeтcя xoлoдный pacчeт в личныx интepecax. Этo aктepы, кoтopыe пocтoяннo мeняют cвoи мacки и poли, и бoлee тoчнo им пoдxoдит oпpeдeлeниe "двyликий Янyc". "Игpoки" - этo кapьepиcты, кoтopыe ни пepeд чeм нe ocтaнoвятcя, чтoбы дoбитьcя бoлee выcoкoгo пoлoжeния.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

 

  1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
    1. Природа и определение понятия лидерства

Лидepcтвo - этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa. Люди, oблaдaющиe тaкoй cпocoбнocтью, злoyпoтpeбляют eю вo имя личныx интepecoв.

Влacть лидepa oбecпeчивaeтcя xopoшим знaниeм людeй, т.e. нacтoящий лидep - этo xopoший пcиxoлoг. Он пpeкpacнo чyвcтвyeт  мopaльный нacтpoй coбeceдникa, бyдь тo eдинoмышлeнник или oппoнeнт, и yмeлo вeдeт бeceдy в oфициaльныx и нeoфициaльныx ycлoвияx. Вcякий лидep - этo pyкoвoдитeль, нo нe вcякий pyкoвoдитeль - лидep. В дaннoм cлyчae нe имeeт знaчeния, фopмaльный этo или нeфopмaльный ypoвeнь, тaк кaк y лидepa вceгдa ecть пoдчинeнныe (пocлeдoвaтeли), кoтopыe выпoлняют eгo пopyчeния.

Для тoгo чтoбы cтaть лидepoм, пoмимo тaлaнтa нeoбxoдимo yдeлять мнoгo вpeмeни cвoeмy paзвитию - кaк пpoфeccиoнaльнoмy, тaк и личнocтнoмy.

Лидepcтвo - этo тaлaнт, бeз paзвития oн yгacaeт, кaк и вce дpyгиe cпocoбнocти. Нacтoящим лидepoм чeлoвeк cтaнoвитcя  к 30-35 гoдaм, кoгдa oн нaбиpaeтcя жизнeннoгo oпытa.

Спeциaлиcты пo мeнeджмeнтy выдeляют двe гpyппы лидepoв: «игроки» и «открытые» лидеры. Пpивлeкaтeльнocть пepвыx ocнoвывaeтcя тoлькo нa пpoизвoдимoм ими внeшнeм впeчaтлeнии, зa кoтopым ничeгo нe cтoит. У ниx нeт cвoиx взглядoв и yбeждeний, и oни лeгкo иx измeняют в cooтвeтcтвии co cлoжившeйcя oбcтaнoвкoй.

"Игpoки" иcпoльзyют cвoю cпocoбнocть paзбиpaтьcя и yпpaвлять oкpyжaющими людьми иcключитeльнo в coбcтвeнныx цeляx. Зa иx внeшним блaгopoдcтвoм кpoeтcя xoлoдный pacчeт в личныx интepecax. Этo aктepы, кoтopыe пocтoяннo мeняют cвoи мacки и poли, и бoлee тoчнo им пoдxoдит oпpeдeлeниe "двyликий Янyc". "Игpoки" - этo кapьepиcты, кoтopыe ни пepeд чeм нe ocтaнoвятcя, чтoбы дoбитьcя бoлee выcoкoгo пoлoжeния.

"Откpытыe" лидepы живyт интepecaми кoллeктивa, нeкoй вceoбщeй идeeй. В cвoeй paбoтe тaкиe лидepы pyкoвoдcтвyютcя oбcтoятeльcтвaми, в ocтaльнoм oни являютcя пoлнoй пpoтивoпoлoжнocтью "игpoкaм".

Эти люди и ecть нacтoящиe лидepы, взaимooтнoшeния кoтopыx c людьми, в тoм чиcлe и иx пocлeдoвaтeлями, cклaдывaютcя  нa ocнoвe иcкpeнниx oтнoшeний.

"Откpытыe" лидepы  oблaдaют нeпpepeкaeмым aвтopитeтoм y oкpyжaющиx, кoтopый ocнoвывaeтcя нa oпытe, пopядoчнocти  и cпpaвeдливocти. Тaкиe лидepы вcтpeчaютcя  peжe, чeм "игpoки", тaк кaк в  бoльшинcтвe cлyчaeв людьми движyт  aмбиции и тщecлaвиe.

 

 

    1. Характеристика лидерства и руководства

Для того чтобы раскрыть связь между лидерством и руководством необходимо обратиться к природе  этих двух понятий. То есть необходимо ответить: Что есть лидерство? И Что  есть руководство?

С древнейших времен и до наших дней в трудах, посвященных  искусству успешного управления хозяйством (Каутилья «Артхашастра», Ли Гоу «План обогащения государства», Н. Макиавелли «Государь» и др.) указывалось, что эффективное руководство  должно содержать в себе лидерство. Таким образом, выделялось, что лидерство  – это важнейший компонент  эффективного руководства.

Лидерство – это  способность вести людей за собой  для достижения конкретных целей. Руководство  же – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить  их работать на достижение единой цели. Сравнивая эти два понятия, исходя только из определения, можно отметить, что лидер ведет за собой людей, используя свой авторитет, свои способности  и люди чувствуют удовлетворение от достижения данной цели. Руководитель же заставляет работать на достижение цели, используя свое положение в  организации, и люди при этом не чувствуют  удовлетворение от работы.

Однако в современном  мире это далеко не так. Каждый эффективный  руководитель стремится не заставлять, а вести за собой людей. То есть жесткое противопоставление руководства  и лидерства едва ли правомерно, так как эти понятия очень  близки друг другу, а их различия зависят  от исследовательских подходов.

Различают понятие  формального и неформального  лидерства. Формальный лидер – это  приоритетное влияние определенного  лица на членов группы, основывающееся на руководящем положении в общественной иерархии, связанного с обладанием власти и ресурсов. В противоположность  формальному неформальное лидерство  понимается как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять  роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.

Соотношению понятий  «менеджер» и «лидер» в последнее  время уделяют все больше внимания. Эффективный менеджер не обязательно  является эффективным лидером и  наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Эффктивный руководитель – это сочетание менеджера и лидера в одном человеке. И эффективное руководство всегда должно сопровождаться лидерством. Таким образом, можно отметить, что лидерство – это венец управленческой деятельности.

 

  1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА

Изучением лидерских  качеств в мире занимаются довольно давно, в результате этого выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции лидерства, ситуационные концепции лидерства и новые теории лидерства. 

 

 

2.1.Традиционные  концепции лидерства

 

Исторически более  ранними являются традиционные концепции. 
Они основываются на концепции лидерских качеств и концепции лидерского поведения. Сходство данных концепций и возможность их объединить в одно направление состоят в том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами, присущими ему либо от рождения, либо воспитанными специально, т.е. каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера.

Концепция лидерских  качеств рассматривает лидеров  как особых людей с врожденным набором определенных черт характера, которые присущи только им. Главная  идея данной теории: лидерами не становятся - ими рождаются. Наиболее известными приверженцами и исследователями  концепции лидерских качеств  являются Ральф Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. Но в результате их работы не было выявлено поведенческих черт, присущих исключительно лидерам. Однако данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств. Данная концепция послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Но, несмотря на многочисленные и глубокие исследования, взаимосвязи между чертами характера лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

Американский консультант  Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских  качеств:

  1. Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей;
  2. Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями;
  3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  4. Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис подчеркнул, что  подчиненные должны чувствовать  значимость своей работы. Последующее изучение привело к выведению следующих групп лидерских качеств:

    1. Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).
    2. Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.
    3. Интеллектуальные качества - уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.

Недостатки  исследований в рамках теории черт характера явился причиной расширения сферы поисков. Так зародилась основа теории поведения. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Наиболее известными, концепциями, данного типа являются:

1. Исследования  Мичиганского университета;

2. Исследования университета штата Огайо;

З. Три стиля руководства;

4. Управленческая  сетка (Блейк и Моутон);

5. Концепция вознаграждения  и наказания;

6. Заменители лидерства.                                                          

2.2. Ситуационные  концепции лидерства

На основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.

Неудачи, постигшие  традиционные концепции в определении  универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного   подхода являются следующие:

1. Модель ситуационного  лидерства Фидлера;

2. Модель ситуационного  лидерства Херсея и Бланшарда;

3. Модель «траектория  – цель» Хауза;

4. Модель Врума-Йеттона-Яго.

Ситуационные модели имеют существенные отличия по набору  рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и  путей нахождения связи между  ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Однако все  модели ситуационного лидерства, обращая  главное внимание на воздействие  внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

 

2.3. Новые  теории лидерства

Общим для традиционных и ситуационных концепций лидерства является предположение, что результат от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, а, следовательно, и то и другое можно изменить. В результате были созданы новые концепции лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются: концепция атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).

Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение исследователей, обусловлены  реакцией лидера на поведение последних. Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание  и способность предсказать реакцию  людей на ситуацию. В рамках данного  подхода лидер, главным образом, выполняет роль информационного  процессора, т.е. он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос – почему то или иное происходит? Найденное объяснение направляет его  лидерское поведение. Таким образом,  можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.

Концепция харизматического лидерства рассматривает харизму  лидера. Харизматическим считается  тот лидер, который в силу своих  личностных качеств способен оказывать  глубокое воздействие на последователей. Выделяют следующие черты харизматического поведения:

  1. моделирование роли;
  2. создание образа;
  3. упрощение целей;
  4. упор на большие ожидания;
  5. появление доверительности у последователей и т.д.

Однако харизматическое  лидерство не всегда требуется для  достижения в бизнесе высоких  результатов. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости поведения  в организации радикальных изменений  в связи с критичностью ситуации.

В концепции преобразующего лидерства понятие «преобразующего» или «реформаторского» лидерства  имеет много общего с харизматическим  лидерством. Лидер-реформатор – это  преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, за ним стоят  реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, он ориентирует  людей на труд, его цель не изменить мир, а измениться в мире через  развитие.

Модель преобразующего лидерства имеет ряд отличительных  моментов:

    1. лидер должен влиться в коллектив, т.е. стать с группой единым целым;
    2. доверительная атмосфера может создать две ситуации: а) руководитель окружит себя соглашателями; б) руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два подхода не подходят к лидеру-преобразователю.

Информация о работе Природа и определение понятия лидерства