Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических подходов к определению мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации
Введение 3
1.Природа и сущность мотивации 5
1.1.Сущность мотивации в теории управления 5
1.2.Методы мотивации и стимулирования 13
2.Теории мотивации 22
2.1.Содержательные теории мотивации 22
2.2.Процессуальные теории мотивации 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Мотивация – это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Мы считаем, что существенный недостаток российских предприятий – недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, а ведь человеческий потенциал для предприятия – это основное конкурентное преимущество. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или комплекса действий.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т. е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку. Мотивами к труду являются: мотив социальности (потребность быть в коллективе), мотив самоутверждения, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.), мотив справедливости.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование подразделяется на внешнее и внутреннее.
Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, имеются различные теории мотивации, которые основываются на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям (содержательные и процессуальные теории мотивации).
К методам мотивирования эффективного трудового поведения относятся: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические. Обычно в практике управления, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Чтобы более эффективно управлять мотивацией, нужно использовать в управлении предприятием все три группы методов.
Теории мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации, на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. Это теории Абрахама Маслоу, теория приобретённых потребностей Мак-Клелланда, теория ERG Альдерфера, теория факторов Герцберга. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости Дж.Адамса, теория постановки целей Э. Лока, теория Портера-Лоулера.
Список использованной литературы:
1 Гольдштейн Г.Я. Основы теории управления. Конспект лекций. - М.: МРТУ. - 2011. – С. 45.
2Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник/ И.Н.Герчикова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1998. – С.76
3 Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М. - 2003. – С. 65.
4 Виханский О. С., Стратегическое управление: Учебник/ О.С. Виханский – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гордарика, 1998.- С.54
5 Мескон М. Основы менеджмента/ М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1995. – С.132
6 Виханский О. С., Стратегическое управление: Учебник/ О.С. Виханский – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гордарика, 1998.- С.89
7 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник/ И.Н.Герчикова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1998. – С.112
8 Гольдштейн Г.Я. Основы теории управления. Конспект лекций. - М.: МРТУ. - 2011. – С. 89.
9 Виханский О. С., Стратегическое управление: Учебник/ О.С. Виханский – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гордарика, 1998.- С.76
10 Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М. - 2003. – С. 76.
11 Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение/ Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского – СПб.: Питер, 2000. – С.65