Природа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
4. Элементы процесса управления. Функции управления
5. Кадры управления и их роли
6. Необходимые навыки и качества менеджера
ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли
1. Классическая школа в управлении
2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
3. Количественный подход к управлению
4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S
5. Американская, европейская и японская модели управления
6. «Новая философия управления»
ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
1. Содержание понятия «среда организации»
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
3. Организационная культура, ее элементы и типы
4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
5. Реакции организации на изменения внешней среды
ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации
1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников
3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях
ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений
1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления
2. Классификация управленческих решений
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
4. Групповое принятие решений
ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление
1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
2. Сущность и значение стратегического планирования
3. Стратегия, ее элементы и уровни
4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления
1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие
2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование
3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации
1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
5. Типы коммуникационных сетей
6. Управление коммуникациями в организации
ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления
1. Понятие и модель мотивации
2. Развитие концепции мотивации разными школами управления
3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера
4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель
5. Понятие и классификация методов управления
6. Основные принципы управления
ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации
1. Природа лидерства и его основа
2. Баланс власти и ее формы
3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
6. Лидерство женщин
ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами
1. Группы в организации и их типы
2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой
3. Характеристика групп и их эффективность
4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими
5. Преимущества и недостатки работы в командах
ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами
1. Природа и типы конфликтов в организации
2. Причины и последствия конфликтов
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Причины стресса и снижение его уровня
ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации
1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями
2. Типы организационных изменений
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Концепция организационного развития
ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент
1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей
3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра
4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей
ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами
1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации
2. Цели и функции управления ЧР
3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР
4. Этапы управления ЧР
5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала
6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой
7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы воз

Файлы: 1 файл

Менеджмент. Конспект лекций_Дорофеева Л.И_2007 -192с.doc

— 1,020.50 Кб (Скачать файл)

2) менеджеры изучают эти воздействия и осознают необходимость перемен;

3) осознанная потребность изменений побуждает, инициирует поиск нововведений и их внедрение;

4) изменения осуществляются;

5) закрепляются изменения на основе положительных результатов, они становятся необходимым элементом организации.

 

Рис. 4. Модель процесса управления изменениями

 

Рассмотрим представленную модель более подробно. Воздействие внешней  среды, появление возможностей и  угроз развитию организации связано  с изменением любого из ее факторов прямого или косвенного воздействия. А именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, собственников, рынка рабочей силы, контролирующих и регулирующих органов, а также состояния экономики в целом, социокультурных, политико-правовых, технологических и международных факторов.

Внутренние воздействия, требующие  изменений, связаны с производственной деятельностью организации, ее целями и возможностями их достижения. Здесь  выявляется потенциал организации, ее сильные и слабые стороны в  разных функциональных областях.

Сопоставление внешних и внутренних импульсов, осознание несоответствия между средой и организацией, существующим и необходимым уровнями производительности, эффективности и качества приводят к пониманию необходимости перемен. Это понимание предопределяет последующие действия по созданию нового продукта, внедрению современной технологии, системы мотивации персонала, формированию культурных ценностей, перестройке структуры управления и т. д.

После осознания необходимости  реорганизации наступает третий решающий этап управления изменениями – инициирование изменений. Здесь разрабатываются идеи будущих перемен, направленные на устранение несоответствия между организацией и средой или более мелкого несоответствия существующих операций и процедур принятым в организации стандартам.

Существуют разные способы стимулирования поиска идей. Наиболее эффективны следующие:

1) изучение существующего опыта решения аналогичных проблем;

2) содействие творчеству, новаторству, проявлению инициативы;

3) отстаивание идеи, доведение ее до стадии внедрения;

4) создание венчурных команд.

Первый способ предполагает изучение всех имеющихся разработок как внутри, так и вне организации, которые  могут быть использованы для осуществления  необходимых изменений. Этот способ не исключает приглашения опытного консультанта по решению аналогичных проблем. Однако данный способ имеет определенные ограничения. Они связаны с опасностью применения старых решений к новым проблемам и с тем, что многие изменения не могут быть осуществлены на основе имеющихся знаний и опыта. Поэтому организация должна искать новые уникальные решения своих проблем.

Необходимость инициирования новых  оригинальных решений для выявленных проблем означает, что способность  к творчеству, новаторству как  отдельных людей, так и целых подразделений должна быть встроена в организацию. Такие организации свободно структурированы, децентрализованы, имеют открытые каналы коммуникаций и эффективные системы подачи рационализаторских предложений и изобретений. Их корпоративная культура отличается открытостью, свободой общения, доброжелательностью, участием в обсуждении новых идей, поощрением ошибок. Система вознаграждений в таких организациях поддерживает нововведения. Многие программы партисипативного управления родились из желания стимулировать творчество, новаторство в организации.

Каждый человек имеет способность  к творчеству, но есть особо одаренные  люди, которые способны увидеть уникальные, необычные возможности развития организации даже в обычных ситуациях. Таких работников необходимо специально изыскивать и создавать им все условия для работы. В литературе даны характеристики особо творческих людей, включающие профессионализм, оригинальность мышления, открытость новым концепциям, идеям, любознательность, независимость, отсутствие авторитетов, целеустремленность, настойчивость, оптимизм.

Если в подразделении создана  творческая атмосфера и генерируются новые идеи, то возникает необходимость  в их пропаганде, продвижении и  реализации. На этом этапе должен появиться  человек, который осознает плодотворность идеи, объясняет и отстаивает ее, доводит до стадии внедрения, поскольку сами по себе изменения не происходят. Часто новая идея отвергается руководством без должной ее проработки.

Последний способ инициирования перемен  – создание венчурных команд, новой современной формы содействия новаторству в организации. Венчурная команда – это отдельная, самостоятельная структурная единица, существующая вне иерархической пирамиды организации, которая отвечает за разработку основных изобретений и инновационных проектов. Члены таких команд имеют большую свободу творчества и освобождаются от необходимости соблюдать принятые в организации правила и процедуры. Венчурные команды малочисленны и отделены от компании, чтобы исключить бюрократическое вмешательство.

Четвертый этап управления изменениями  – осуществление изменений предполагает знание причин сопротивления переменам  и его умелое преодоление.

Таких причин несколько:

1) неопределенность. Люди могут негативно относиться к изменениям только из-за отсутствия информации о последствиях перемен, подозревая угрозу своему положению в организации. Ведь неопределенность всегда страшит;

2) ощущение потерь. Люди сопротивляются переменам, если предполагают, что они приведут к личным потерям: полномочий, власти, статуса, престижа, оплаты, дополнительных льгот и привилегий, социальных контактов, т. е. к снижению удовлетворения какой-либо потребности;

3) отсутствие понимания и доверия. Служащие часто не понимают замысел изменений или сомневаются в их положительных последствиях, не доверяют руководителям, так как уже имели негативный опыт;

4) убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут, не решат существующих проблем, а может быть принесут с собой новые;

5) разные оценки и цели. Авторы идей, их последователи и люди, которые должны будут подвергнуться переменам, по-разному оценивают ситуацию. Менеджеры разных подразделений имеют свои локальные цели, и нововведения могут умалить результат деятельности какого-либо подразделения;

6) отсутствие необходимых навыков, умений, чтобы справиться с изменениями;

7) встроенные элементы сопротивления переменам: существующие правила, процедуры, политики, нормы, рабочие методы, традиции, философия высшего руководства.

Эти элементы формировались в течение  длительного периода времени, стали привычными, необходимыми, поэтому от них нелегко отказаться. Существуют два основных подхода к преодолению сопротивления переменам:

1) анализ «силового поля», который предполагает определение и изучение факторов, способствующих и препятствующих изменениям;

2) использование существующих методов уменьшения или полного устранения сопротивления.

Анализ «силового поля» предложил  Курт Левин, который предполагал, что  изменения являются результатом  «борьбы» между движущими и противодействующими  им силами. Когда предлагается изменение, одни силы продвигают его, другие препятствуют переменам. Менеджер должен проанализировать эти силы и изменить соотношение между ними в пользу движущих сил. Это можно сделать тремя способами:

1) усилить существующие движущие силы;

2) ослабить существующие противодействующие силы;

3) добавить новые движущие силы.

Причем руководство должно знать, что лучшее время преодоления  сопротивления изменениям – это  период до их возникновения.

3. Методы разрешения конфликтной ситуации

Если силы сопротивления не могут быть достаточно сокращены или движущие силы достаточно увеличены, проводить изменения не следует, они не достигнут желаемой цели. Однако если данные силы управляемы, следующей проблемой становится разработка методов сокращения или преодоления сопротивления переменам. Данные методы включают:

1) предоставление информации, объяснение сути перемен. Улучшение коммуникаций в организации с целью увеличения информированности людей. Имеется в виду обсуждение новых идей, предложений, мероприятий в трудовых коллективах, предоставление информации о проблемах в организации и последствиях перемен. Это убедит сотрудников в необходимости изменений до их осуществления;

2) привлечение работников к принятию решений. Это сделает их участниками решения проблем, убедит в необходимости перемен, переключит внимание сотрудников на поиск лучшего осуществления перемен, сделает их активными сторонниками изменений;

3) поддержку, которая означает помощь сотрудникам в приспособлении к новой обстановке. Она может выражаться в повышенном внимании к подчиненным, их трудностям, страхам, подозрениям или в организации дополнительной профессиональной подготовки и повышении квалификации;

4) переговоры и соглашения для обеспечения одобрения нового. Согласие людей обеспечивается в обмен на какие-то льготы, выгоды: дополнительную оплату, новую должность, обещания сохранить коллектив и другие привилегии;

5) кооптацию – предоставление негативно настроенному работнику, играющему наиболее активную роль в сопротивлении переменам, права принятия решений о введении новшеств и их осуществлении;

6) маневрирование – выборочное использование информации, дозирование ее, выдача желаемого за действительное или составление четкого графика мероприятий для оказания воздействия на подчиненных;

7) принуждение – использование формальной власти для прекращения сопротивления под угрозой увольнения, понижения заработной платы, лишения перспектив продвижения и т. д. Последний этап управления изменениями – подкрепление нового поведения, отношений на основе концентрации внимания на высоких результатах. Новое становится устойчивым, привычным состоянием организации. Работники должны окончательно убедиться, что изменение выгодно как организации, так и им лично. Возможные способы подкрепления: похвала за достигнутые успехи на основе нововведений, продвижение по службе, повышение оплаты труда за более высокую производительность и качество.

4. Концепция организационного развития

Современная организация должна быть готова к восприятию непрерывных  изменений, поэтому руководство при проектировании и управлении организацией должно встроить в нее эту восприимчивость. Осознание данного процесса привело к созданию концепции организационного развития (ОР). Концепция возникла в конце 1960-х годов. Она подчеркивает необходимость систематического обследования организации, планирования и реализации непрерывных организационных изменений. Организационное развитие – это современная концепция непрерывных плановых изменений в организации, которая использует знания поведенческих наук для улучшения морально-психологического климата в организации и повышения ее эффективности посредством развития способности адаптации к изменениям внешней среды, навыков решения возникающих проблем, совершенствования внутренних взаимоотношений. Концепция ОР в основном сфокусирована на людях, с которыми связаны основные трудности при осуществлении изменений из-за их непредвиденных реакций на организационные перемены.

Чтобы процесс изменений был  успешным, ему должны предшествовать и сопутствовать определенные действия, мероприятия по организационному развитию. К наиболее распространенным мероприятиям по ОР относятся:

1) диагностика – систематический сбор информации о состоянии организации при помощи интервью, анкетирования, совещаний, наблюдений, работы с документами организации. На основе этой информации разрабатываются планы будущих изменений, обновления организации;

2) обучение и повышение квалификации. Эти процессы касаются как профессиональных навыков, умений, так и навыков социального взаимодействия. Крупные организации осуществляют непрерывный процесс обучения персонала, чтобы подготовить его к возможным переменам;

3) создание команд и специальных групп, которые способствуют активному взаимодействию, сотрудничеству и сплоченности ее членов и повышению эффективности организации в целом. Создание команд совершенствует навыки коммуникаций, группового принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций;

4) межгрупповое взаимодействие. Речь идет о неформальных встречах и семинарах по эффективному взаимодействию групп и отделов, призванных выполнять совместные рабочие задания. Акцент делается на умении разрешать конфликты, улучшать координацию и совершенствовать методы совместной деятельности;

5) меры по изменению организационной и производственной структуры. Они направлены на повышение гибкости, адаптивности организации и на рационализацию операций и процедур;

6) консультирование. Консультанты по ОР призваны оказать помощь руководству компании в осознании особенностей человеческих взаимоотношений внутри организации и управления ими, оценивать их с позиций культурных ценностей, лидерства, коммуникаций, внутригруппового и межгруппового сотрудничества.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент

 

1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента

Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени  тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, инструктаж подчиненных, подготовка и чтение отчетов, ответы на телефонные звонки, просмотр электронной почты и текущей корреспонденции, контроль и оценка результатов работы подчиненных и т. д. Эти дела, многие из которых не были заранее запланированы, заполняют рабочий день, и управляющему приходится только реагировать на них, а не опережать события. В таких условиях высока вероятность возникновения ошибок: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не делегируются, происходит ориентация на процесс деятельности, а не на результат.

Информация о работе Природа менеджмента