Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:17, контрольная работа
Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.
Введение
I. Сущность и природа стресса
1.1. Причины и источники стресса
1.2. Виды и фазы стресса
II. Управление стрессами
2.1. Профилактика стрессов
2.2. Методы преодоления стресса
Заключение
Список использованной литературы
е) минусы стресса для человека: энергии может быть слишком много; организм «подсказывает» в основном примитивные реакции, зачастую противоречащие сознательному выбору; при сильном стрессе иммунная система истощается, нервная и сердечнососудистые системы перенапрягаются;
ж) стресс «заставляет» человека действовать не в целях развития, а в целях выживания. Поэтому пока человек не развил свое сознание до уровня, близкого по силе к уровню его бессознательного, технологии управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, особенно в новых для него областях.
В случае преобладания психологических стресс-факторов силу испытываемого стресса определяет не только объективная степень угрозы, но и ее субъективная оценка, а также уверенность данного человека в своей способности этой угрозе противостоять. И ключевым звеном здесь является состояние субъекта! Согласитесь, что состояние влияет и на субъективную оценку ситуации и на оценку человеком своих возможностей. А это значит, что изменение состояния влияет на силу испытываемого стресса нелинейно: небольшое ухудшение состояния резко усиливает уровень стресса, небольшое улучшение состояния уровень стресса резко снижает.
Итак, снижая стрессогенность ситуации и управляя своим психическим состоянием, можно эффективно управлять уровнем стресса. Однако в реальности степень сложности решаемых задач периодически не позволяет даже обученному специалисту эффективно управлять стрессом – человеку элементарно не хватает «оперативной памяти». И тогда приходится работать в состоянии стресса. И в этом нет ничего страшного, если стрессы не накладываются друг на друга. А чтобы этого не происходило, необходим еще один элемент стресс-менеджмента – восстановление.
Таким образом, задачи – управление стрессогенностью ситуации, управление своим состоянием и восстановление после стресса – являются теми тремя слонами, на которых стоит современный эффективный стресс-менеджмент.
Необходимо рассмотреть также два основных подхода к повышению стрессоустойчивости.
1. Метод Российского спецназа: «Тяжело в ученье – легко в бою».
В российских спецподразделениях офицеры и сержанты традиционно культивируют высокий уровень психического давления на бойцов, причем организуется это так, чтобы воздействие не прекращалось ни на минуту. В результате те, кто адаптируются к данному стрессу, начинают относиться к такому уровню нагрузки, как к норме.
2. Метод японских топменеджеров: «Прививка против стресса».
В ряде японских фирм высшее руководство раз в квартал вывозят в полувоенные лагеря, где их подвергают высочайшим физическим и психическим нагрузкам, в том числе побоям и моральным унижениям. По некоторым сведениям после этого в этих фирмах наблюдается резкий подъем производительности труда, а в отношениях между руководителями – заметное уменьшение числа конфликтов и недоразумений.
Основными средствами и методами повышения стрессоустойчивости являются:
1. Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до отказа» – через боль.
2. Температурные воздействия. Как холодные, так и горячие. Удобный способ – ванны. В горячей воде наращивать нагрузку за счет увеличения температуры, время пребывания 5-10 мин. В холодной воде повышение нагрузки за счет увеличения продолжительности процедуры, температура минимальная.
3. Задержки дыхания. На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность. Концентрируясь на ощущениях.
4. Голодания. 1-2 раза в неделю без прекращения повседневной деятельности.
5. Болевые воздействия. Массаж веником в бане. Давящий массаж ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная рубашка» – ударная закалка тела и другие упражнения из арсенала боевых искусств. Кстати, занятия боевыми искусствами являются прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости, а также методом коррекции своего базового психического состояния и восстановления после стрессов.
Рассмотрев некоторые подходы к управлению стрессом, следует увязать стресс-менеджмент с тайм-менеджментом и ответить на вопрос «Что когда делать?». Поскольку управление стрессом имеет вспомогательный характер, то все мероприятия стресс-менеджмента целесообразно «привязывать» к этапам основной деятельности. Разделив основную деятельность на три этапа (подготовка, реализация, анализ), получим временные «маркеры» для трех главных задач стресс-менеджмента. А в дополнение к этому не будем забывать про необходимость поддержания и развития стрессоустойчивости.
И в завершение приведем несколько простых практических рекомендаций, которые помогут специалистам повысить свою эффективность в случае попадания в стрессовое состояние.
Начиная какую-либо деятельность, находясь при этом в состоянии стресса, следует учитывать две тенденции:
1) эффект врабатывания – в случае правильной организации работы, состояние будет улучшаться;
2) снижение стрессогенности ситуации – в случае правильной организации работы, количество и сила стресс-факторов будет уменьшаться.
Отсюда следует, что в случае стресса по возможности лучше придерживаться следующей последовательности действий:
сначала менее значимые действия, затем – более значимые;
сначала более простые, затем – более сложные;
сначала хорошо освоенные, затем – освоенные хуже.
В случае перевозбуждения:
сначала более энергоемкие, затем менее энергоемкие (принцип «сброса топлива»);
сначала индивидуальные действия, затем взаимодействия с партнером (ненароком не «поранить» партнера).
В случае апатии:
сначала менее энергоемкие действия, затем более энергоемкие (принцип «раскачки»);
сначала взаимодействия с партнером (принцип «подзарядки»), затем индивидуальные действия.
В общем виде алгоритм управления стрессом может быть разбит на три этапа: Моделирование и планирование; Проверка; Реализация.
1. Моделирование и планирование:
1) описать текущую или предстоящую стрессогенную ситуацию;
2) оценить сложность задачи и определить оптимальный для ее решения уровень стресса (средний, низкий, высокий);
3) оценить предполагаемую или текущую степень стрессогенности ситуации;
4) оценить свое долгосрочное психическое состояние и уровень своей стрессоустойчивости;
5) оценить потенциальный или реальный уровень стресса и свою предполагаемую эффективность при решении данной задачи;
6) определить до какой степени желательно снизить (повысить) уровень стресса и/или повысить стрессоустойчивость;
7) исходя из задачи и из своих возможностей, выделить необходимый ресурс: временной, эмоциональный, при необходимости финансовый.
8) разработать план мероприятий по управлению стрессом в данной ситуации:
по снижению стрессогенности ситуации;
по улучшению своего долгосрочного психического состояния и здоровья и по повышению стрессоустойчивости (базовой, ситуативной);
по саморегуляции (отобрать удобные для себя и адекватные ситуации методы саморегуляции; при необходимости освоить новые или усовершенствовать владение старыми);
по восстановлению после завершения стрессовой ситуации.
2. Проверка:
1) провести мысленный
2) аналогичную операцию провести по отношению к мероприятиям по управлению стрессом внутри ситуации, а также к восстановительным мероприятиям.
3. Реализация:
1) приступить к реализации плана;
2) проводить регулярный мониторинг уровня стрессовости своего состояния, сравнивать его с запланированным;
3) при необходимости вносить коррективы в свой план.
Конечно, деятельность по управлению стрессом следует специальным образом планировать. Но при этом все мероприятия стресс-менеджмента (по снижению стрессогенности ситуации, по саморегуляции, по восстановлению) следует стремиться осуществлять так, чтобы они являлись частью основной деятельности и наоборот (основную деятельность планировать и осуществлять «с прицелом» на регуляцию стресса).
А вдумчивый анализ каждого завершенного проекта или его части не только позволяет совершенствоваться в своей основной деятельности, но и заметно ускоряет процессы восстановления после стресса.
При таком подходе необходимость в специальных мероприятиях будет возникать только в случае форс-мажора и при целенаправленной деятельности по расширению границ своей компетентности.
Заключение
Как уже стало известно стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует боятся стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться следующими методами по его управлению.
Это психологические методы, которые содержат в себе следующие элементы: изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения. Здесь же консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом.
Есть и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом.
Также не маловажна роль организации в управлении стрессом. Здесь и оздоровительные программы для сотрудников, изменение рабочего окружения и проведение тренингов по стресс-менеджменту.
Ну а если все очень плохо и самому справиться невозможно, то здесь не обойтись без помощи профессионалов. Ведь преодолеть стрессовую ситуацию и увидеть в ней свой ресурс можно только благодаря комплексному психологическому подходу к решению этой не простой проблемы. В этом может помочь только профессионал.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данной контрольной работы была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно.
Список использованной литературы
1. Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Издательство МГУ, 2008.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009.
5. Еремишин О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости. – М.: Просвещение, 2006.
6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006.
8. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.
9. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004.
10. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
1 Александр Поуп. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. – М.: Просвещение, 2006.
2 Януш Васильковский. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. – М.: Просвещение, 2006.
3 Марк Твен. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. – М.: Просвещение, 2006.