Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 20:50, реферат
Приватизация предприятий РФ продолжается около 20 лет и сохраняет все характерные черты острой проблемы. Вследствие этого, в российском обществе постоянно подвергается сомнению и ее необходимость, и ее содержание и проведенные в ее рамках конкретные мероприятия.
Отечественная приватизация в отличие от западных стран разворачивалась по специфическому сценарию. Если западная приватизация является инструментом экономического регулирования, то российская несет гораздо большее количество функций. Споры о том, какими методами должна быть реализована приватизация постоянно происходят и в политических, и в научных кругах, и в обществе в целом.
Приватизация предприятий РФ продолжается около 20 лет и сохраняет все характерные черты острой проблемы. Вследствие этого, в российском обществе постоянно подвергается сомнению и ее необходимость, и ее содержание и проведенные в ее рамках конкретные мероприятия.
Отечественная приватизация в отличие от западных стран разворачивалась по специфическому сценарию. Если западная приватизация является инструментом экономического регулирования, то российская несет гораздо большее количество функций. Споры о том, какими методами должна быть реализована приватизация постоянно происходят и в политических, и в научных кругах, и в обществе в целом.
Приватизация является ключевым процессом модернизации, так как реформирует старые и создает новые социальные, экономические, культурные и политические институты общества. Она радикальным образом трансформирует существующую социальную структуру, разрушая предыдущие социальные слои и группы, создавая новую систему отношений.
С точки зрения социологии приватизация, изменившая весь строй жизни современного общества, является ключевой проблемой социального развития. Все это обусловливает актуальность изучения процессов приватизации.
Объектом исследования в работе являются процесс и этапы приватизации предприятий, предметом исследования выступаю механизмы приватизации предприятий в России.
Цель курсовой работы заключается в анализе этапов и результатов приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Проблему приватизации в России рассматривали многие ученые: Ахмедуев А., Кравец В., Львов Д.
Рассмотрение методологических основ разосударствления приватизации позволят раскрыть экономическое содержание как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм,слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков.
При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией.
Приватизация способствует демонополизации производства. Реализация целей приватизации противоречива. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
В Российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.
Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в России.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макро, так и микроэкономический характер.
Вообще приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики к рыночным отношениям.
Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения.
Главные критерии реформы разгосударствления экономики – сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение экономической ответственности.
Ситуация в нашей стране, непосредственно предшествовавшая началу приватизации и явившаяся причиной необходимости реформирования системы управления экономикой, характеризовалось такими факторами, как: невозможность дальше осуществлять эффективное управление экономикой страны только с помощью директивного управления; снижения год от года показателей экономического развития страны, усугубившийся политический кризис и др.
Сегодня большинство российских экономистов выделяют следующие основные этапы приватизации в России: подготовительный этап(1986-1991); 1 этап – акционирование и ваучерная приватизация (1992-1994); 2 этап – постчековая ( денежная) приватизация (1995-1996); 3 этап- конечный этап приватизации ( с 1996 и продолжается до сих пор)
В ближайшие годы нет никаких оснований ожидать нового всплеска массовой приватизации. Более того, в последние годы явно обнаруживаетя тенденция к деприватизации.
В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий – продажей на аукционах; крупных – преобразовнием в акционерные общества.
Особенности процесса приватизации в России:
Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача госсобственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании.
В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Задачи приватизации, понимаемые как избавление государства от собственности, были выполнены. Другая статистика реформаторов не интересовала.
В 1995 приватизация вдруг резко закончилась из-за отсутствия в стране достаточных капиталов для денежной приватизации и недовольства народа.
Реальной конкуренции практически не было, из 12 аукционов лишь в 4 сумма кредита существенно превысила начальную цену. Акции приватизируемых предприятий тогда не котировались на бирже и не имели рыночной цены, акции уходили по дешевке. В сентябре 1996 правительство и совет безопасности приняли общее решение, подтвердившее право банков продавать заложенные пакеты акций. Право выбора было предоставлено банкам-победителям. Они окончательно приобрели заложенные госпакеты акций в свою пользу через аффилированных лиц. Так закончилась залоговая приватизация.
Приватизация возобновилась летом 97 по новому закону о приватизации. Целью приватизации было объявлно увеличение доходов бюджета.
Конец приватизации положило изменение отношение власти к ней. Она перестала видеть в ней смысл. В кризисные годы приватизировать оказалось невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс – национализация формальная( доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление).
В таблице 1 и на рис. 1-2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации. По ним легко периодизировать приватизацию а России.
После кризиса 2008-2009 российский бюджет оказался в дифиците. Правительство решило поправить положение с помощью приватизации. На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9-10 млрд. дол.ежегодно. На 2014-2015 гг запланирован дальнейший рост приватизации. Всего за 5 лет правительство выставит на продажу акции 900 госпредприятй, рассчитывая выручить 60 млрд дол. Россия продаст доли таких гигантов, как Роснефть, РусГидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Аэрофлот и аэропорт Шереметьево. Но главная проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по прежнему оставляет за собой контрольные пакеты.
Приватизацию нужно ускорить как минимум по двум причинам: приватизация выступит средством повышения эффективности госкорпораций, резкого сокращения воровства и повышения эффективности их работы; приватизация может обеспечить очень большие дополнительные доходы бюджета.
Возможно, следующий этап реальной приватизации начнется только тогда, когда нынешняя политическая элита поймет необходимость ухода от власти и постарется конвертировать власть в собственность( как раз та самая сделка, о которой говорил Е.Т. Гайдар).
Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.