Проблема применения теории справедливости в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

Джон Стейси Адамс – специалист по поведенческой психологии и психологии работы с персоналом, впервые разработал свою теорию справедливости в 1963 году. [2]
Теория справедливости относится к процессуальным теориям мотивации и рассматривает и анализирует причины побуждающие работников организации поступать тем или иным способом, работать эффективнее или хуже. Данная теория существует почти столько же, сколько теория ожиданий В. Врума, и во многом на нее похожа.

Содержание работы

Понятие справедливости по версии Д. Адамса…………………………3
Составляющая теории справедливости………………………………….4
Четыре положения теории справедливости…………………………….7
Проблема применения теории справедливости в современном менеджменте……………………………………………………………….8
Список использованных источников……………………………………10

Файлы: 1 файл

Теория справедливости Адамса - копия.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

  1. Понятие справедливости по версии Д. Адамса…………………………3
  2. Составляющая теории справедливости………………………………….4
  3. Четыре положения теории справедливости…………………………….7
  4. Проблема применения теории справедливости в современном менеджменте……………………………………………………………….8

Список использованных источников……………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие справедливости по версии Д. Адамса

Джон Стейси Адамс – специалист по поведенческой психологии и психологии работы с персоналом, впервые разработал свою теорию справедливости в 1963 году. [2]

Теория справедливости относится к процессуальным теориям мотивации и рассматривает и анализирует причины побуждающие работников организации поступать тем или иным способом, работать эффективнее или хуже. Данная теория существует почти столько же, сколько теория ожиданий В. Врума, и во многом на нее похожа.

В своей теории справедливости Адамс пытается объяснить удовлетворенность рабочих с точки зрения справедливости или несправедливости распределения ресурсов в рамках межличностных отношений. Он утверждал, что сотрудники всегда стараются достичь равновесия в оценке результатов своего труда и оценке труда своих коллег, выполняющих похожую работу.

Теория справедливости показывает, что работник, который видит, что его оценивают и вознаграждают за его заслуги соответственно с вознаграждением других за их заслуги, расположен работать лучше и эффективнее, нежели работник, который неудовлетворен своим положением в организации. Такое происходит на рабочих местах, где возлагаемая ответственность высока, а зарплата низка. Работник ожидал, что пропорционально объему ответственности он получит и вознаграждение. Он может почувствовать, что его мотивация снижается, если узнает, что другой получает больше за такую же работу.

Но, тем не менее, по версии Адамса все работники оценивают справедливость по определенной модели, которую он представил в виде формулы. Модель оценки справедливости на рабочем месте основана на сравнении отношений личных вложений и личных результатов с вложениями и результатами других людей в организации.

Адамс дал названия вложениям и получаемым результатам соответственно “входы” и “выходы”. Так называемые “входы” – это все те затраты и усилия, которые человек вкладывает в работу, а “выходы” – вознаграждение, которое он получает от ее выполнения.

Данная модель оценки выглядит приблизительно так: [1]

 

Личные доходы

=

Доходы других лиц

Личные вложения

Вложения других лиц


 

 

 

  1. Составляющая теории справедливости

Теория справедливости относится не только к поведению в организациях, но и к межличностным отношениям. Поэтому вложения и результаты оцениваются не только в затратах труда и заработной плате, но и с точки зрения эмоциональных и социальных затратах и доходах.

Теория справедливости, как уже было замечено, основана на трех составляющих: входы (вложения), выходы (вознаграждение) и их сравнение с теми же параметрами у коллег - справедливость. Рассмотрим эти составляющие подробно.

Входы.

Входы определены как вклад каждого работника в экономический или социальный обмен, который рассматривается, как приносящий ему выгоду. Вложения, которые участник вкладывает в отношения, могут быть либо активами – приносящими ему доход, либо обязательствами – приносящими ему расходы.

В разных обстоятельствах, разные вклады рассматриваются либо как приносящие награды, либо затраты. В производственных условиях, такие активы, как капитал и ручной труд рассматриваются, как законно ведущие к доходам. В социальных же отношениях, такие активы, как красота и доброта, дают их обладателю право на социальное вознаграждение. А такие черты, как неуважение и жестокость, неизменно приводят к расходам. Выделяют следующие виды входов:

  • Время;
  • Усилия;
  • Преданность;
  • Тяжелая работа;
  • Обязательства;
  • Возможности;
  • Приспособляемость;
  • Гибкость;
  • Толерантность;

Выходы.

Выходы, или доходы, определены как положительные или отрицательные последствия его вложений в работу. Их направленность в лучшую или худшую сторону, по мнению сотрудника, зависит от его отношения с коллегами. Положительные выходу называют вознаграждением, а отрицательные – затраты. Полная оценка вознаграждения, получаемого работником, равна всем выходам которые он получает минус затраты которые он производит в отношениях с другими людьми в организации.

Стандартные выходы включают следующие категории:

  • Зарплата;
  • Рабочая стабильность;
  • Преимущества на работе;
  • Признание;
  • Репутация;
  • Ответственность;
  • Похвалу;

Справедливость.

Как уже было сказано ранее, теория справедливости основывается на том факте, что человек сравнивает собственный баланс между вложениями и результатами с соответствующим параметром своих коллег. Этот аспект теории, помогает более точно понять, что мотивирует сотрудника совершать те или иные действия.

Баланс зависит от сравнения собственного соотношения входов/выходов с соотношением других. Данный баланс можно изобразить следующим образом: [3]

 

Рис. 1. Диаграмма теории справедливости Адамса – рабочая мотивация.

 

На диаграмме подчеркивается, что калибровка весов – сравнение соотношения вход / выход - это важный аспект, а не только суждение о том, соответствует ли вознаграждение вложениям. Таким образом, мотивационная теория справедливости предполагает баланс между вкладом работника и отдачей, которую он получает по сравнению с остальными.

Если сотрудник чувствует, что его справедливо вознаграждают за проделанную работу и при этом его коллеги вознаграждаются так же справедливо, он чувствует себя удовлетворенным своей работой и организацией. Соответственно у него не возникает поводов изменять свое поведение.

Если же сотрудник считает, что к нему относятся "слишком" справедливо, т. е. получаемая отдача больше, чем вклад, работник инстинктивно устремится к точке баланса либо путем рационализации, работая более продуктивно, либо производя работу лучшего качества. Наказание, так же как и поощрение, вписывается в теорию справедливости.

 

  1. Четыре положения теории справедливости

Джонс Стейси Адамс, основоположник теории справедливости, является не единственным кого заинтересовало понятие справедливости в управлении персоналом. Его работу по разработке теории справедливости продолжили такие ученые-психологи, как Элейн Уолстер, Эллен Бершейд и Уильям Уолстер.

В своей работе “New Directions in Equity Research” 1973 года, они развили концепцию теории справедливости Адамса и выдвинули четыре положения, по которым будет действовать работник, если чувствует несправедливость по отношению к себе. [3]

Уолстер, Бершайд и Уолстер расширили рамки концепции справедливости, чтобы охватить близкие и неформальные отношения. Сформулированная ими теории справедливости, подчеркивала роль психологических аспектов в стремлении восстановить справедливость и факторы, влияющие на выбор человеком стратегий этого восстановления.

Они взяли в расчет знание, что человек есть существо эгоистичное. Поэтому он будет стараться получить как можно больше выгоды, затратив меньше усилий.

Так было выдвинуто четыре положения теории справедливости:

  • Положение 1: Работники будут стараться увеличить свои вознаграждения (где вознаграждения равны выходам минус затраты).
  • Положение 2-А: Группы могут увеличить общее вознаграждение, если будут следовать системе, по которой награды справедливо распределяются между членами группы.

      Положение 2-Б: Группы будут щедро поощрять тех членов, которые относятся к остальным справедливо, и наказывать тех членов, которые относятся несправедливо к своим коллегам.

  • Положение 3: Когда работники понимают, что их оценивают несправедливо, они чувствуют себя некомфортно. Если их переоценивают, они испытывают чувство вины и стыд. Если же их недооценивают, они сердятся и чувствуют себя униженным.
  • Положение 4: Работники, чувствующие несправедливость по отношению к себе, попытаются любыми способами восстановить эту справедливость. [3]

 

  1. Проблема применения теории справедливости в современном менеджменте

Проблема мотивации персонала стоит очень остро в современном менеджменте. Успех любой организации в современном бизнесе, определяют человеческие ресурсы. Мотивация труда – важнейшее условие повышения производительности труда, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника.

Основными функциями мотивации персонала являются:

  • Признание работы сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях стимулирования их дальнейшей трудовой активности;
  • Популяризация результатов труда признанных сотрудников;
  • Применение различных форм признания и поощрения заслуг, как материальных, так и нематериальных;
  • Обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Вполне естественно, что разумные руководители хотят обеспечить своих сотрудников такими условиями, в которых они могли бы не только не сбавлять, а еще и повышать производительность труда. Понятно, что заинтересованные в мотивировании сотрудников начальники будут пытаться обеспечить эти условия “по справедливости”. Но, как известно, справедливость у каждого своя, и поэтому тут у руководителя может возникнуть множество проблем.

Согласно теории Адамса, каждый сотрудник оценивает справедливость в организации путем сравнения своих вложений и результатов от работы и те же параметры своих коллег. Но, как уже упоминалось, такая оценка чаще всего субъективна, поскольку каждый работник в сравнении пользуется своими, на его взгляд верными, критериями оценки.

Большую роль в восприятии работником  справедливости и несправедливости отношения к нему играют личные отношения внутри коллектива. Сотрудники, равные в должности и зарплате и конкурирующие между собой, в любом проявлении внимания к сопернику со стороны руководителя, будет видеть угрозу. И наоборот, если к человеку в коллективе относятся уважительно, то любое поощрение его работы будет признаваться, как должное.

Таким образом, вопрос применения теории справедливости в менеджменте достаточно сложен, но если в управлении подчиненными отказаться от её использования вообще, то можно вызвать массу недовольства среди сотрудников.

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента – М., Проспект, 2009
  2. А. Гарин Теория справедливости Адамса //klubok.net/article2422.html
  3. Теория справедливости: социально – экономический аспект //otherreferats.allbest.ru/management/d001862121

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема применения теории справедливости в современном менеджменте