Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………...……………………………………3
1.Совокупный спрос и влияющие на него факторы…………………………….4
2.Совокупное предложение и влияющие на него факторы…………………….8
3.Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Например, если издержки переиздания каталогов с ценами на выпускаемую продукцию достаточно велики и сам процесс переиздания требует определенного времени, то при увеличении спроса фирмы стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворит спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком э кривая AS будет горизонтальной.

Если номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, приведет к падению реальной заработной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование большего количества труда приведет к увеличению выпуска. В период, когда номинальная заработная плата не меняется, появляется положительная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.


 

Рисунок 2.2.- Кривая AS с положительным наклоном.

Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска.

Таким образом, объем  совокупного предложения в краткосрочном  периоде зависит главным образом  от величины совокупного спроса. В  условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен  колебания совокупного спроса вызывают прежде всего изменения объема выпуска и лишь в последствии могут отразиться на уровне цен. Эмпирические данные подтверждают это положение.

Рисунок 2.3.- Колебания совокупного спроса.

Если правительство  хочет увеличить объем выпуска  в экономике, то, согласно кейнсианскому  подходу, оно должно стимулировать  совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики – например, увеличить государственные расходы, снизить налоги, расширить предложение денег и т.п.

3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

После рассмотрения совокупного спроса и совокупного предложения, взятых по отдельности, необходимо обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Наибольший интерес для экономистов представляет модель «совокупный спрос - совокупное предложение». Показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для анализа уровня цен и реального внутреннего продукта. Графически, этот анализ будет означать поиск точки совмещения на одном рисунке кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS).

Рис.3.1 - Экономическое равновесие в различных состояниях экономики.

Данный график представлен на рисунке 3.1. в условиях неполной занятости, занятости приближённой к полной и полной занятости. Точка E1 – это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, то есть без инфляции. Точка E2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка E3 – это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.


         Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуют макроэкономическое равновесие – реальный объем выпуска при определенном уровне цен. Макроэкономическое равновесие означает такое состояние экономики, при котором весь произведённый национальный продукт полностью покупается (пересечение кривых спроса и предложения). Идеальным равновесием считается стабильное использование экономического потенциала трудовых ресурсов при оптимальной реализации их интересов. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от идеальной модели даёт возможность находить пути и способы их устранения. Кроме этого различают частичное равновесие, т.е. равновесие на отдельных рынках товаров, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий. 

       Проблема макроэкономического равновесия всегда вызывала и вызывает бурные споры.

Существует несколько  направлений, которые по-разному  рассматривают проблему макроэкономического  равновесия. Рассмотрим наиболее распространённые.

Классическая модель макроэкономического равновесия.

Представители классической модели обосновали положение, что экономическое равновесие на национальном рынке в условиях свободной конкуренции обеспечивается на основе проявления и реализации таких категорий, как заработная плата, её уровень, процентная ставка, уровень цен, движение капитала и труда на соответствующих рынках. Одновременно они были противниками вмешательства государства в экономические дела хозяйствующих субъектов.

        Характерным является и то, что естественная цена (себестоимость) товара зависит от издержек на его производство, включая затраты труда. Тем самым они положили начало  теории трудовой стоимости. Рыночная же цена товара зависит к тому же от многих внешних факторов. «Естественная цена представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены

всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их

на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижаться


по сравнению с нею. Но каковы бы не были препятствия, которые  отклоняют цены от устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему.

Кейнсианская модель управления спросом.

Мировой опыт развития рыночной экономики свидетельствует о том, что наряду с её саморегулированием необходимо и государственное воздействие на макроэкономические процессы.

      Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регулируемого капитализма» была заложена Дж. М. Кейнсом.

В качестве основного фактора,  Кейнс выдвигал наличие эффективного спроса, который складывается из двух компонентов: потребления (личного потребления) и инвестирования (производительного потребления). Он утверждала, что спрос необходимо стимулировать.


      Кроме этого, Дж. М. Кейнс считал, что уровень занятости зависит от склонности к потреблению, или ожидаемых расходов на потребление и инвестиции. Рассматривая увеличение совокупного дохода в качестве важного фактора, определяющего ожидаемые расходы на потребление, Кейнс вместе с тем отмечал, что с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в такой же степени. Это связано с действием так называемого психологического закона, суть которого состоит в том, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережениям. Кейнс утверждал, что по мере роста национального дохода доля потребления в нём относительно сокращается, и чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям, что в свою очередь ведёт к ограничению объёма производимой продукции и масштабов занятости.

      Недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инвестиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов – ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов государственного регулирования инвестиционного спроса – влияние на кредитно-денежные и бюджетно-финансовые отношения.

 

Заключение.


В работе было показано, что на любом рынке формируется  спрос, предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Так же было рассмотрено действие закона спроса и закона предложения.

По закону спроса основным фактором воздействия на спрос является цена, при этом зависимость между  ценой и спросом обратная (с  повышение цены спрос понижается). Кроме цены на спрос влияют и неценовые  факторы (детерминанты спроса) – это доходы потребителя, их вкусы, предпочтения, степень удовлетворения, инфляционные ожидания; изменение числа покупателей, изменение цен на сопряженные товары и т.д.

Согласно закону предложения  главное воздействие на количество предлагаемых товаров и услуг также оказывает цена, причем здесь зависимость уже будет прямой (с повышением цены предложение увеличивается). В качестве неценовых факторов, смещающих предложение будут являться следующие детерминанты: стоимость ресурсов(издержек производства), уровень развития производства, изменение числа производителей, степень научно – технического прогресса, уровень налогообложения, инвестиционный климат, погодные условия и т.д.

Совокупный спрос и  совокупное предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причем особенность в том, что делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей (продавцов), так и для самих потребителей. Эта компромиссная цена называется равновесной рыночной ценой, так как при ней суммы спроса и предложения уравновешиваются. Нельзя не оговориться, что равновесная цена устанавливается не сразу и не всегда. Возможны периоды купли – продажи товаров и услуг по другим, неуравновешенным ценам. Однако в этих случаях неизбежны либо избыток, либо нехватка товара и саморегулирующееся изменения текущих цен в сторону равновесного уровня.

 

Список использованной литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2004.
  2. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001.
  3. Гальперина Е.В. Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.
  4. Макеева Т.В. «Макроэкономика» (электронная версия),2006.
  5. Нуреев Р.М. Макроэкономика / Пер. с анг. М.: Изд-во МГУ, 2005г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КТЗ-I

Совокупный спрос складывается из:

А. Личного потребления (потребление домашних хозяйств); (+)

Б. Предельных издержек;

В. Сумм, используемых на обслуживание государственного долга; (+)

Г. Инвестиций; (+)

Д. Экспорта;

Е. Импорта;

Ж. Государственных расходов; (+)

З. Чистого экспорта (+).

Важнейшими частями  совокупного спроса являютсяпотребительские  расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX.

I.Изменения потребительских  расходов (С): благосостояние потребителей (доход), ожидания потребителей, задолженности  потребителей, налоги.

II. Изменения инвестиционных  расходов (I): ставка процента, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги на предприятия, изменения в технологии, избыточные мощности.

III. Изменение государственных  расходов (G): содержание государственного  аппарата, оборона, здравоохранение,  образование, социальное страхование, проценты по государственному долгу.

IV. Изменения расходов  на чистый экспорт (NX): национальный  доход в других странах - торговых  партнерах, курс национальной  валюты.

 

 

 

 

 

КТЗ-II

Промежуточный (восходящий) участок кривой совокупного предложения характеризуется:

А. Растущими ценами; (+)

Б. Стабильными издержками;

В. Избыточными ресурсами.

Промежуточный участок. По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведет к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растет и цены на ресурсы повышаются, что ведет к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Все это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.


Информация о работе Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения