Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:53, курсовая работа
На современном этапе реформирования образовательной системы большое внимание уделяется развитию сильной творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы и находить нестандартные пути их решения. Это определило возрождение интереса в конце 90-х годов XX века к проблемному обучению, применение которого позволяет подготовить будущих специалистов, способных самостоятельно формулировать и решать множество проблем разного уровня сложности. Современный специалист должен уметь обмениваться информацией, решать нестандартные задачи, поэтому необходимо уделить особое внимание этому обучению в ходе решения задач на занятиях по иностранному языку, умениям, организованным на основе проблемного обучения.
Цель работы – изучить и выявить особенности проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся и теоретически обосновать возможность успешного обучения учащихся при помощи проблемного метода.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность и особенности проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся……………………………………...5
1.1 Концептуальные основы проблемного обучения……………………..6
1.2 Функции проблемного обучения……………………………………….9
1.3 Развитие творческих способностей и практических навыков……….10
Глава II. Методика организации проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся ……………………………………..15
2.1 Методы проблемного обучения………………………………………..15
2.2 Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила
создания……………………………………………………………………..18
2.3 Этапы проблемного обучения………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………….29
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций М.И. Махмутовым выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:
1. Проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;
2.
Преподаватель формулирует
3.
Учащиеся формулируют
4.
Все этапы разрешения
Приведенная выше схема этапов проблемного обучения отражает и основные этапы организации современного проблемного урока. Вместе с тем, проблемное обучение не отказывается полностью от непроблемных методов изложения (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного), поэтому они также могут применяться на проблемном уроке. От традиционного его в этом случае отличает методика подачи учебного материала: проблемные задачи ставятся до объяснения усваиваемого материала, а не после. Кроме того, важным отличием является то, что на проблемном уроке актуализация приобретенных знаний не акцентируется, имеет скрытый характер, так как происходит в процессе подачи нового материала, в процессе решения новых проблемных задач.
Джон Дьюи в качестве основных условий успешности обучения называл проблематизацию учебного материала, активность ребенка и связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. В современной педагогике на основе психологической особенностей процесса обучения выделяются четыре главные условия эффективности проблемного обучения:
1.
Обеспечение достаточной
2.
Обеспечение посильности
3. Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;
4.
Необходимость «диалогического
доброжелательного общения
Таким образом, в данной главе курсовой работы были подробно рассмотрены методы проблемного обучения в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.
Были выявлены типы, способы и правила создания проблемных ситуаций. Изучены десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения. Была рассмотрена классификация проблемных ситуаций по различным критериям: по направленности на поиск новых знаний или способов действия, на выявление возможности применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.; по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия; по дисциплинам и предметам, в которых допустимо применение тех или иных проблемных ситуаций и так далее.
Следовательно,
можно сделать вывод, что к
основным этапам процесса проблемного
обучения относятся: возникновение (постановка)
проблемной ситуации; осознание сущности
затруднения (противоречия) и постановка
проблемы (формулировка проблемной задачи);
поиск способа решения проблемной задачи
путем итерации догадок, гипотез и т.п.
с попыткой соответствующего обоснования;
доказательство гипотезы; проверка правильности
решения проблемной задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования
основных психолого-педагогических положений
и понятий проблемного обучения
в контексте личностно-
Таким образом, на современном этапе развития
методической науки можно говорить не
о целостном типе обучения, а лишь о реализации
принципа проблемности или проблемного
подхода , который является основой для
интеграции различных подходов в преподавании
иностранных языков. Проблемное обучение
заключается в том, чтобы предлагать обучаемым
для решения посильные задачи, которые
вели бы их к их собственным «открытиям».
Теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя все еще продолжаются исследования, но оценить ее действенность пока не представляется возможным: эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике.
В курсовой работе обосновывалась важность проблемного метода как способа развития творческой активности учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Были освещены теоретические положения, методические аспекты. В ходе работы были охарактеризованы концептуальные основы проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся, выявлены функции и методы проблемного обучения, изучены проблемные ситуации и предложены способы их создания. Рассмотрены этапы проблемного обучения. Был изучен сопоставительный анализ методических подходов к проблемному обучению как способу развития творческой активности учащихся.
В ходе исследования был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и выявлены психолого-педагогические и методические условия успешного обучения учащихся с помощью проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся.
В
результате анализа психолого-
1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или
теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
4. В качестве проблемных заданий могут служить:
а) учебные задачи;
б) вопросы;
в) практические задания и т.п.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им.
Наличие
комплекса проблемных упражнений для
формирования и совершенствования навыков,
помогает разнообразить процесс обучения,
сделать его более эффективным. Таким
образом, цель курсовой работы – выявить
особенности проблемного метода обучения
как способа развития творческой активности
учащихся и теоретически обосновать возможность
успешного обучения учащихся при помощи
проблемного метода – была достигнута.
Библиографический
список