Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:39, реферат
Организация и проведение экспертиз, реализованных в той или иной форме, отражающей особенности эпохи, народа, традиций и обычаев, должны были обеспечить профессиональную оценку ситуаций и принятие эффективных управленческих решений. По мере совершенствования и усложнения процесса принятия решений и как мир становился более технологичным, возрастало внимание к экспертным оценкам. Начало становления экспертных оценок - момент создания первых официально описанных и исследованных технологий экспертного оценивания. В частности, появление первых работ, посвященных групповому выбору, определению результата коллективных экспертиз. В этом реферате мы и рассмотрим проблемы, методы, цели и этапы экспертного оценивания.
ГОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет» им.первого президента РФ Б.Н.Ельцина.
По дисциплине «Системный
«Проблемы и методы экспертного оценивания»
Преподаватель:
Студент:
Группа:
Организация и проведение экспертиз, реализованных в той или иной форме, отражающей особенности эпохи, народа, традиций и обычаев, должны были обеспечить профессиональную оценку ситуаций и принятие эффективных управленческих решений. По мере совершенствования и усложнения процесса принятия решений и как мир становился более технологичным, возрастало внимание к экспертным оценкам. Начало становления экспертных оценок - момент создания первых официально описанных и исследованных технологий экспертного оценивания. В частности, появление первых работ, посвященных групповому выбору, определению результата коллективных экспертиз. В этом реферате мы и рассмотрим проблемы, методы, цели и этапы экспертного оценивания.
1.1.В бывшем СССР началом создания и использования методов экспертного оценивания можно считать появление в конце 60-х годов работ В.М.Глушкова, Г.М.Доброва, Ю.В.Ершова и др. Однако возможности практического применения экспертных оценок в тот момент были несколько преувеличены, что показали специально проведенные эксперименты.
Однако следствием этого
естественного заблуждения
Целесообразность
Экспертизы бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, с обменом информацией между экспертами и без, анонимные и открытые.
Многообразие областей
применения делает достаточно
многообразным и гибким
Возникающие на практике задачи нередко оказываются сложнее традиционных подходов. Настоящая же цель применения технологий экспертного оценивания - принятие эффективного решения, а не обязательное использование традиционных схем. Поэтому специалистам - технологам, проводящим экспертизы, важно уметь творчески подойти к их организации и проведению для того, чтобы решить основную задачу - обеспечить адекватную оценку объекта экспертизы, выработать реализуемые и приводящие к цели альтернативные варианты решений, а среди них выбрать самый эффективный и надежный.
Однако творческий подход предполагает профессиональное знание специалистом - технологом принципов организации и проведения экспертиз, методов получения, анализа и обработки экспертной информации, анализа результатов экспертизы. Отсутствие профессионального владения технологиями экспертного оценивания чревато грубыми ошибками и получением неадекватных оценок, принятием нереализуемых и неэффективных решений.
1.2. Экспертное оценивание — процедура получения оценки изучаемого явления на основе группового мнения специалистов в данной предметной области (экспертов). При этом исходят из предположения, что совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. В психологии метод экспертных оценок применяется для анализа профессионально деятельности, для оценки специалистов, для формирования рабочей модели исследуемого явления и т.п.Экспертные оценки при принятии решений в той или иной форме использовались во все времена.
1.3. Цели исследования
Экспертное оценивание предполагает создание разума, обладающего большими способностями по сравнению с возможностями отдельного человека. Экспертный подход обладает большими возможностями по решению задач, не поддающихся решению обычным аналитическим способом:
Перед началом экспертного исследования необходимо четко определить его цель, (проблему), и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:
Эксперты должны обладать опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. Помимо опыта, крайне желательно наличие у эксперта профильного образования и педагогического опыта в данной сфере. При подборе экспертов следует учитывать момент личной заинтересованности и пристрастности, который может стать существенным препятствием для получения объективного экспертного суждения. Наиболее распространены методы Шара, когда один эксперт, наиболее уважаемый специалист, рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив.
Процедура экспертного оценивания
предполагает согласованность с
другими этапами исследования. Данный
метод должен органично сочетаться
с другими исследовательскими приемами
и соответствовать целям и
задачам проекта.
В общем виде процедуру можно разбить
на следующие этапы:
1. Определение цели исследования.
2. Разработка процедуры исследования,
определение бюджета.
3. Подготовка информационных материалов,
бланков анкет, модератора процедуры.
4. Подбор экспертов, специалистов по статистическому
анализу и аналитиков.
5. Проведение экспертизы.
6. Статистический анализ результатов.
7. Подготовка отчета с результатами экспертного
оценивания.
1.6. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта
Существующие виды экспертных оценок можно классифицировать по признакам:
Наиболее известные методы экспертных оценок: метод Дельфи, мозговой штурм и метод анализа иерархий. Каждому методу соответствуют свои сроки проведения и потребность в экспертах.
После выбора метода экспертного оценивания можно определить затраты на процедуру, которые включают: оплата экспертов, аренда помещения, канцтовары, оплата специалиста по проведению и анализу результатов экспертизы.
1.7. Подготовка информационных материалов
Подготовка информационных материалов, бланков анкет, инвентаря и модератора процедуры. Эксперты, перед вынесением суждения, должны разносторонне рассмотреть представленную проблему. Поэтому, для проведения процедуры необходимо подготовить информационные материалы с описанием проблемы, имеющиеся статистические данные, справочные материалы. Следует избегать следующих ошибок: упоминать разработчиков материалов, выделять тот или иной вариант решения, выражать отношение руководства к ожидаемым результатам. Данные должны быть разносторонние и нейтральные. Заранее необходимо разработать бланки анкет для экспертов. В зависимости от метода они могут быть с открытыми и закрытыми вопросами, ответ может даваться в виде суждении, парного сравнения, ранжированного ряда, в баллах или в виде абсолютной оценки. Саму процедуру проводит независимый модератор процедуры, который контролирует соблюдение регламента, раздает материалы и анкеты, но сам не высказывает свое мнение.
1.8. Проведение экспертизы.
Проведение процедуры отличается в зависимости от используемого метода. Общие рекомендации:
1.9. Статистический анализ результатов
После получения ответов экспертов необходимо провести их оценку. Это позволяет:
Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания. В отчете указывается цель исследования, состав экспертов, полученная оценка и статистический анализ результатов.
2. Основные проблемы и методы экспертного оценивания.
2.1. Одна из самых серьезных опасностей сегодня - опасность непрофессиональных решений и действий. Непрофессионализм - вот причина больших и малых «Чернобылей» в экономике, промышленности, политике.
Основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.
Экспертные оценки являются информацией, необходимой при принятии взвешенных обоснованных решений, преимущественно, в сложных ситуациях принятия решений.
Это в полной мере относится к принятию решений в самых различных сферах практической деятельности.
Для того, чтобы получаемая экспертная информация была качественной, необходимо выполнение следующих условий:
- наличие экспертной комиссии,
состоящей из специалистов, профессионально
знакомых с объектом
- наличие аналитической группы,
профессионально владеющей
- получение достоверной
- корректная обработка и анализ
экспертной информации.
Отсутствие любого из перечисленных условий ставит под сомнение эффективность и корректность проводимой экспертизы.
Укажем основные проблемы совершенствования и развития экспертных технологий.
1. Формирование экспертной комиссии
Одной из центральных проблем при формировании экспертной комиссии является определение качества эксперта. При формировании экспертной комиссии необходимо предусмотреть возможность эффективного взаимодействия экспертов, входящих в её состав, с целью получения полной и адекватной оценки объекта экспертизы.
Следует обратить на реализованную в автоматизированных системах экспертного оценивания задачу автоматизированного подбора экспертов для оценки объекта экспертизы с учетом их профессиональных знаний и опыта. При этом может решаться и обратная задача подбора для эксперта объектов, с которыми он профессионально наиболее знаком.
2. Организация и проведение экспертиз
Ряд работ посвящен организации и проведению экспертиз. Это, прежде всего, работы по систематизации многочисленных разновидностей метода Делфи, касающиеся, в основном, совершенствования процедур обмена информацией между экспертами в процессе экспертизы.
Информация о работе Проблемы и методы экспертного оценивания