В 1999 г. существенно изменилась динамика
производства ВВП по отраслям. При общем
росте ВВП на 3,2%, увеличение за счет производства
товаров составило 6,4%, а производства
услуг - 1%, в то время как в предыдущие годы
производство ВВП за счет товаров снижалось
большими темпами, чем производство услуг
[5, c. 44].
В объеме производства ВВП в 1999 г. повысился
удельный вес товаров и чистых налогов.
Анализ образования первичных доходов
в сфере производства товаров и услуг
показывает нарастание проблемы трудовой
мотивации, поскольку из года в год снижается
доля оплаты труда и растет доля налогов
на производство и импорт (Приложение
Б).
На основе расчетов в Минэкономики РФ,
экономический кризис привел к накоплению
в секторе производства огромного количества
неиспользуемого оборудования, в том числе
изношенного. На крупных и средних промышленных
предприятиях загрузка производственного
потенциала уменьшилась в 3,5 раза и составляет
в настоящее время около 25%. Однако данный
фактор не может считаться предпосылкой
для экономического роста в связи с отсутствием
активного внутреннего спроса и ограниченностью
инвестиций.
Средний возраст промышленного производственного
оборудования достиг почти 16 лет, а средние
фактические сроки его службы составляют
почти 32 года. На базе такого оборудования
предприятия не способны выпускать конку-рентоспособную
продукцию. Поэтому незагруженные мощности
едва ли могут рассматриваться как долговременный
фактор роста экономики. Устойчивый экономический
подъем, с учетом низкого технико-технологического
уровня мощностей, возможен только при
крупных внутренних сбережениях - источ-никах
инвестиций.
Структура использования располагаемого
дохода, начиная с Ш квартала 1998 г., под
влиянием финансового кризиса значительно
ухудшилась. В 1999 г. эта тенденция сохраняется.
Снизился внутренний спрос на товары и
услуга со стороны домашних хозяйств.
На снижение спроса повлияли низкий уровень
доходов населения и их неравномерное
распределение. В 1999 г. по сравнению с 1998
г. реальные доходы населения снизились
в це-лом примерно на 15%. Снижение внутреннего
спроса ограничивает рост внут-реннего
рынка и производства товаров и услуг
для конечного потребления. Уменьшилась
и доля валового накопления, в том числе
основного капитала.
Определение возможных темпов экономического
роста включает решение ряда сложных проблем,
особенно с учетом фактического состояния
экономики России, когда за период с 1992
г. по 1998 г. преобладали отрицательные
показатели. При значительном влиянии
отмеченных конъюнктурных факторов сложно
провес-ти анализ взаимосвязанных факторов
динамики роста и сделать определенные
выводы. Тем не менее, поскольку существуют
известные зависимости между темпами
роста производства, накоплением капитала
и фондоемкостью (или капиталоемкостью)
прироста продукции, такая попытка была
произведена.
Изменение динамики общей величины наличных
основных фондов за 1995-1999 гг. показывает,
что их снижение
происходило ежегодно, преимущественно
за счет сокращения в отраслях, производящих
товары. С учетом уров-ня их фактического
использования сокращение было еще больше.
В 1999 г. именно в этой группе отраслей
рост валового выпуска, связанный с импортозамещением
и обусловивший в итоге рост валового
выпуска по эко-номике в целом, привел
к значительному росту фондоотдачи (на
3,8%) при ее снижении на 5% в предшествующем
году. В отраслях, оказывающих услуги,
существенного повышения фондоотдачи
не произошло. В 1999 г. ее рост со-ставил
здесь 100,2% при снижении на 1-3% в предыдущие
годы [5, c. 51].
Так как тенденции 1999 г., сложившиеся
на фоне кризисной ситуации 1998 г., не являются
показательными, а резервы импортозамещения во многом ис-черпаны,
предпосылки прогноза учитывают данные
как предыдущих лет, так и долгосрочные
цели достижения экономического роста.
Прогноз предполагает рост фондоотдачи
в целом по эко-номике на 2% при условии
стабилизации фондов. При этом в отраслях,
произ-водящих товары, ее рост составит
3%, а в отраслях, оказывающих услуги, -1
% против 1999 г. При выполнении этих предпосылок
валовой выпуск по эконо-мике в целом возрастет
на 2%, а рост валового внутреннего продукта,
при сохранении его доли в валовом выпуске,
составит 2%.
Второй вариант прогнозирования темпов
роста ВВП производится методом конечного
использования. Прогноз изменения динамики
валового внутреннего продукта (со стороны
спроса) можно определить по элементам
конечного использования: на потребление
материальных благ и услуг, валовое накопление
и чистый экспорт. Нижняя граница объема
потребления материальных благ и услуг
может быть определе-на общими социально-экономическими
условиями развития национальной экономики,
достигнутым уровнем потребления в среднем
на душу населения и изменением динамики
роста населения, а также ростом потребления
на душу населения.
Анализ зависимости между динамикой
ВВП и динамикой валового накоп-ления
за 1992-1999 гг. показывает: при росте валового
накопления основного капитала на 1% рост
ВВП составляет 0,3%. Если предположить
рост ВВП в 2000 г. в пределах 2%, это потребует
роста валового накопления на 5%, конечный
внутренний спрос увеличится на 2% [5, c.
53].
Для увязки всех основных экономических
показателей в целом проводятся расчеты
по образованию, распределению и перераспределению
вало-вого национального дохода по основным
экономическим секторам и корректи-руется
финансовая программа. При проведении
расчетов обеспечивается выбор вариантов,
исходя из необходимости: выполнять внешние
обязательства; обеспечивать расширенное
воспроизводство; решать социально-экономи-ческие
задачи внутри страны; обеспечивать экономическую
безопасность страны с учетом возможностей
производства, потребления и накопления.
Основной вариант расчетов показателей
на макроуровне должен быть увя-зан с платежным
балансом страны и с возможностями финансирования
валового накопления за счет внутренних
и внешних источников.
На основе анализа итогов развития экономики
за 1997-1999 гг. в работе про-веден расчет
двух вариантов прогноза экономического
роста на 2000 -2001 гг. Темпы роста ВВП определяются
социально-экономическими задачами и
реальными возможностями в соответствии
с имеющимися ресурсами воспроизводства.
2.2 Прогнозные оценки показателей
экономического роста России
на 2009 год
Период 2007-2009 годов является переходным
в развитии российской экономики. Активизируется
перестройка факторов экономического
роста, сопровождаемая структурными сдвигами.
В прогнозном периоде ожидаются значительные
изменения в соотношении факторов экономического
роста - ослабление вклада нефтяных цен
и увеличение вклада инновационной и инвестиционной
компонент развития.
Вклад фактора внешнеэкономической конъюнктуры,
в значительной степени определявший
высокие темпы роста в предшествующие
годы, заметно уменьшается: с 2,1 п.п. прироста
ВВП в 2005 году до 1,7 п.п. прироста ВВП в 2006
году и 1,3 п.п. в 2009 году. Это обусловлено
не только снижением мировых цен, но относительно
невысокими темпами роста физических
объемов экспорта нефти и сырья.
В таких условиях темпы роста
экономики могут упасть до 4,8-5,0% в 2008-2009
годах [24, c. 13]. Для преодоления этой тенденции
необходимо, чтобы набрали силу новые
факторы роста, связанные с диверсификацией
экономики, повышением нормы накопления
и уровня инновационной активности. Для
выхода к 2009 году на параметры роста не
ниже 5,9%, необходимо повышение вклада
инновационной компоненты развития до
уровня не менее 0,9 - 1 п.п. роста ВВП (против
0,6 п.п. в 2005 году), а инвестиционного фактора
роста - до 2,2 п.п. ВВП.
Улучшение инвестиционного климата может
придать в 2009 году импульс росту частных
инвестиций. В результате усиления склонности
российского бизнеса к инвестированию,
притока частных и государственных инвестиций
(включая государственно-частное партнерство)
среднегодовой темп прироста инвестиций
в основной капитал в экономике составит
от 7,9% до 10 %.
Реализация комплекса мер по стимулированию
экономического роста предполагает повышение
эффективности государственных расходов
инвестиционного характера. Их объем,
включая инвестиционный фонд и инвестиционную
часть национальных проектов, увеличится
с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году (второй
вариант) в связи с запуском новых целевых
программ и активизацией государственно-частного
партнерства. В 2008-2009 годах расходы инвестиционного
характера снизятся до 2,3-2,4 процентов
ВВП [24, c. 16].
Эффективность инвестиционных расходов
государства во многом определяется качеством
целевых программ и изменением их структуры
в пользу программ, направленных на развитие
производственной инфраструктуры, науки
и инновационной системы, новых технологий,
наукоемких отраслей, таких как атомная
промышленность, авиационная промышленность,
космический комплекс, судостроение и
электронная промышленность.
В целом, общая динамика и эффективность
инвестиций будет определяться инвестиционной
активностью частных корпораций. Актуальным
остается повышение нормы накопления
основного капитала, которая в ближайшие
годы (19-20% ВВП) по-прежнему будет значительно
отставать от уровня, характерного для
стран, проводящих активную технологическую
модернизацию (не ниже 26-28% ВВП).
Существенным фактором активизации накопления
частного капитала станет формирование
финансовых институтов развития. Они
включают, в частности, создаваемую Государственную
корпорацию развития и систему негосударственных
венчурных фондов, формирующихся при поддержке
Российской венчурной компании.
Общий вклад комплекса мер по стимулированию
экономического роста, а также улучшения
инвестиционного климата в повышение
темпов экономического роста в 2007-2009 годах
оценивается в среднем не менее чем в 1
п.п. дополнительного прироста ВВП [24, c.
21].
В целом второй вариант прогноза в отличие
от первого предполагает не только повышение
общего уровня инвестиций и темпов роста
экономики, но и значительное улучшение
качества экономического роста.
Повышение качества экономического роста проявляется:
во-первых, в опережающих темпах роста
обрабатывающих секторов и более активном
изменении в их пользу структуры инвестиций;
во-вторых, в повышении доли экспорта
машиностроительной продукции в общем
объеме экспорта;
в-третьих, в более активном преодолении
накопленного отставания в развитии транспортной
и энергетической инфраструктуры.
Второй сценарий позволяет снизить зависимость
российской экономики от конъюнктуры
мировых рынков энергоносителей и сырья.
Он предполагает формирование заделов
в высокотехнологичных секторах, которые
создают возможность ускорения роста
в более долгосрочной перспективе.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Основные итоги рыночных преобразований
и их влияние на социально-экономическое
развитие России
Рыночные преобразования, начатые с надеждой
на улучшение условий жизни, так и не увенчались
успехом. В ходе смен правительств и реформаторов
были забыты как цели реформирования,
так и средства достижения изначально
поставленных целей. При объективном анализе
предпринимаемых правительством решений
и их практическом воплощении видно, что
вопрос об экономическом росте в 1992-1997
гг. даже не поднимался. Все эти годы в
России делили собственность и власть.
В сфере экономики проводилась политика
увеличения налогов, сокращения расходов
в государственном бюджете, предпринимались
настойчивые усилия по получению внешних
кредитов и т.п. При этом забывалось, что
расходы государственного бюджета это
лишь оборотная сторона его доходов --
налоговых поступлений от предприятий
и населения. И если отечественная экономика
«не работает», то и налоговых поступлений
также нет. Сколько не сокращай бюджетные
расходы, от этого ситуация не улучшится.
Это лишь означает отказ выплаты заработной
платы всем работающим в социальной сфере,
оборонной промышленности, военнослужащим.
Снижение же заработной платы работникам
отраслей социальной сферы и прямая невыплата
даже мизерных ее размеров -- это ничто
иное, как разрушение условий для подъема
отечественной экономики.
Замедление спада отечественного производства
в 1995-1996 гг. ряд экономистов прямо связывает
с сокращением государственных расходов.
Они предлагают сократить государственные
расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а
чтобы добиться устойчивого экономического
роста в 5-7% в год требуется, по мнению авторов
этих рекомендаций, сокращение до 24-25%
ВВП [11, c. 32].
При рассмотрении государственных расходов
необходимо прежде всего подходить с позиций
целесообразности их сокращения или увеличения
в разрезе элементов затрат. Так, судя
по публикациям, в настоящее время расходы
на содержание управленческого аппарата
всех уровней сегодня в России в несколько
раз превышают аналогичную статью в бюджете
всего Советского Союза. Рост бюрократического
чиновничьего аппарата при одновременном
ослаблении контроля за его деятельностью
служит одним из основных факторов развития
коррупции в постсоветской России.
Неоправданны и ссылки на структуру расходной
части бюджетов западных стран: сопоставляются
иные доходные базы, отражающие иной уровень
развития экономики и налоговых поступлений.
Почти 10-летний период экономических
преобразований в России не привел к перелому
в экономической сфере. Из всех стран Восточной
Европы, входивших в социалистическую
систему, Россия и Украина имеют самые
неблагоприятные результаты экономического
роста.
Разочаровывающие экономические итоги
системной трансформации в России преимущественно
рукотворны, т.е. обусловлены прежде всего
попытками исполнительной власти реализовать
именно эту стратегию и лишь во вторую
очередь предопределены неблагоприятными
стартовыми условиями. К такому выводу
приходит большинство не только отечественных,
но и западных аналитиков. По мнению Дж.Стиглица,
причины неудач в непонимании реформаторами
самих основ рыночной экономики, чрезмерном
доверии к неоклассическим теориям, «почерпнутым
из учебников, которые могут быть весьма
удобными для обучения студентов, но на
них нельзя опираться при консультировании
правительств, пытающихся воссоздать
рыночную экономику».
С самого начала рыночных преобразований
в России была сделана ставка на всесилие
«экономической свободы» при неумении
разумно ею пользоваться, разрушении всех
прежних государственных структур и игнорировании
необходимости создания новых.
Так движение к внешней открытости экономики
сочеталось с постепенной отменой ограничений,
со строгим контролем за внешнеэкономической
деятельностью хозяйствующих субъектов,
со взвешенной и поэтапной политикой отмены
валютных ограничений, строгим контролем
за экспортом национального капитала
и т.д.
Как показала оценка сравнительной эффективности
государственной и частной форм собственности,
массовая приватизация -- не лучший способ
формирования подлинно рыночных субъектов.
Более того, в определенной ситуации приватизация
ведет к формированию нерациональной
системы корпоративного управления, способствующего
возникновению антирыночного поведения
предприятий, что фактически и проявилось
в России.