Проблемы малого
бизнеса в Тульской области.
А. В. Панчева
НОУ ВПО Институт
законоведения и управления ВПА, 4 курс
Научный руководитель:
Шишлова С.Е.
Малый бизнес в рыночной экономике
– ведущий сектор, предающий ей необходимую
гибкость, определяющий темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта; во всех развитых
странах на долю малого бизнеса приходится
60-70% ВНП.1
Деятельность субъектов малого
и среднего бизнеса в России регулируется
принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом
209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», в котором указаны
критерии отнесения предприятия к малому
бизнесу.
К субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся внесённые
в единый государственный реестр юридических
лиц потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий),
а также физические лица, внесённые в единый
государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица.2
Достижение целей успешной
модернизации экономики и развития социальной
сферы города базируется на эффективных
механизмах взаимодействия между обществом,
бизнесом и органами местного самоуправления,
направленных на координацию усилий всех
сторон, обеспечение учета интересов бизнеса
и различных социальных групп общества
при выработке и проведении социально-экономической
политики.
В этих целях создаются максимально
благоприятные условия для предпринимательской
инициативы, повышения конкурентоспособности
и инвестиционной привлекательности тульских
предприятий, расширения их способности
к работе на открытых международных и
межрегиональных рынках.
Общее количество малых предприятий
на каждые 100 000 человек населения составляет
в России 166,4 предприятия. Это на 4,8% больше,
чем было в нашей стране в прошлом году.
Больше всего малых предприятий в Северо-Западном
федеральном округе – 244,6. Меньше всего
– 58,7 предприятий – на Северном Кавказе.
В ЦФО этот показатель составляет 185,9.
Прирост количества малых фирм составил
в Центральной России – 1,1%.
В Тульской области подчеркивается
значительное сокращение числа малого
бизнеса – на 34,2 предприятия на каждые
100 000 человек населения области. По этому
показателю наш регион удерживает 5-е место
в России.3
Проблемами создания и развития
финансово-кредитной поддержки малого
бизнеса в России занимаются Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
малого предпринимательства, Всероссийский
союз представителей малого и среднего
бизнеса, Российская ассоциация развития
малого и среднего предпринимательства,
Минэкономразвития России, Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
Российский микрофинансовый центр и др.
В Тульской области организованы
и действуют следующие структуры, которые
призваны оказывать финансовую, информационную
и прочие виды поддержки субъектов малого
предпринимательства: Департамент предпринимательства
и потребительского рынка Тульской области,
Тульский областной фонд поддержки малого
предпринимательства, Межведомственная
комиссия по созданию благоприятных условий
для развития малого предпринимательства
при Главном федеральном инспекторе в
Тульской области (МВК), Тульская областная
общественная организация Российского
профсоюза работников среднего и малого
бизнеса, Муниципальный фонд поддержки
малого предпринимательства г.Тулы и др.
В настоящее время в качестве
мер по финансово-кредитной поддержке
со стороны государства предлагаются:
микрозайм (в сумме до 300тыс.руб. сроком
до 6 мес.), финансирование проектов, имеющих
значимый социально-экономический эффект,
из средств федерального и местного бюджетов
(до 1 млн.руб. до 1 года), предоставление
поручительства Тульского областного
фонда поддержки малого предпринимательства
по банковским кредитам с выплатой компенсаций
(субсидий) в размере до 90% его стоимости
(без ограничения суммы на 2-5 лет). Предложения
банков в этой связи более разнообразны:
сроки кредитов – до 5 лет, суммы ограничены
лишь финансовыми возможностями предприятия,
возможны любые комбинации обеспечения.
Очевидно, что государственные
и банковские программы поддержки малого
бизнеса нацелены на получение различных
конечных результатов, тем не менее средства
достижения этих результатов едины, что
однозначно определяет необходимость
выработки совместных четко проработанных
программ и методик поддержки МСП на территории
области.
Кроме мер по финансово-кредитной
поддержки малого бизнеса, целесообразно
применение различных бизнес-технологий,
повышающих эффективность его функционирования.
Одним из способов является применение
аутсорсинга в сфере бухгалтерских услуг.
По мнению С.Е. Шишловой «основное преимущество
использования аутсорсинга бух.учета
– в его удобстве и гарантиях»4. Передача функций ведения
бухгалтерского учета сторонним профессиональным
организациям предоставляет ряд преимуществ
и способствует наиболее эффективному
ведению бизнеса.
1
Г.Н.Франовская. Малый бизнес. Учебное
пособие для вузов.2007.
2 ФЗ №209 от 24.07.2007г.
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в РФ» С изменениями и
дополнениями от:18 октября 2007 г., 22, 23 июля
2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010
г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря
2013 г.
3
Ежеквартальный информационно-аналитический
доклад «Динамика развития малого
предпринимательства в регионах России
в январе-марте 2012 года». Национальный
институт системных исследований проблем
предпринимательства.
4
Шишлова С.Е. Преимущества аутсорсинга
в бухгалтерском учете для малых предприятий
// Актуальные вопросы экономики и управления
на современном этапе развития общества.
Сборник докладов по итогам Международной
научно-практической интернет-конференции.
Под общ. редакцией И.Б. Богородицкого.
– Тула. Изд. ИЗУ ВПА, 2014. С. 115.