Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:41, статья
Характеризуя понятие «менеджмент в образовании», нужно отметить, что в законодательной базе и научно-педагогической литературе основное внимание уделялось управлению образовательной сферой вообще.
В «Государственной программе развития образования на 2011-20 г.г.» одним из приоритетных направлений развития образования в республике обозначено «совершенствование менеджмента в образовании» (1). Согласно обозначенному целевому индикатору Государственной программы к 2020 году 100% руководителей организаций образования пройдут «повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента»(1). Эта же задача поставлена в Стратегическом плане МОН РК и в других не менее важных документах. Но в Законе РК «Об образовании» (2007 г.) в «Общих положениях» нет определения понятия «менеджмент» или «педагогический менеджмент» (2).
Проблемы менеджмента и качества образования в казахстанской системе образования.
Характеризуя понятие «менеджмент в образовании», нужно отметить, что в законодательной базе и научно-педагогической литературе основное внимание уделялось управлению образовательной сферой вообще.
В «Государственной программе развития образования на 2011-20 г.г.» одним из приоритетных направлений развития образования в республике обозначено «совершенствование менеджмента в образовании» (1). Согласно обозначенному целевому индикатору Государственной программы к 2020 году 100% руководителей организаций образования пройдут «повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента»(1). Эта же задача поставлена в Стратегическом плане МОН РК и в других не менее важных документах. Но в Законе РК «Об образовании» (2007 г.) в «Общих положениях» нет определения понятия «менеджмент» или «педагогический менеджмент» (2). Возникает вопрос: Как совершенствовать менеджмент в образовании, если Законом он не определяется и содержание его там не раскрывается?
В настоящий момент складывается новый тип руководителя организацией образования, которого называют менеджером в образовании. Модернизация и быстро осуществляемые перемены в образовании требуют не только обладания академическими навыками менеджмента, но и знаний сущности и характера вводимых изменений законодательной базы, регулирующей образование.
Чтобы дать определение понятию «педагогический менеджмент», рассмотрим сначала, что же такое менеджмент. Во многих исследованиях приводится определение менеджмента из Оксфордского словаря английского языка: «Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки» (3). Эта трактовка менеджмента высвечивает ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического менеджмента. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления.
В книге «Основы менеджмента» авторы А. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют менеджмент как «особый вид управленческой деятельности и область человеческого знания, помогающая осуществлению этой деятельности» (4). В обоих определениях отсутствует личность человека как субъекта управленческого процесса ( кто и кем управляет).
С учетом всех аспектов
понимания менеджмента и
Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно- воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
Педагогический
менеджмент – особый вид
Выделяются два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении: первый уровень – это руководитель и его заместители; Второй уровень или низшее звено управления – это педагоги, учителя. Давно известно, что успешная деятельность учебных заведений зависит от того, кто ими управляет. В наше время особенно важной становится роль руководителя учебного заведения (от директора школы до руководителя колледжа и высшего учебного заведения), который должен уметь не только организовать учебно-воспитательный процесс, но и сделать это максимально эффективно с экономической точки зрения. Сегодня директора школ работают в рыночной среде, современные требования к образованию меняют их позицию в сторону менеджмента, управления, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений, для чего необходима дополнительная квалификация по правовым вопросам, вопросам управления финансов и экономики образовательного учреждения.
Главная задача на современном этапе – это подготовка директоров школ, обладающих стратегическим мышлением и подготовка управленцев, профессионально ориентирующихся в учебно-воспитательном процессе. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования - главной проблемы современной школы.
Для того, чтобы каждый директор стал грамотным и умелым менеджером, необходимо активизировать работу по постоянному повышению квалификации. Повышение квалификации руководителей по управленческим навыкам осуществляется на основе образовательных программ «Менеджер образования» в институтах повышения квалификации работников образования. В связи с осуществляемой в настоящее время модернизацией казахстанского образования и выполнением задачи «совершенствование менеджмента в образовании» (1) необходимо за определенный срок повысить квалификацию всего директорского корпуса школ Казахстана, а также управленцев разных уровней по актуальным проблемам управления образования. Задачи курсов - обучение системному представлению о понятиях менеджмента, его закономерностях в современных тенденциях и особенностях применения в организациях для эффективного развития и функционального управления организацией.
Экономические изменения в стране отразились и изменили процесс управления учебными заведениями. Элементом руководства становится эффективное управление образовательным учреждением, оценивание труда и продуктов педагогической деятельности в рыночных условиях, в условиях различных форм альтернативного, коммерческого образования. Все это предъявляет новые требования к подготовке профессиональных управляющих для системы образования.
Современной школе нужен специалист, владеющий современными образовательными технологиями, с развитыми творческими способностями, владеющий техникой педагогического взаимодействия, педагогического менеджмента.
Несмотря
на предпринимаемые усилия
Современная образовательная ситуация, наряду с традиционными требованиями к выпускнику педагогического образовательного учреждения, выдвигает следующие требования: владение новыми личностно-ориентированными педагогическими технологиями, освоение гуманистического личностно-развивающего типа взаимодействия, готовность к участию в инновационной деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, ведение научно-исследовательского поиска.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
В начале ХХ в. рядом ученых разрабатывались проблемы научной организации труда, тем самым было положено начало становления науки управления, которую стали называть менеджментом.
Факторы, определяющие современный контекст менеджмента: глобализация, интернационализация, проблемы ресурсов, экология, неравномерность социального развития.
Формирование
в нашей стране рыночных отношений,
развитие новых организационно-правовых
форм хозяйственной деятельности вызывают
объективную необходимость
Как показывает
исторический опыт, данный способ в
наибольшей степени соответствует
эффективному использованию
Овладение менеджментом — важнейшее условие повышения эффективности управления любой организацией, в т.ч. и образовательной. Это обусловлено необходимостью подготовки специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных управляющих.
Сегодня менеджмент — обязательная учебная дисциплина, изучаемая при подготовке любого специалиста.
Основными целями и задачами изучения этой дисциплины являются: формирование профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых менеджеру, а также личностных качеств руководителя организации.
Если сравнить понятия «менеджмент» и «управление», то :
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники (4).
Менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).
Менеджмент — понятие менее емкое, чем управление, это одна из его разновидностей.
Менеджмент
применяется к управлению хозяйственной
деятельностью людей в условиях
рынка и свободы предпринимател
Управление же реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью). Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек (5).
Менеджмент — это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.
Исходным моментом организации управления и конечным результатом его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки.
Профессионализм управления предполагает обязательную специальную подготовку руководителя как управленца. Менеджмент — это профессия, и этой профессии необходимо учиться, осваивать технологию управленческого процесса в той или иной области деятельности.
Кроме того, менеджмент предъявляет комплекс требований не только к знаниям, навыкам и умениям менеджера, но и к его личностным качествам.
Итак, важнейшим признаком современного менеджмента является то, что он формирует особый тип руководителя — менеджера.
В основе его деятельности — реализация функций управления, и прежде всего по принятию управленческих решений, организации и контролю их исполнения. Менеджерами в образовании являются первые руководители организаций образования, их заместители, педагоги и другие лица, участвующие в управлении организацией образования или всей системой образования.
Надо полагать, что в Законе «Об образовании» понятие «управление» заменяет понятие «менеджмент», так как подробно описываются понятия «управление системой образования» (Глава 2), «управление организациями образования» (статья 44) и «управление качеством образования» (статья 55). Какое же из этих «управлений» выступает заменителем понятия «менеджмент»? Надо ли понимать задачу Государственной Программы «совершенствовать менеджмент в образовании» как «совершенствовать управление образованием»?
Каждая образовательная система осуществляет два вида взаимосвязанных функций: внешние, основные – оказание образовательных услуг населению и внутренние, вспомогательные, обеспечивающие собственное ее существование и развитие. Соответственно и функции управления могут быть разделены на основные и вспомогательные, обеспечивающие.
Основные функции управления.
- повышение качества (образования),
- повышение доступности (образования),
- повышение
эффективности (
Соответственно, главными направлениями модернизации системы управления образованием должны стать следующие:
- управление качеством;
- управление доступностью;
- управление эффективностью.
Управление
качеством, доступностью и эффективностью
образования существенно
Эти три базовые целевые установки положены как системообразующие основания в основу модернизации систем управления образованием.
Эффективное управление будет иметь место тогда, когда воздействие на все переменные параметры управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность образования (а кроме того – высокий престиж образовательной системы.
В каком из этих установок «управление» выступает синонимом «менеджменту»?
Информация о работе Проблемы менеджмента и качества образования в казахстанской системе образования