Проблемы менеджмента и качества образования в казахстанской системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:41, статья

Описание работы

Характеризуя понятие «менеджмент в образовании», нужно отметить, что в законодательной базе и научно-педагогической литературе основное внимание уделялось управлению образовательной сферой вообще.
В «Государственной программе развития образования на 2011-20 г.г.» одним из приоритетных направлений развития образования в республике обозначено «совершенствование менеджмента в образовании» (1). Согласно обозначенному целевому индикатору Государственной программы к 2020 году 100% руководителей организаций образования пройдут «повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента»(1). Эта же задача поставлена в Стратегическом плане МОН РК и в других не менее важных документах. Но в Законе РК «Об образовании» (2007 г.) в «Общих положениях» нет определения понятия «менеджмент» или «педагогический менеджмент» (2).

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы менеджмента и качества образования.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы менеджмента  и качества  образования в казахстанской системе образования.

                                                  Жетпеисова Н.О. – к.п.н., доцент

Характеризуя понятие «менеджмент в образовании», нужно отметить, что в законодательной базе и научно-педагогической литературе  основное внимание уделялось управлению образовательной  сферой  вообще.

В «Государственной программе развития образования  на 2011-20 г.г.» одним из  приоритетных направлений развития образования в республике   обозначено  «совершенствование менеджмента в образовании» (1).  Согласно обозначенному целевому индикатору Государственной программы к 2020 году 100% руководителей организаций образования пройдут «повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента»(1). Эта же задача  поставлена  в Стратегическом плане МОН РК и в других не менее важных документах. Но  в Законе РК «Об образовании» (2007 г.) в «Общих положениях»  нет определения понятия «менеджмент» или «педагогический менеджмент» (2).  Возникает вопрос: Как совершенствовать менеджмент в образовании,  если    Законом он   не определяется  и содержание его там не раскрывается?

В настоящий  момент складывается новый тип руководителя организацией образования, которого называют менеджером в образовании. Модернизация и быстро осуществляемые перемены в образовании  требуют не только обладания академическими навыками менеджмента, но и  знаний сущности и характера вводимых изменений законодательной базы, регулирующей образование.

 

Чтобы дать определение понятию «педагогический  менеджмент», рассмотрим сначала, что же такое менеджмент. Во многих  исследованиях приводится определение менеджмента из Оксфордского словаря английского языка: «Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки» (3). Эта трактовка менеджмента высвечивает ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического менеджмента. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления.

В книге «Основы менеджмента» авторы А. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют менеджмент как «особый вид управленческой деятельности и область человеческого знания, помогающая осуществлению этой деятельности» (4).  В обоих  определениях отсутствует личность человека как субъекта управленческого процесса ( кто и кем управляет).

С учетом всех аспектов понимания менеджмента и опираясь на индивидуально-личностный подход, мы отдаем предпочтение  следующему определению понятия «педагогический менеджмент».

Педагогический  менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических  приемов управления учебно- воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных  на повышение его  эффективности.

  Педагогический  менеджмент – особый вид управленческой  деятельности в образовательном  учреждении.

  Выделяются два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении:  первый уровень – это руководитель и его заместители; Второй уровень или низшее звено управления – это педагоги, учителя. Давно известно, что успешная   деятельность  учебных заведений зависит от того, кто ими управляет. В наше  время особенно важной становится роль руководителя учебного заведения (от директора школы до руководителя колледжа и высшего учебного заведения), который должен уметь не только организовать учебно-воспитательный процесс, но и сделать это максимально эффективно с экономической точки зрения. Сегодня директора школ работают в рыночной среде, современные требования к образованию  меняют их позицию в сторону менеджмента, управления, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений, для чего необходима  дополнительная квалификация по правовым вопросам, вопросам управления финансов и экономики образовательного учреждения.

Главная задача на современном этапе – это  подготовка директоров школ, обладающих стратегическим мышлением и подготовка управленцев, профессионально ориентирующихся в учебно-воспитательном процессе. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования - главной проблемы современной школы.

Для того, чтобы каждый директор стал грамотным и умелым менеджером, необходимо активизировать работу по  постоянному повышению  квалификации. Повышение квалификации руководителей по управленческим навыкам осуществляется на основе образовательных программ «Менеджер образования» в институтах повышения квалификации работников образования.  В связи с осуществляемой в настоящее время модернизацией казахстанского образования   и выполнением задачи «совершенствование менеджмента в образовании» (1) необходимо за определенный срок повысить квалификацию всего директорского корпуса школ Казахстана, а также управленцев разных уровней по актуальным проблемам управления образования. Задачи курсов - обучение системному представлению о понятиях менеджмента, его закономерностях в современных тенденциях и особенностях применения в организациях для эффективного развития и функционального управления организацией.

Экономические изменения в стране отразились и  изменили процесс управления учебными заведениями. Элементом руководства становится эффективное управление образовательным учреждением, оценивание труда и продуктов педагогической деятельности в рыночных условиях, в условиях различных форм альтернативного, коммерческого образования. Все это предъявляет новые требования к подготовке профессиональных управляющих для системы образования.

Современной школе  нужен специалист, владеющий современными образовательными технологиями, с развитыми творческими способностями, владеющий техникой педагогического взаимодействия, педагогического менеджмента.

 Несмотря  на предпринимаемые усилия многих  работников профессионального образования,  до сих пор в системе высшего и среднего педагогического образования существуют серьезные проблемы в решении задач подготовки учителя, который был бы способен к освоению инноваций в образовании. В качестве наиболее заметных недостатков многими исследователями отмечаются следующие: профессиональная некомпетентность, авторитарный стиль общения с детьми, отсутствие инициативы, творчества (5).

Современная образовательная  ситуация, наряду с традиционными  требованиями к выпускнику педагогического образовательного учреждения, выдвигает следующие требования: владение новыми личностно-ориентированными педагогическими технологиями, освоение гуманистического личностно-развивающего типа взаимодействия, готовность к участию в инновационной деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, ведение научно-исследовательского поиска.

Управление  представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.

В начале ХХ в. рядом  ученых разрабатывались проблемы научной организации труда, тем самым было положено начало становления науки управления, которую стали называть менеджментом.

Факторы, определяющие современный контекст менеджмента: глобализация, интернационализация, проблемы ресурсов, экология, неравномерность социального развития.

Формирование  в нашей стране рыночных отношений, развитие новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают объективную необходимость использования  новых, адекватных и более эффективных  способов управления. В современных условиях таким способом является менеджмент.

Как показывает исторический опыт, данный способ в  наибольшей степени соответствует  эффективному использованию производственных, экономических и социальных ресурсов, обеспечивает адаптацию к факторам внешней среды, конкурентную способность организации.

Овладение менеджментом — важнейшее условие повышения  эффективности управления любой организацией, в т.ч. и образовательной. Это обусловлено необходимостью подготовки специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных управляющих.

Сегодня менеджмент — обязательная учебная дисциплина, изучаемая при подготовке любого специалиста.

Основными целями и задачами изучения этой дисциплины являются: формирование профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых менеджеру, а также личностных качеств руководителя организации.

 

Если сравнить понятия «менеджмент» и «управление», то :

Управление  представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью  которой он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники (4).

Менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой). 

Менеджмент  — понятие менее емкое, чем  управление, это одна из его разновидностей.

Менеджмент  применяется к управлению хозяйственной  деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства.

Управление же реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью). Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек (5).

Менеджмент  — это наука и искусство  управления, т.е. совокупность научных  знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.

Исходным моментом организации управления и конечным результатом его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки.

Профессионализм управления предполагает обязательную специальную подготовку руководителя как управленца. Менеджмент — это  профессия, и этой профессии необходимо учиться, осваивать технологию управленческого процесса в той или иной области деятельности.

Кроме того, менеджмент предъявляет комплекс требований не только к знаниям, навыкам и умениям  менеджера, но и к его личностным качествам.

Итак, важнейшим  признаком современного менеджмента является то, что он формирует особый тип руководителя — менеджера.

В основе его  деятельности — реализация функций  управления, и прежде всего по принятию управленческих решений, организации  и контролю их исполнения. Менеджерами в образовании являются первые  руководители организаций образования, их заместители, педагоги и другие  лица, участвующие в управлении  организацией образования  или всей системой образования.

Надо полагать, что в Законе «Об образовании»  понятие  «управление»  заменяет понятие «менеджмент», так  как подробно описываются понятия «управление системой образования» (Глава  2), «управление организациями образования» (статья 44) и «управление качеством образования» (статья 55).  Какое же из этих «управлений» выступает заменителем  понятия «менеджмент»?    Надо ли понимать задачу  Государственной   Программы «совершенствовать менеджмент в образовании» как  «совершенствовать управление образованием»? 

Каждая образовательная  система осуществляет два вида взаимосвязанных функций: внешние, основные – оказание образовательных услуг населению и внутренние, вспомогательные, обеспечивающие собственное ее существование и развитие. Соответственно и функции управления могут быть разделены на основные и вспомогательные, обеспечивающие.

Основные функции управления.

- повышение  качества (образования),

- повышение  доступности (образования),

- повышение  эффективности (образовательной  системы).

Соответственно, главными направлениями модернизации системы управления образованием должны стать следующие:

- управление  качеством;

- управление  доступностью;

- управление  эффективностью.

Управление  качеством, доступностью и эффективностью образования существенно отличается от всех других функциональных подсистем  управления еще и тем, что в  них (в отличие от традиционного понимания управления) участвуют не только управляющие, но и все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся, родители – каждый на своем месте и своими средствами должен гарантировать требуемый и желаемый уровень качества, доступности и эффективности образования.

Эти три базовые целевые установки положены как системообразующие основания в основу модернизации систем управления образованием.

Эффективное управление будет иметь место тогда, когда  воздействие на все переменные параметры  управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность образования (а кроме того – высокий престиж образовательной системы.

В каком  из этих установок «управление» выступает синонимом «менеджменту»?

                                     Литература

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. 7.12. 2010 года №1118.
  2. Закон РК «Об образовании», 2007 г.
  3. Лошакова, Т.Ф. Управлять - значит приводить к успехам других. / Т.Ф. Лошакова. – Москва : Психологический институт РАО, 1996. – 24 с.
  4. Мескон М.,Хедоури Ф. Альберт М. Основы менеджмента. Пер.с английского. Общ. ред. Евенко. М., Дело, 1996.
  5. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. СПБ Специальная литература. М., 2000.

Информация о работе Проблемы менеджмента и качества образования в казахстанской системе образования