Проблемы российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:40, доклад

Описание работы

Какая же картина в сфере управления наблюдается в нашей стране в настоящее время? По мнению некоторых экспертов, существующие в России модели управления можно поделить на три класса. Первая модель – это менеджмент здравого смысла. Он характерен для руководства малых и средних организаций, выросших из коммерческих структур. Функции менеджера в них сводятся к управлению простыми финансовыми операциями, краткосрочному планированию. Такая модель крайне неэффективна, и фирмы, ее использующие, по мнению экспертов, обречены на вымирание через 5 – 8 лет.

Файлы: 1 файл

мой текст.docx

— 15.17 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Какая же картина в сфере  управления наблюдается в нашей  стране в настоящее время? По мнению некоторых экспертов, существующие в России модели управления можно  поделить на три класса.

Первая модель – это  менеджмент здравого смысла. Он характерен для руководства малых и средних  организаций, выросших из коммерческих структур. Функции менеджера в  них сводятся к управлению простыми финансовыми операциями,  краткосрочному планированию.

Такая модель крайне неэффективна, и фирмы, ее использующие, по мнению экспертов, обречены на вымирание через 5 – 8 лет.

Вторая модель – это  менеджмент, пришедший в Россию иностранными фирмами. На западе, как и на востоке, сложились свои специфические школы управления. Наиболее известными являются американская школа, восходящая своими корнями к Генри Форду и Фредерику Тейлору, европейская школа и патернализм Японии, обладающий мощным социальным содержанием.

Использование технологий этих школ в России также неэффективно, причиной этого является как фрагментарность  вводимых инноваций, так и несовместимость  многих принципов с российским менталитетом.

Третья модель досталась  нам в наследство от советского периода. Модель, функционирующая в условиях планового хозяйствования просто-напросто нежизнеспособна в условиях рыночной экономики. Тем не менее ее отголоски все еще сильны в нашей действительности. Во многом это связано с инертностью российского общественного сознания.

Впрочем, если изучить тактику  менеджмента российского бизнеса  за последние 20 лет, то становится очевидным, что прогресс все же есть.

Если в конце 80-х –  начале 90-х годов XX века господствовал  менеджмент «хищников», когда выживали и развивали бизнес одиночки, инициативные, энергичные, опирающиеся на интуицию и жизненный опыт, чей девиз  был «выжить», то в уже середине 90-х годов ситуация меняется.

Новый тип менеджмента, менеджмент «охотников», провозгласил лозунг «не  отстать». Небольшие фирмы расширялись  и процветали за счет индивидуального  мастерства руководителей, сумевших овладеть специальными знаниями, тактической  гибкостью, имеющих лидерские качества.

После бурных 90-х, когда экономическая  и политическая ситуация стали стабилизироваться, на сцену выходит новый тип  руководства – менеджмент «фермеров». Новая система продуманных решений  и специальных управленческих методов (SWOT– анализ, STEP–анализ, матричные  модели) позволила управлять уже  более крупными компаниями. Новый  менеджмент вывел формулировку целей  деятельности предприятий – «быть  первыми».

Как мы видим, управленческая школа России постепенно становится более систематизированной, более  профессиональной, более гибкой.

Немалую роль в этом играет появление качественной техники  для офисной инфраструктуры.

 

В последнее время предпринимаются  отдельные робкие шаги в этих направлениях. Проанализировав причины низкой эффективности российского менеджмента и возможные пути их устранения, можно предложить концепцию «7 причин – 7 путей».

Итак, основные причины слабости отечественного менеджмента:

1) пассивность руководителей,  их безынициативность;

2)     низкий профессионализм, недостаточная подготовка;

3)     излишняя авторитарность, неумение делегировать полномочия;

4)     косность – неприятие инноваций, модернизаций;

5)     отсутствие комплексного подхода к управлению;

6)     слабое взаимодействие с государством и обществом;

7)     отсутствие корпоративной культуры, низкие условия труда.

Устранив эти причины, можно начать создавать новую  эффективную модель менеджмента. Как  говорили римские мыслители,  «sublatacausa, tolliturmorbus» - устраните причину, тогда пройдет и болезнь. Идя от обратного, можно предложить следующие пути развития менеджмента в России:

1) формирование нового  инициативного поколения менеджеров;

2)     создание крепкой образовательной системы подготовки менеджеров;

3)     большая свобода менеджеров среднего и низшего звена;

4)     широкое внедрение инноваций, современных методик и технологий;

5)     формирование единой теории управления на основе опыта зарубежных стран и при учете российской специфики;

6)     увеличение кооперации государства и бизнеса;

7)     развитие корпоративной культуры, улучшение условий труда.

 

Единственно возможный выход  здесь - это проведение целенаправленной комплексной политики государством при тесном сотрудничестве с бизнесом и интеллектуальной элитой. Только так можно создать современную  эффективную систему менеджмента, которая удовлетворяла бы требованиям  мировых стандартов и при этом сохраняла традиции и учитывала  особенности нашей истории, культуры, экономики.

В любом случае создание сильной системы управления в  нашей стране лишь вопрос времени, но от нас зависит, как скоро начнется возрождение российского менеджмента.


Информация о работе Проблемы российского менеджмента