Процентный риск: виды, методы оценки и хеджирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 10:13, реферат

Описание работы

Современный коммерческий банк представляет собой универсальную кредитную организацию, предоставляющую клиентам огромный спектр услуг. В начале своего возникновения и развития коммерческие банки выполняли лишь традиционные для кредитной организации операции: привлечение депозитов, предоставление кредитов и осуществление расчетов. Но в настоящее время в условиях жесткой конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений, коммерческий банк вынужден расширять диапазон выполняемых операций с целью получения достаточной для нормального функционирования прибыли

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность банковских рисков, их факторы……………………………….4
1.1.Классификация банковских рисков………………………………………….6
2.Пути снижения кредитных рисков в современных условиях…...………….11
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………..……………………………………...18
Задание 2.
Кредитная политика коммерческого банка ( Раскройте понятие «кредитная политика», опишите типичный порядок процедуры кредитования корпоративных клиентов банка, принятые в российской и международной практике методы оценки кредитоспособности заемщиков)………………………………………………………………….….19
Библиографический список …………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Банковский менеджмент.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

         Кредитная политика банка – краеугольный камень банковского бизнеса. Качество кредитной политики и уровень ее проведения предопределяют успех деятельности банка, его устойчивое и стабильное функционирование. Грамотно построенная кредитная политика является базой «долголетия» работы банка.

         Кредитная политика – основная составляющая часть банковской политики, которая включает в себя также депозитную политику, кадровую политику, техническую и пр.

          Кредитная политика сочетает в себе анализ и размещение привлеченных ресурсов по различным направлениям: группам заемщиков, срокам размещения, процентной политике, формированию резервов, списанию безнадежных долгов, пролонгации кредитных договоров, приобретению ценных бумаг, инвестированию средств в перспективные проекты, в том числе государственные коммерческие проекты, участию в капитале других кредитных учреждений или предприятий-партнеров и т.д.

        Основными в реализации кредитной политики банка являются учет и минимизация различных видов рисков, таких как:

•кредитный, или риск невозврата средств банку;

•рыночный, связанный с изменением цен;

•процентный, обусловленный неблагоприятным изменением процентных ставок;

•операционный, вызванный нарушениями процесса внутреннего контроля и управления банком;

•правовой, связанный с судебными разбирательствами и претензиями в адрес банка;

•риск потери ликвидности, обусловленный возможным невыполнением банком своих обязательств;

•риск потери репутации банка;

•инфляционный риск;

•риск наличия альтернативных сфер вложения финансовых ресурсов и т.д.

Стратегия банка - это способ использования определенных инструментов и методов для реализации политики банка. Кредитная стратегия может заключаться в проведении анализа по следующим основным направлениям:

  • Оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля;
  • Учет степени риска;
    • Диверсификация операций банка: по секторам экономики, видам операций и услуг с тем, чтобы снизить общий кредитный риск банка;
  • Создание резервов на покрытие потерь по кредитам;
  • Тщательный контроль и надзор за проблемными ссудами.

Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

Прежде всего формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

- приемлемые для банка виды  ссуд

- ссуды, от которых банк рекомендует  воздерживаться

- предпочтительный круг заемщиков

- нежелательные для банка заемщики  по различным категориям

- география работы банка по  кредитованию

- политика в области выдачи  кредитов работникам банка

- ограничение размеров ссуд  по различным категориям заемщиков

- политику банка в области  управления кредитным риском , ревизий  и контроля.

Кредитный процесс состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется тщательный анализ кредитных заявок. После предоставления кредита начинается второй этап кредитного процесса — мониторинг кредитного портфеля, смысл которого заключается в контроле за текущей деятельностью заемщика и выявлении на ранней стадии problem loans, т. е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс  и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному работнику не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон  «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 12.06.2008 г № 85-ФЗ.) /сайт www.cbr.ru
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 ( в ред.ФЗ-248 от 02.11.2007 г.) /сайт www.cbr.ru
  3. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И « Об обязательных нормативах банков» в ред. Указания ЦБ РФ от 14.06.2007 г. № 1838-У /сайт www.cbr.ru
  4. Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29 марта 2004 г. № 255-П в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2007 г.№ 1827-У/сайт www.cbr.ru
  5. Указание оперативного  характера ЦБ РФ « О типичных банковских рисках» от 23 июня 2004 г. № 70-Т. /сайт www.cbr.ru
  6. Положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 г. № 2-П в ред. Указания ЦБ РФ от 02.05.2007 г. № 1823-У /сайт www.cbr.ru
  7. Масленчеков Ю.С. Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке// Финансовый менеджмент: теория и практика/ под. ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2006. 487 с.
  8. Лаврушин О. И. Банковское дело : современная система кредитования . Учеб. пособие для вузов / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко; под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2-е. М.: Кнорус, 2006. 256 с.

 

 

 


 



Информация о работе Процентный риск: виды, методы оценки и хеджирования