Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 10:13, реферат
Современный коммерческий банк представляет собой универсальную кредитную организацию, предоставляющую клиентам огромный спектр услуг. В начале своего возникновения и развития коммерческие банки выполняли лишь традиционные для кредитной организации операции: привлечение депозитов, предоставление кредитов и осуществление расчетов. Но в настоящее время в условиях жесткой конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений, коммерческий банк вынужден расширять диапазон выполняемых операций с целью получения достаточной для нормального функционирования прибыли
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность банковских рисков, их факторы……………………………….4
1.1.Классификация банковских рисков………………………………………….6
2.Пути снижения кредитных рисков в современных условиях…...………….11
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………..……………………………………...18
Задание 2.
Кредитная политика коммерческого банка ( Раскройте понятие «кредитная политика», опишите типичный порядок процедуры кредитования корпоративных клиентов банка, принятые в российской и международной практике методы оценки кредитоспособности заемщиков)………………………………………………………………….….19
Библиографический список …………………………………………………….
Кредитная политика банка – краеугольный камень банковского бизнеса. Качество кредитной политики и уровень ее проведения предопределяют успех деятельности банка, его устойчивое и стабильное функционирование. Грамотно построенная кредитная политика является базой «долголетия» работы банка.
Кредитная политика – основная составляющая часть банковской политики, которая включает в себя также депозитную политику, кадровую политику, техническую и пр.
Кредитная политика сочетает в себе анализ и размещение привлеченных ресурсов по различным направлениям: группам заемщиков, срокам размещения, процентной политике, формированию резервов, списанию безнадежных долгов, пролонгации кредитных договоров, приобретению ценных бумаг, инвестированию средств в перспективные проекты, в том числе государственные коммерческие проекты, участию в капитале других кредитных учреждений или предприятий-партнеров и т.д.
Основными в реализации кредитной политики банка являются учет и минимизация различных видов рисков, таких как:
•кредитный, или риск невозврата средств банку;
•рыночный, связанный с изменением цен;
•процентный, обусловленный неблагоприятным изменением процентных ставок;
•операционный, вызванный нарушениями процесса внутреннего контроля и управления банком;
•правовой, связанный с судебными разбирательствами и претензиями в адрес банка;
•риск потери ликвидности, обусловленный возможным невыполнением банком своих обязательств;
•риск потери репутации банка;
•инфляционный риск;
•риск наличия альтернативных сфер вложения финансовых ресурсов и т.д.
Стратегия банка - это способ использования определенных инструментов и методов для реализации политики банка. Кредитная стратегия может заключаться в проведении анализа по следующим основным направлениям:
Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.
Прежде всего формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.
Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:
- приемлемые для банка виды ссуд
- ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться
- предпочтительный круг
- нежелательные для банка
- география работы банка по кредитованию
- политика в области выдачи кредитов работникам банка
- ограничение размеров ссуд
по различным категориям
- политику банка в области управления кредитным риском , ревизий и контроля.
Кредитный процесс состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется тщательный анализ кредитных заявок. После предоставления кредита начинается второй этап кредитного процесса — мониторинг кредитного портфеля, смысл которого заключается в контроле за текущей деятельностью заемщика и выявлении на ранней стадии problem loans, т. е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.
1. Финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:
– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному работнику не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
Библиографический список
Информация о работе Процентный риск: виды, методы оценки и хеджирования