Процесс принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

В первой главе данной работы, автор постарался описать содержание процесса принятия управленческого решения и классификацию управленческих решений. Во второй главе проанализировал факторы, оказывающие влияние на принятие решений. В третьей главе рассмотрел методы научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 4
2. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 11
3. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)


министерство  образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«тюменский  государственный нефтегазовый университет»

институт менеджмента  и бизнеса

кафедра «менеджмент в топливно-энергетическом комплексе»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Теория  менеджмента»

на тему

«Процесс принятия решений»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. МДМбз-11-1

Минкин Евгений Михайлович

Проверил:

Теньковская С. А.

ассистент кафедры МТЭК


 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Принятие решений –  составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Менеджеру известно, что  хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

В первой главе данной работы, я постарался описать содержание процесса принятия управленческого  решения и классификацию управленческих решений. Во второй главе проанализировал  факторы, оказывающие влияние на принятие решений. В третьей главе рассмотрел методы научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.

1. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИНЯТИЯ  РЕШЕНИЙ

 

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

- выработку и постановку  цели;

- изучение проблемы на основе получаемой информации;

- выбор и обоснование  критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого  решения;

- обсуждение со специалистами  различных вариантов решения  проблемы (задачи);

- выбор и формулирование  оптимального решения;

- принятие решения;

- конкретизацию решения  для его исполнителей.

Процесс принятия решений. Это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Наиболее целостное  и наглядное представление о  процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и  порядок их следования.


Рис. 1.1 Стадии принятия решения

 

Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий:

- подготовка решения;

- принятие решения;

·-реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения  осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;

- производится отбор  критериев выбора оптимального  решения; 

- выбор и принятие  наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители, либо ответственные в принятии решения обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Проблема выбора решения  одна из важнейших в современной  науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

- обоснованность решения; 

- оптимальность выбора;

- правомочность решения;

- краткость и ясность; 

- конкретность во времени; 

- адресность к исполнителям;

- оперативность выполнения.

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:

- по функциональному  содержанию;

- по характеру решаемых  задач (сфере действия);

- по иерархии управления;

- по характеру организации  разработки;

- по характеру целей;

- по причинам возникновения;

- по исходным методам  разработки;

- по организационному  оформлению.

Управленческие решения  могут быть классифицированы по функциональному  содержанию, т.е. по отношению к общим  функциям управления, например:

- решения плановые;

- организационные;

- контролирующие;

- прогнозирующие.

Обычно такие решения  затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных  элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации  разработки решений выделяются следующие  управленческие решения:

- единоличные;

- коллегиальные;

- коллективные.

Предпочтение способа  организации выработки управленческого  решения зависит от многих причин:

- компетентности руководителя;

- уровня квалификации  коллектива;

- характера задач; 

- ресурсов и т.д.

По характеру целей  принимаемые решения могут быть представлены как:

- текущие (оперативные);

- тактические;

- стратегические.

По причинам возникновения  управленческие решения делятся  на:

- ситуационные, связанные  с характером возникающих обстоятельств;

- по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

- программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

- инициативные, связанные  с проявлением инициативы системы,  например в сфере производства  товаров, услуг, посреднической  деятельности;

- эпизодические и периодические,  вытекающие из периодичности  воспроизводственных процессов  в системе (например, сезонности  сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических  работ).

Важным классификационным  подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:

- графические, с использованием  графоаналитических подходов (сетевых  моделей и методов, ленточных  графиков, структурных схем, декомпозиции  больших систем);

- математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

- эвристические, связанные  с широким использованием экспертных  оценок, разработки сценариев, ситуационных  моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

- жёсткие, однозначно  задающие дальнейший путь их  воплощения;

- ориентирующие, определяющие  направление развития системы;

- гибкие, изменяющиеся  в соответствии с условиями  функционирования и развития  системы;

- нормативные, задающие  параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения, принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они  имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.

Инертные решения, становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения  характеризуются тщательностью  оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для стратегического  и тактического управления любой  подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

2. ФАКТОРЫ,  ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИНЯТИЕ  РЕШЕНИЙ

 

Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Для удобства и эффективности, факторы делятся на личностные и средовые.

Личностные факторы привносит лицо, принимающее решение, или группа лиц. Так, от стиля управления руководителя зачастую зависит и то решение, которое он выберет из равных альтернатив. Исследователи выделяют следующие личностные факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность:

- личностные оценки руководителя;

- поведенческие ограничения;

- культурные различия

Ниже рассмотрим их подробнее.

Личностные оценки руководителя.

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Второй момент состоит в том, что принятие решения — это психологический процесс. Как утверждают психологи, человеческое поведение не всегда логично. Иногда человеком движет логика, иногда — эмоции и чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Одним из примеров абсолютно нелогичных действий являются интуитивные решения.

Информация о работе Процесс принятия решений