Процесс стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Файлы: 1 файл

инновац менеджмент.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФГБОУ ВПО «ТВЕРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Экономический факультет

 

 

Контрольная работа по инновационному менеджменту

на тему: «Процесс стратегического планирования».

 

 

 

 

Выполнила студентка 51 группы

Сусаенкова Н.А.

Дата представления

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2012.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Риск является элементом  результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который  обусловлен наличием ряда факторов, воздействие  которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. Предпринимательство связано с  неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из много вариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение  предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной  деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, однако, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риска инновационном  предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих  при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий  в инновационном предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:

- риски ошибочного выбора  инновационного проекта;

-  риски не обеспечения  инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;

- маркетинговые риски  текущего снабжения ресурсами,  необходимыми для реализации инновационного проекта:

- маркетинговые риски  сбыта результатов инновационного  проекта;

- риски неисполнения хозяйственных  договоров (контрактов);

- риски возникновения  непредвиденных затрат и снижения  доходов: - 

- риски усиления конкуренции:

- риски, связанные с  недостаточным уровнем кадрового  обеспечения;

- риски, связанные с  обеспечением прав собственности  на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения  риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, то в этом случае долгосрочная экономическая цель реализации инновационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта не будет достигнута.

Специалисты также могут  ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть произведены определенные расходы для осуществления первоначальной цели проекта и при изменении характера инновационного проекта эти расходы окажутся излишними, и кроме этого возникнет потребность в дополнительных, ранее не предусматривавшихся расходах.

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем

финансирования включают в себя нижеследующие.

1. Риск неполучения средств,  необходимых дли разработки инновационного  проекта. Данный риск характерен  для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет привлечь инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование проекта, второй - опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств, в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как  правило, действуют десятки и  сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации. Причинами возникновения данного  вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции; появление на рынке производителей из других отраслей. Предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма; появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных  экспортеров.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный  проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий  патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает  в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, технологии.

Упущения при проведении патентной политики предприятия  могут свести па нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

В некоторых случаях предприятия  в целях экономии средств проводят патентование изобретений па относительно короткий срок (в соответствии с вышеназванным законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на использование данных инноваций. Риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайновые и маркетинговые решения, - это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично.

Следующая группа рисков, возникающих  в процессе инновационной деятельности, - это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и предприятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам,по качеству предоставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта  разработанного инновационного проекта включают следующие:

• риск недостаточной сегментации  рынка, который чаше всего возникает  при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;

• риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:

а) когда спрос на новшество  на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;

б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве  недостаточно сформировалась;

в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;

г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;

• риск ошибочного выбора стратегии  продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Анискин, Ю.А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №7. - С. 73-83. 
  2. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент / М.А. Гершман. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 482 с.
  3. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2007 - 584 с.
  4. Куликова, Е.Е. Управление рисками: инновационный аспект / Е.Е. Куликова. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008 - 112 с.
  5. Попова, В.Л. Управление инновационными проектами / В.Л. Попова. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
  6. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2007. - 378 с.

 


Информация о работе Процесс стратегического планирования