Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:40, лекция
Свойства процесса управления.
1. Пунктуация (Изменчивость)
Данное свойство процесса управления отражает необходимость и возможность отступления от правил.
2. Непрерывность
Характеризует динамику управленческих процессов.
3. Дискретность
Дополняет свойство непрерывности, в определенной мере противостоит ему и проявляется в неравномерности протекания управленческого процесса.
Свойства процесса управления.
1. Пунктуация (Изменчивость)
Данное свойство процесса управления отражает необходимость и возможность отступления от правил.
2. Непрерывность
Характеризует динамику управленческих процессов.
3. Дискретность
Дополняет свойство непрерывности,
в определенной мере противостоит ему
и проявляется в
4. Свойство необходимой последовательности этапов.
В зависимости от характера возникшей проблемы и от существующей в этот момент ситуации, процесс управления может начинаться с разных этапов, каждый из них обязательно учувствует в выработке решений и последовательности этапов, их очередность определяется менеджером.
5. Свойство цикличности.
Характеризует повторяющуюся последовательность этапов, любое решение
затрагивает этот цикл. Стандартные проблемы занимают малое время. По
сложным и комплексным проблемам он может растянуться на годы.
6. Инерционность.
Характеризует запаздывание управленческих решений. Своевременно принятое
решение это основа преуспевающей, эффективной организации. Запоздалое решение
имеет нулевую ценность.
Типы процесса управления.
1. Линейный тип.
Характеризуется строгой последовательностью прохождения всех этапов.
Используется в условиях полной и достаточной определенности по
типовым ситуациям и повторяющимся или элементарным решениям.
Целеполагание-Определение ситуации-Определение проблемы-Решение
2. Корректируемый тип.
Используется в условиях недостаточной определённости (неполноты инфы), которая может быть устранена лишь последовательной корректировкой предыдущего этапа после прохождения последующего.
3. Разветвленный тип.
Его особенность заключается
в методологическом разделении действий
по управлению (принятию решений). Используется
при необходимости
4. Ситуационный тип.
Начинается как бы с ситуации из которой исходит поиск проблем и разработка решения. Данный тип управления используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующий этапов. При этом сначала формируется предварительная цель воздействия. К уточнению которой, возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы и даже разработке решения. Ситуационная технология довольно распространена в современном менеджменте, т.к. позволяет принимать решения в условиях недостатка времени и инфы, что весьма важно для организации функционирующей в динамично изменяющийся среде.
5.Поисковый тип.
Исходит из полной ясности цели воздействия, но невозможно достаточно хорошо оценить ситуацию и следовательно сформулировать основную проблему. Данный тип управления целесообразен при отсутствии соответствующих показателей или недостатка характеристик отражающих реальное положение системы. В этом случае решение разрабатывается на основе цели, а уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по поставленной цели с учетом уточненных параметров ситуации.
6. Целевой тип.
Его особенностью является преобладающее влияние цели на все этапы процесса управления. При этом необходима не только научно обоснованная формулировка цели, но и создание соц-психологической атмосферы понимания и принятия данной цели в системе управления.
Основные функции менеджмента | Приоритетные средства воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресы, результат, инфа.
Стратегополагание Стратегия, тактика, иновация, потенциал, ресы, организация, инфа.
Планирование Гипотеза, планирование, прогноз, программа, план.
Регулирование Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины и лицензии.
Организация Процесс, система, структура, технологии, ресы, коммуникации, инфа.
Координация Соглсование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость.
Мотивация и активизация Потребности, интересы, мотивы, методы ожидания, установки, власть.
Стимулирование Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера.
Гуманизация Этика, культура, традиция, образованность, правовое сознаниеЮ профессионализм.
Корпоративность Ценности, атмосфера, лидерство, убеждение,климат совместимость, карьера.
Контроль Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ.
Оценка Показатели, критерии, процедуры, экспертиза.
Целеполагание как основная
функция менеджмента
Стратегополагание ориентирует производство на хоз. систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и цели.
Планирование представляет виды деятельности по формированию средства воздействия обеспечивающие единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.
Регулирование это вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению к условия проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию гос. и рыночных регуляторах. Данная функция выполняет роль адаптации менеджмента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс. И реагируемой на изменение макроэкономических параметров.
Организация представляет собой вид деятельности по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, и создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления.
Координация представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочиванию объединённых общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хоз-ых организациях.
Координация рассматривается как дополнение и расширение функций организации. В процессе данной функции осуществляется координация преимущественно в внешних связях руководителей в высших уровней отраслевого, регионального и муниципального.
Мотивация связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.
Стимулирование это функция
менеджмента связанная с
Гуманизация отражает соц. характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента не только фактор производства и средства достижения цели, но и цель менеджмента.
Корпоративность включает виды деятельности по формированию корпоративной системы, целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, через осознание общностей и интересов, по формированию корпоративной культуры фирмы, ее соц-псих-ого климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации управления, при котором имеет место широкое участие персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом данного вида деятельности должна стать социальная экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух и настроенность на нововведения.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности связанные с формированием инфы о состоянии и функционирования объекта управления, с анализом инфы о процессах в производственно-хоз-ых системах и результатах деят. (анализ), с работой по диагностике и оценке в процессах развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использований средств и методов управления. Функцию контроля исходя из ее рои в процесс управления называют функцией обратной связи менеджмента с субъектом управления.