Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:25, реферат
Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким образом,процесс управления является общей суммой всех функций.
процессы и функции управления менеджмента.
Управление следует
рассматривать как процесс. Процесс управлени
Функции управления - это относительно
самостоятельные, однородные, специализированные
и обособленные виды управленческой деятельнос
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.
102
Однако,
несмотря на разнообразие функций
управления в организации, существуют
однородные виды деятельности. Так, почти
сто лет назад А. Файоль выделил шесть
основных видов деятельности, или операций,
в организации производства и управления предприятием, которые
приходится выполнять управленческому перс
- технические;
- коммерческие;
- финансовые;
- защитные (по охране);
- бухгалтерские (счетные);
- административные.
К числу административных операций, по А. Файолю, относятся следующие пять:
- предвидение
(прогноз и составление
- организация (создание двойного организма фирмы - материального и социального);
- распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);
- согласование
(или координация, т. е.
- контроль исполнения.
В современных работах по теории менеджмента вместо устаревшего понятия "административные операции" предпочитают говорить о функциях управления.
Современные
исследователи разработали
Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.
103
Многие
авторы выделяют из всей совокупности функций
управления те функции, которые
- являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации;
- не
зависят от объекта, так как
применимы к любым социально-
В связи с этим данные функции управления называют общими.
Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:
• планирование (выбор целей и план действий по их достижении);
• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
• мотивация (стимулирование
исполнителей к осуществлению
• контроль (соотнесение
реально достигаемых или
• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Следует заметить,
что перечисленные общие функци
Указанные общие функции
управления объединены связующими процессами коммуник
Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления.
104
Рис. 3.1. Схема процесса управления 3.1.1. Планирование
Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.
Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.
Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:
- где мы находимся
в настоящее время? Менеджеры
должны оценить сильные и
- куда
мы хотим двигаться? Менеджеры
должны, оценивая возможности и
угрозы в окружающей
105
- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.
Планирование можно классифицировать по следующим признакам:
- по степени охвата;
- по предмету планирования;
- по сфере функционирования;
- по срокам;
- по содержанию планирования и т. д.
Основные задачи планирования деятельности организации:
- выбор
оптимальной стратегии
- обеспечение
устойчивости функционирования
- формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;
- комплексное обеспечение выполнения планов;
- формирование
организационно-технических и
- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;
- стимулирование выполнения планов.
К главным
принципам планирования относятся
все научные подходы к
К дополнительным принципам планирования относятся:
- ранжирование объектов по их важности;
- точность;
- сбалансированность плана;
- гибкость;
- вариантность плана;
- непрерывность;
106
- экономическая обоснованность показателей;
- преемственность
стратегического и текущего
- единство (означает связь планируемого звена с организацией в целом);
- автоматизация планирования;
- согласованность плана с параметрами внешней среды;
- участие
(тех, кого план
- социальная ориентация плана;
- обеспечение
обратной связи системы
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
• анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
• установление целей и задач;
• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
• оценку альтернативных вариантов плана;
• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегическоеуправление и планирование будет рассмотрено в 4-й главе.
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.
107
Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев).
Бизнес-план разрабатывается в следующих основных случаях:
- при
освоении новых сфер
- при создании новых видов бизнеса;
- при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;
- при
приватизации государственных
- при открытии организаций;
- при внедрении новых продуктов;
- при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.
Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны знакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обращать внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.
Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.
Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует:
• ставить реальные цели;
• показывать пути их достижения;
• определять необходимые ресурсы. Разделами бизнес-плана являются:
1) краткое содержание;
2) историческая справка;
3) основные продукты и/или услуги;
108
4) анализ рынка и маркетинг;
5) производство;
6) управление;
7) организация и персонал; 8)собственность;
9) финансовый анализ; 10)риски и доходы;
11) задачи и основные этапы;
12) приложения.
Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.
Информация о работе Процессы и функции управления менеджмента