Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 21:29, реферат
Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.
Целью данной работы является изучение понятия, сущности и основных черт рисков внешнеэкономической деятельности, а также их классификации и причин возникновения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И УСЛОВИЯ ВОНИКНОВЕНИЯ РИСКОВ В ВЭД ……………..………………………………………………………………6
Понятие ВЭД…………………………………………………………...6
Определение рисков в ВЭД……………………………………………7
Классификация основных видов рисков ВЭД……………………...10
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ……...18
2.1 Процессы управления рисками………………………………………18
2.2 Методы управления рисками………………………………………...19
2.3 Страхование рисков в ВЭД…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
- возникающие за рубежом.
По отношению к возможности воздействия на риск делятся на:
- управляемые фирмой;
- косвенно управляемые;
- неуправляемые.
Рассмотрим подробно основные виды общих рисков ВЭД.
Страновые риски:
Страновые риски связаны с особенностями страны – партнера и подразделяются на политические и макроэкономические.
Политические риски. Это возможность возникновения убытков или сокращения ожидаемой прибыли вследствие государственной политики. Их можно подразделить на четыре группы:
- риск национализации и экспроприации;
- риск трансферта, связанный с ограничениями на конвертирование национальной валюты;
- риск разрыва контракта из-за действий страны, в которой находится контрагент;
- риск военных действий и гражданских беспорядков.
Политические риски играют особую роль в странах с нестабильной политической ситуацией.
Макроэкономические риски. Эти риски связаны с платежеспособностью страны-дебитора. При их анализе и оценке необходимо учитывать макроэкономические показатели страны и ее рыночного потенциала. К ним относятся: внутренняя экономика страны, экономика страны-партнера, задолженность. Информацию о страновых рисках можно получить из публикаций консалтинговых фирм, специализирующихся на оценках рисков. Ряд из них, в основном зарубежные, («Frost and Sullivan Inc.” ,” Business International Corporation” ,” BERI “ и др.) публикуют отчеты по инвестиционному климату в зарубежных странах и политические риски. Они могут включать различные индексы, главные из которых:
1. Индекс политического риска.
2. Индексы текущей экономической ситуации.
3. Индексы возможностей для
4. Индексы возможностей
Риск выбора и надежности партнера:
При заключении внешнеэкономического контракта основным риском является надежность парнера. Чтобы проверить его, существуют две возможности: оценить самостоятельно или воспользоваться услугами других организаций. Это зависит от желания и финансовых возможностей.
Получить справку о предполагаемом партнере можно из нескольких источников: торгово-промышленной палат, банков, имеющих лицензии на проведение валютных операций. В их картотеках имеются сведения о тысячах зарубежных фирм, банков, страховых компаний, фондовых биржах и т.п.
Кроме этого, информацией об экспорте и импорте своих стран обеспечивают посольства и представительства торговых палат этих стран.
Справочник для бизнесменов «Адрес - Европа» содержит сведения о 150 000 изготовителей в 15 странах, а справочник «Зарубежные производители» предлагает перечень фирм с указанием их местонахождения, фамилией владельцев, телефонов и фамилией лиц, ответственных за связи с потребителями. С этой же целью можно воспользоваться информационными базами типа «Интерконсультант», содержащими сведения о мировых компаниях и их продукции. В последние годы широко применяется INTERNET. Такая информация надежна, но дорога. Поэтому иногда лучше пользоваться своими силами. Американские бизнесмены практикуют правило пяти «си», по которому о партнере нужно знать:
- Характер (character );
- Финансовые возможности (capacity);
- Имущество (capital);
- Обеспечение (collateral);
- Общие условия (conditions);
Еще один надежный способ избежать ошибок при выборе партнера - собственная система сбора и анализа информации о предполагаемом партнере. В качестве образца в этом случае можно использовать систему Due Diligеnce – «должного внимания», практикуемую на Западе. Один из инструментов этой системы - анкета, включающая необходимые вопросы о партнере.
Маркетинговые риски:
Эти риски связаны с возможностью продвижения товаров на рынки сбыта. Основные виды маркетинговых рисков: информационный, инновационный, отраслевой.
Информационный риск - это риск неопределенности или недостоверности информации , которая может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и информации о состоянии рынка предлагаемых товаров и услуг.
Отраслевой риск - это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии в отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.
Инновационный риск - это возможность потерь при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти спроса на рынке.
Степень возможности проявления маркетинговых рисков велика, а уровень возможных финансовых потерь может составлять значительные суммы. Поэтому вопрос об оценке маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения ВЭО.
Транспортные риски:
Эти риски классифицируются согласно «Международным коммерческим условиям» - «Инкотермс-90» по двум признакам: степени и ответственности и подразделяются на четыре группы: E, F, C и D.
Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (EX Works, EXW). Риски принимает на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от продавца до конечного пункта принимается покупателем и его банком.
Группа F содержит три ситуации передачи ответственности и рисков:
- FCA (Free carrier) - риск и ответственность продавца и его банка переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
- FAS (Free Alongside Ship) - ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
- FOB (Free on Board) - продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.
Группа С включает ситуации, когда продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля.
- CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель, Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля;
- CIF (Cost, Insurance and Cost and Freight) - то же, что и CFR, но дополнительно продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
- CPT (Carrier Paid To) - продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент, обычно какой-то промежуточный пункт, риски полностью переходят от продавца к покупателю;
- CIP (Freight/Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит страховку товара.
Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца.
- DAF ( Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до государственной границы. Далее риски переходят на покупателя;
- DES ( Delivered Ex Ship) – передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
- DEQ ( Delivered Ex Quay) – передача рисков продавцом покупателю происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
- DDU ( Delivered Duty Unpaid) – продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и прочее товара до определенного договором места на территории покупателя;
- DDP ( Delivered Duty Paid) – продавец отвечает за транспортные риски до места, определенного покупателем, но последний оплачивает их5.
Риски могут перейти от продавца к покупателю раньше, если покупатель по каким-либо причинам не принимает товар или не может произвести оплату в срок. Основная ошибка, влекущая финансовые убытки субъекта ВЭД, это неправильное определение в контракте момента перехода риска от продавца к покупателю. Кроме того, существуют риски, связанные с выбором транспортного средства. Управлением этого типа рисков занимаются страховые компании.
Коммерческие риски:
Это риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг. К ним относятся: риск отказа регистрации товара в стране ввоза, риск упущенной выгоды, риск прямых финансовых потерь и другие. Основные их причины: падение спроса на товар, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены, снижение объемов закупок, потери товара и многое другое. Степень возможности возникновения коммерческих рисков составляет около 20% всех прочих рисков и зависит от каждой конкретной ситуации. Анализ данного вида рисков является сложной задачей и проводится в комплексе с оценкой маркетинговой ситуации и маркетинговых рисков. Эти риски связаны со всем ходом проведения основных этапов сделки и могут повлечь за собой возникновение многих других рисков, которые все вместе могут дать потери, в несколько раз большие суммы контракта.
Таможенные риски:
В структуре рисков ВЭД таможенные риски занимают одно из ведущих мест. В эту группу рисков входят:
- Риски, связанные с несвоевременной сертификацией товаров;
- Риски неправильного расчета таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.п.;
- Риски несоблюдения требований по заполнению документов ВЭД;
- Риски выбора транспортного средства, не отвечающего требованиям Таможенной конвенции МДП.
Один из наиболее отрицательных факторов, которые несут в себе эти риски, временной. Это особенно важно, когда товар уже пересек границу. Убытки определяются просрочкой поступления средств на расчетный счет таможни и проведением сертификации. Чем дольше это время, тем больше убытки из-за простоя транспортных средств и штрафов за просрочку платежей. Другой важный фактор – информационный6.
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
2.1 Процессы управления рисками
Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков.
Идентификация рисков – это первая стадия процесса управления ими. На этом шаге выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой. Выявленные риски классифицируются по группам (например, могут быть определены следующие категории рисков: финансовые, технологические, политические, профессиональные, форс-мажор и т.д).
На этапе анализа производится оценка рисков. Здесь подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков. После этого риски группируются по степени важности и выделяются наиболее важные из них, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока ведения проекта.
После идентификации и анализа рисков на стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблем и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации
Задачей этапа контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий. На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль выполнения проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисков.
По ходу проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта.
2.2 Методы управления рисками
Контроль над риском составляет существенную
часть успешной торговли.
Эффективное управление риском требует
не только внимательного наблюдения за
размером риска, но также стратегию минимизации
убытков. Для борьбы с рисками применяются
известные методы управления. Для уменьшения
производственных рисков (например, невыполнения
плановых заданий по объему и качеству
выпускаемой продукции) разрабатываются
соответствующие организационно-технологические
мероприятия, включающие систему текущего
и оперативно-календарного планирования,
систему управления качеством и другие
аналогичные мероприятия, имеющие целью
создание на предприятии системы, исключающей
невыполнение плановых заданий в срок
и надлежащее качество продукции. Для
снижения других рисков разрабатываются
адекватные мероприятия, главным критерием
которых является их эффективность, т.
е. отношение результата (уменьшение убытков
или прирост прибыли) к затратам на их
осуществление.
Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:
1. Страхование.
2. Хеджирование как метод
3. Применение различных форм
и методов расчетно-кредитных
отношений, сводящих к минимуму
риск неплатежа за