Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:15, реферат
Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю и глубокие традиции, отражающие специфические требования к личности менеджера. Массовый характер профессии и ее традиционная значимость наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер.
12.1. Требования к личности менеджера
1. Функциональный подход
2. Личностный подход
3. Ситуационный (поведенческий) подход
Литература
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
МЕНЕДЖЕРОВ
12.1. Требования к личности менеджера
Профессиональная управленческая деятельность
имеет давнюю историю и глубокие традиции,
отражающие специфические требования
к личности менеджера. Массовый характер
профессии и ее традиционная значимость
наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию
зависимости жизнеспособности организаций
от эффективности управления побуждают
к уточнению и систематизации представлений
о том, каким должен быть профессиональный
менеджер.
Структура анализируемого в данной главе
материала определяется положениями концепции
психологического обеспечения профессиональной
деятельности (Г. С. Никифоров, 1991), согласно
которой процесс профессионализации включает
в себя разрешение органично взаимосвязанных,
распределенных во времени и последовательно
сменяющих друг друга психологических
проблем, в частности профессионального
самоопределения и отбора («вход» в профессию),
а также профессиональной подготовки
и повышения квалификации. Профессиональный
отбор проводится по определенным критериям,
которые основываются на принятых в культуре,
отрасли, конкретной организации представлениях
о личности менеджера.
Общим для всех существующих подходов
к определению нормативной модели эффективного
руководителя является стремление обнаружить
закономерные отличия эффективного менеджера
от неэффективного. Различия между подходами
определяются представлениями о том, гдеследует искать
эти отличия: в способностях, чертах характера,
стиле руководства, особенностях мотивационной
сферы или в предыдущем опыте. Множество
существующих подходов можно объединить
в три основные группы: функциональный,
личностный и ситуационный.
1. Функциональный подход
Здесь основным для выработки требований
к эффективному менеджеру является определение
его функций. При этом базой для выделения
функций, под которыми понимается совокупность
однородных задач, решение которых необходимо
для обеспечения нормальной жизнедеятельности
системы (А. А. Свенцицкий, 1986), выступает
структура деятельности менеджера. Известные
теоретики менеджмента П. Дракер и В. Ньюмен
разделяют все множество функций руководителя
на технические функции и функции управления
людьми. В. Ф. Рубахин и А. В. Филиппов выделяют
общие (определение целей и основных направлений
деятельности организации) и специальные
(планово-экономические, кадровые, технологические)
функции. Как правило, развернутые перечни
функций не имеют принципиальных различий
между собой. К немногочисленным исключениям
относятся взгляды, утверждающие многофункциональный
характер деятельности менеджера. В большинстве
случаев функциональные характеристики
деятельности менеджеров связаны с осознанием
и формулированием миссии организации,
постановкой целей и их последующей конкретизацией
в задачах, управлением ресурсами, необходимыми
для достижения целей, контролем процессов
во внешней и внутренней среде организации.
Обобщая перечни функций руководителя,
выделяемые в работах А. Файоля, И. П. Волкова,
Е. С. Кузьмина, Ю. Н. Емельянова, Г. Кунца,
С. О. Доннела и многих других, можно назвать
12 функций менеджера, отражающих структуру
и специфику его профессиональной деятельности:
1) познания — познание человека, группы,
организации, ее внутренней и внешней
среды, актуальной ситуации управления;
2) прогноза — определение основных направлений
и динамики развития управляемых переменных;
3) проектирования — определение миссии,
целей и задач организации, программирование
и планирование деятельности;
4) коммуникативно-информационную — формирование,
структурирование и сохранение коммуникационных
сетей, сбор, преобразование и направление
в коммуникационные сети необходимой
для управления информации;
5) мотивации — рациональное воздействие
на совокупность внешних и внутренних
условий, вызывающих активность и определяющих
направленность деятельности субъекта
и объекта управления;
6) руководства — принятие ответственности
за предлагаемые решения и их последствия
на основе нормативных актов либо внутриорганизационных
соглашений;
7) организации — реализация целей и задач
управления;
8) обучения — передача необходимых знаний,
навыков и умений персоналу организации;
9) развития — целесообразное изменение
психологических переменных личности
и группы;
10) оценки — формирование и применение
норм и стандартов деятельности;
11) контроля — отражение соответствия
актуального состояния организации целям
управления;
12) коррекции — внесение необходимых изменений
в цели и программу управления.
Многофункциональность деятельности
менеджера показывает ее сложность и специфику
и требует учета при организации профессионального
отбора. Другими словами, при проведении
процедур профессионального отбора руководителей
с позиций функционального подхода оценивается
готовность претендентов эффективно выполнить
именно те функции, которые являются характерными
для предполагаемой должности.
^ 2. Личностный подход
Данный подход основывается на допущении,
что эффективная управленческая деятельность
связана с обладанием менеджером некоторым
конечным множеством личностных черт,
которые, например, с точки зрения сторонников
биологиза-торских концепций могут быть
заданы генетически. Личностный подход
является наиболее разработанным и располагает
значительным количеством эмпирических
данных о связи между теми или иными личностными
особенностями и эффективностью управления,
руководства и лидерства. Известны многочисленные
попытки установить зависимость эффективности
управления от выраженности отдельных
личностных особенностей или их ансамбля,
стиля управленческой деятельности и
стандартов поведения.
Ряд исследований направлен на установление
связи между эффективностью деятельности
руководителя и его интеллектуальными
показателями. При этом большинство исследователей
исходят из понимания интеллекта как совокупности
всех познавательных функций человека.
Хрестоматийный пример этого — исследования,
проведенные в 1960-х гг. в США, по результатам
которых была установлена зависимость
между интеллектуальными показателями
и эффективностью руководства. Эти результаты
хорошо согласуются и с полученными нами
данными, в соответствии с которыми интеллектуальные
показатели успешных руководителей обычно
незначительно превышают популяционные
стандарты. Иными словами, существуют
основания полагать, что эффективный руководитель
обладает интеллектуальными показателями,
группирующимися, как правило, около средних
значений. Кроме того, зафиксирована зависимость
между эффективностью управления и такими
интеллектуальными характеристиками,
как гибкость мышления, способность быстро
и точно решать разнородные познавательные
задачи.
В целом ряде работ указывается на необходимость
обладания эффективным менеджером развитыми
творческими способностями (Р. Эванс, П.
Рассел, 1989). Также установлены взаимосвязи
между эффективностью руководства и коммуникативными
характеристиками — общительностью, уровнем
эмпатии. Значительное внимание уделяется
и возможностям менеджера по самоуправлению
(стремление к достижениям, склонность
к риску, способность длительное время
находиться в ситуации неопределенности,
стрессоустойчивость, ответственность)
(Р. Л. Кричевский, 1993). По результатам многих
исследований утверждается существование
зависимости между успешностью менеджера
и ансамблем его личностных свойств. Так,
Р. Стогдилл пишет о взаимосвязи эффективного
руководства с интеллигентностью, образованностью,
надежностью, ответственностью, участием
в общественной жизни и социально-экономическим
статусом. С точки зрения Г. Кунца и С. О.
Доннела, успешный руководитель должен
обладать выраженными умственными способностями,
в том числе способностью к логическому
анализу, иметь желание руководить, быть
общительным и честным.
Любопытны результаты крупных исследовательских
проектов, направленных на установление
качеств успешного руководителя. Так,
в Институте прикладных исследований
(США) в течение 10 лет проводилось изучение
служебных карьер 1500 менеджеров, по итогам
которого были выделены следующие наиболее
профессионально значимые качества: ♦ выраженная способность к стратегическому
планированию;
♦ принятие оптимальных и своевременных
перспективных решений о выделении и распределении
работников и ресурсов;
♦ стремление увеличить число своих
обязанностей за счет расширения масштабов
деятельности или в результате перехода
на работу более высокого уровня;
♦ умение принимать решения творчески
и рационально в условиях повышенного
риска;
♦ исключительная уверенность в
собственных силах;
♦ стремление иметь значительные
права и нести большую ответственность;
♦ смелое принятие решений, требующих
определенных жертв;
♦ стремление к самообучению в контактах
и общении;
♦ склонность к интуитивному предвидению
и абстрактному анализу хода развития
сложных процессов и критических ситуаций;
♦ отношение к работе как к главной
ценности, в которую вкладываются все
способности и силы;
♦ концентрация внимания на решении
проблемы, а не на выявлении виновников,
желание работать с такими подчиненными,
которые не боятся риска и умеют принимать
самостоятельные решения;
♦ собственническое отношение к
реализуемым идеям и результатам их внедрения.
В более позднем исследовании, проведенном
совместно Национальным научным фондом
США и фирмой Muck
& Co, был получен профиль эффективного предпринимателя,
согласно которому успешного предпринимателя
характеризуют следующие особенности:
♦ поиск возможностей и инициативность
(способность видеть и использовать новые
или необычные деловые возможности, готовность
действовать до того, как к этому вынудят
обстоятельства);
♦ упорство и настойчивость (готовность
к неоднократным усилиям для встречи «вызова»
или преодоления препятствия, изменения
стратегии достижения цели);
♦ риск (предпочтение ситуаций «вызова»,
но и взвешенность поступков, контроль
результатов);
♦ ориентация на эффективность и
качество (поиск путей делать все лучше,
быстрее и дешевле, стремление к достижению
совершенства);
♦ вовлеченность в рабочие контакты
(ответственность и личные жертвы для
выполнения работы);
♦ целеустремленность (долгосрочное
видение, корректирование краткосрочных
задач);
♦ информированность (личное участие
в сборе информации о клиентах, поставщиках
и конкурентах, использование в этих целях
личных контактов);
♦ способность убеждать и устанавливать
связи;
♦ независимость и уверенность в
себе (иначе говоря, готовность полагаться
лишь на себя в ситуации противостояния
или в случае неуспеха, вера в свою способность
выполнить трудную задачу).
Приведенные перечни качеств опираются
на культуру американского менеджмента,
в которой особое значение придается роли
личности менеджера, подчеркиваются ценности
индивидуализма.
Для японской организационной культуры,
отражающей ценности конфуцианской философии
и придающей большое значение корпоративности,
коллективизму, характерно большее внимание
к качествам, способствующим воплощению
именно этих ценностей. По итогам опроса
президентов 41 крупной японской компании
был получен перечень качеств, которые,
с точки зрения опрошенных, должны быть
присущи менеджерам высшего звена. Эти
качества объединены в три группы.
^ 1. Концептуальные способности и стандарты
поведения: •> широта взглядов,
глобальный подход;
•Ф- долгосрочное предвидение и гибкость;
<> энергичная инициативность и решительность,
в том числе и в условиях риска;
•Ф- упорная работа и непрерывная учеба.
^ 2. Личностные качества:
•Ф- умение четко формулировать цели и
установки;
■Ф- готовность выслушивать мнения
других;
•Ф- беспристрастие, бескорыстность и
лояльность;
<■ способность
полностью использовать возможности сотрудников
с помощью
правильной расстановки и справедливых
санкций; ■Ф- личное обаяние; ■Ф- способность создавать
коллектив и гармоничную атмосферу в нем.
3. Здоровье.
Данные перечни качеств могут быть дополнены
результатами исследований, выполненных
в европейской традиции, хотя, с нашей
точки зрения, последние не имеют существенных
отличий от рассмотренных выше. Несмотря
на обилие исследований, проведенных в
рамках личностного подхода, и значительное
количество экспериментально установленных
фактов, они не позволяют создать нормативную
модель личности менеджера, на которой
могли бы основываться корректные процедуры
профессионального отбора. Основное ограничение
личностного подхода заключается в абстрагировании
от множества существенных факторов, оказывающих
влияние на эффективность управления.
3. Ситуационный (поведенческий) подход
Прикладное значение ситуационного подхода
можно проиллюстрировать точкой зрения
одного из его сторонников — Ф. Фидлера:
бессмысленно говорить об эффективном
или неэффективном руководителе, у каждого
руководителя существует тенденция к
эффективному руководству в одной ситуации
и к неэффективному — в другой. В связи
с этим необходимы оптимизация подготовки
руководителей и создание для них такого
организационного окружения, в котором
они будут лучше работать.
Представители поведенческого подхода,
не отрицая влияния личностных особенностей
руководителя на эффективность управленческой
деятельности и в определенной степени
обогатив представления о профессионально
значимых качествах личности менеджера,
обратили внимание на то, что эффективное
руководство может рассматриваться как
функция управляемой группы и ситуации.
При этом под ситуацией понимался комплекс
объективных условий, межличностных отношений
в группе, состояний объектов управления,
которые в силу своей динамики
требуют от успешного руководителя парадоксального
проявления его особенностей. Одна ситуация
может потребовать от руководителя проявления
мягкости и чувствительности, другая —
терпения и жесткости, предельной осторожности
и совершения решительных и рискованных
поступков. Ситуационный подход ставит
жесткие границы для менеджеров, ориентированных
на воспроизводство привычных образцов
поведения, склонных к алгоритмизации,
действиям по образцам. Это обстоятельство,
с нашей точки зрения, представляет главную
ценность ситуационного подхода, предполагающего,
по сути, более реалистичное рассмотрение
практической деятельности менеджера.
Исследования, выполненные в рамках ситуационного
подхода, позволили выделить дополнительные
факторы, влияющие на результаты деятельности
менеджера. В частности, утверждается,
что успешное руководство зависит от:
ожиданий и потребностей руководимых
лиц; структуры группы и специфики ситуации,
в которой она находится, культурной среды,
в которую включена группа; истории организации,
в которой осуществляется руководящая
деятельность; возраста и опыта руководителя,
его стажа в конкретной должности; психологического
климата в группе, ее величины и уровня
развития; личностных особенностей подчиненных;
временных условий для принятия решений;
степени соответствия данной группе стиля
и особенностей личности руководителя.
Для определения влияния лидера Ю. Н. Емельяновым
предложено исследовать взаимодействие
трех детерминант:
1) лидера (его личностные
качества, самосознание, перцептивные
возможности и ресурсы, которыми он располагает
для достижения цели);
2) его последователей (аналогичные
параметры);
3) ситуационного контекста, в котором происходит
взаимодействие лидера и его последователей.
Ситуационный подход позволяет выделить
ряд особенностей личности менеджера,
которые, оставаясь его неотъемлемой характеристикой,
свидетельствуют о готовности менеджера
к продуктивной активности в широком диапазоне
ситуаций. К таким характеристикам, в частности,
можно отнести способность к гибкому изменению
стиля руководства, устойчивость к неопределенности,
отсутствие жестких стереотипов.
Влияние всех выше представленных подходов
к формированию требований к личности
менеджера просматривается в утилитарных
моделях, принятых в различных управленческих
культурах, где в содержании требований
к характеристикам менеджера отражаются
функциональная структура его деятельности,
требования к личностным особенностям,
стилю руководства и диапазон специфических
для профессиональной среды ситуаций.
Таким образом, можно заключить, что сверхзадачей
профессионального отбора менеджеров
является прежде всего установление соответствия
личностных особенностей претендента
особенностям организации, группы, структуре
и функциям деятельности, актуальным и
прогнозируемым состояниям профессиональной
среды.
^ 12.2. Профессиональная подготовка менеджеров
Целесообразность специальной и непрерывной
профессиональной подготовки в области
менеджмента обусловлена рядом причин.
Первоначальная идея обеспе-
чения эффективности управления за счет
подбора людей, обладающих «чертами лидера»,
оказалась далеко не универсальной. Кроме
того, даже если человек обладает способностью
к управлению людьми, для ее успешной реализации
необходимы специальные знания и умения.
Значительное влияние на успешность управленческой
деятельности оказывает стиль управления
людьми. Осознание этого и совершенствование
собственного стиля воздействия также
могут стать предметом специальной подготовки
менеджера.
Интенсивность происходящих в обществе
изменений создает ситуацию, которая требует
постоянного обновления знаний, освоения
новых подходов. В менеджменте традиционные
школы и методы управления исчерпывают
свои возможности, не отвечая в полной
мере требованиям настоящего и будущего,
и многим менеджерам необходимо постоянно
переучиваться для того, чтобы соответствовать
этим требованиям.
При подготовке менеджеров необходимо
принимать во внимание смещение смысла
и целей образования в сторону идеи самовыражения
и полного раскрытия возможностей и способностей
личности. Концепции обучения, в основе
которых лежит передача опыта предыдущими
поколениями, больше не действуют эффективно.
М. Мид выделяет три типа культур:
1) постфигуративную — обучаемые учатся
прежде всего у своих предшественников;
2) кофигуративную — обучаемые
учатся у сверстников;
3) префигуративную — взрослые
учатся также у младших поколений. Современный
менеджмент имеет многочисленные примеры
впечатляющего успеха организаций, которые
реализовывали идеи новичков, пусть не
обладавших большим опытом, но отличавшихся
большой чувствительностью и восприимчивостью
к возникающим шансам.
Примитивные организации, маленькие религиозные
или идеологические анклавы главным образом
являются постфигуративными и основывают
свою власть на прошлом. Великие цивилизации,
по необходимости разработавшие процедуры
внедрения новшеств, обращаются к тем
или иным кофигуративным формам обучения
у сверстников, у коллег по учебе и труду.
Теперь мы вступаем в период, когда молодежь
с ее «префигуративным схватыванием»
еще не известного будущего наделяется
новыми правами. Главной целью образования
становится формирование потребности
и возможности выйти за пределы изучаемого,
способности к саморазвитию, непрерывному
и гибкому самообразованию на протяжении
всей жизни при сохранении концептуальных
ориентации, образовавшихся за время существования
человеческой культуры. Содержание обучения
постепенно утрачивает концентрированность
на опыте прошлых поколений и все больше
синтезирует его с актуальными и будущими
состояниями мира, общества, конкретной
организации. Все эти особенности современного
образования находят свое воплощение
и при обучении менеджеров.
В странах Западной Европы, в США и Японии
существует разветвленная система подготовки
менеджеров. Правительство, ассоциации
предпринимателей и сами предприятия
постоянно увеличивают капиталовложения
в сферу образования, в том числе и в области
менеджмента. Согласно данным исследования,
прове-
денного английским Агентством по подготовке
кадров, в 1986-1987 гг. в Англии на программы
подготовки было выделено 17 млрд ф. ст.
Расходы на стажеров и преподавателей
составляют 75% данного бюджета. Указанные
цифры свидетельствуют о значении, которое
придают деловые круги Великобритании
подготовке высококвалифицированных
кадров. Компания «Кодак», например, оценила
экономию производственных затрат, достигнутую
за счет реализации программ обучения
методам обеспечения тотального качества,
в 1 млрд ф. ст. в год. Рассматривая расходы
на профессиональную подготовку менеджеров
как стратегическую инвестицию, западные
организации в то же время стремятся к
максимальной эффективности вложений
капитала в обучение управленческого
персонала, что, с одной стороны, проявляется
в постоянном внимании к наиболее современным
формам и методам обучения, а с другой
— в проведении разнообразных мероприятий,
направленных на сохранение полученных
результатов. Так, в Англии действует система,
направленная на удержание менеджеров
35-40-летнего возраста, когда им приходится
уделять много времени и сил заботе о родителях.
Данная система предусматривает создание
рабочих мест на дому, предоставление
оплачиваемых отпусков, временный перевод
на должность с меньшим объемом работы
и меньшей оплатой — все эти шаги связаны
со стремлением сохранить квалифицированного
менеджера, на подготовку которого затрачены
значительные средства. В США подготовка
менеджеров рассматривается как необходимая
основа всего управленческого дела. Здесь
ежегодно разоряется примерно 10% компаний,
прежде всего небольших. Причина — главным
образом недостаточная компетентность
менеджеров, поскольку такие компании
не имеют средств готовить для себя (или
нанимать) менеджеров высокого класса.
Институциональные формы подготовки профессионалов
в области управления в первую очередь
связаны с практикой работы высших учебных
заведений и академий, школ бизнеса, менеджмента,
внутрифирменных школ управления и частных
организаций, специализирующихся на подготовке
и повышении квалификации менеджеров.
Наиболее серьезная подготовка менеджеров
на научной основе повсеместно осуществляется
в рамках программ магистров делового
администрирования (master
of business administration, MBA). Их содержание
и структура хорошо известны и состоят
из базовых дисциплин (среди которых экономика,
право, количественные методы, науки о
человеческом поведении), основных управленческих
дисциплин — core(таких, как
финансы, маркетинг, управление операциями,
эккаунтинг, общий менеджмент), интегративных
дисциплин — integrative (среди которых
— среда бизнеса, стратегия бизнеса, международные
операции), специальных экономических
и управленческих дисциплин при их широком
выборе. Система подготовки менеджеров
является многоступенчатой, и это характерно
для американского, европейского, японского
и отечественного менеджмента.
В настоящее время в США действует более
600 школ бизнеса, имеющих самостоятельный
статус в рамках университетов и дающих
систематизированную подготовку в области
бизнеса и менеджмента. На профессиональное
образование менеджер затрачивает от
двух до десяти лет. Ежегодно более 60 тыс.
американцев получают дипломы менеджеров.
Общее число профессионалов в этой области
в США превышает 10 млн человек с наибольшей
их концентрацией в области финансов и
страхования. Финансирование профессиональной
подготовки менедже-
ров характеризуется тенденцией к постоянному
увеличению, что косвенно свидетельствует
об эффективности сложившейся системы
подготовки.
Первоначальная ступень — окончание университета
или колледжа (2-4 года), после чего специалист
получает степень бакалавра. Затем, при
условии наличия двухлетнего опыта практической
работы, менеджер может продолжать обучение
по наиболее престижным программам магистрата:
«магистр науки управления», «магистр
международного менеджмента» и т. д. Завершающая
ступень профессионального образования
менеджера — это четырехгодичные программы,
позволяющие получить степень доктора
философии, которая, с одной стороны, обеспечивает
статус исследователя в области менеджмента,
а с другой — дает возможность профессионально
заниматься экспертной и аналитической
деятельностью.
Остановимся более подробно на работе
школы управления (менеджмента) Мас-сачусетского
технологического института. Она называется
Слоуновской школой бизнеса — в честь
Альфреда П. Слоуна, основавшего ее в 1914
г. Работая в General Motors, Слоун обосновал
и применил новые методы подготовки среднего
управленческого звена, которые имели
большой финансовый успех. Впоследствии
им был создан специальный фонд, финансирующий
школу. Структура обучающихся в школе
включает следующие ступени:
1) студенты младших курсов (не имеющие
степени);
2) студенты старших курсов (имеющие степень
бакалавра и занимающиеся по двухлетней
программе подготовки магистров);
3) докторанты, работающие над диссертациями
на соискание ученой степени доктора философии;
4) обучающиеся по программе «Слоуновские
содружества» (одногодичные курсы переподготовки
управляющих среднего звена из США и зарубежных
стран);
5) обучающиеся по программе «управление
технологией»;
6) обучающиеся по 9-недельной программе
переподготовки управляющих высшего уровня
— как правило, директора и вице-президенты
компаний.
В Слоуновской школе бизнеса главным образом
обучают управлению вообще, или общему
менеджменту. Ощущая недостаточность
«общеуправленческого» подхода, с 1981 г.
здесь стали развивать программный подход
к подготовке специалистов по управлению,
и в настоящее время в школе разрабатывается
комплекс программ такой подготовки.
В качестве иллюстрации приведем программу
обучения студентов младших курсов, выбравших
своей специальностью «управление». Они
специализируются по одному из четырех
направлений:
1) информационная технология;
2) исследование операций;
3) исследование маркетинга;
4) исследование поведения.
При этом все студенты факультета управления,
независимо от специализации, в обязательном
порядке изучают следующие восемь дисциплин:
1) основы микроэкономики;
2) основы макроэкономики;
3) лаборатория психологии управления;
4) введение в финансовый учет;
5) линейная алгебра;
6) введение в науку управления;
7) анализ вероятностных систем;
8) прикладная статистика.
Кроме того, каждый студент обязан по выбору
освоить две из пяти дополнительных дисциплин:
1) введение в управление технологическими
нововведениями;
2) управление финансами;
3) управление кадрами;
4) управление операциями;
5) управление маркетингом.
Если система первоначальной подготовки
по менеджменту в школах бизнеса и управления
при высших учебных заведениях Европы,
США, Японии и России имеет много общего,
то внутрифирменная подготовка специалистов
отличается целым рядом особенностей.
Подготовка и повышение квалификации
менеджеров в Японии определяются характерными
особенностями японского подхода к управлению
и организации работы фирмы. Особенности
исторического и национального развития
Японии позволяют менеджерам решать задачи
в сфере управления, опираясь на интеграцию
всего персонала. Основной идеей профессиональной
подготовки в японском менеджменте выступает
идея обучения в течение всего трудоспособного
периода, т. е. непрерывного обучения. Основам
менеджмента обучаются не только менеджеры,
но и рядовые сотрудники, что особенно
ярко демонстрирует опыт японских кружков
качества, сыгравших огромную роль в развитии
японской экономики. В них предусматривается
довольно развернутая программа обучения
персонала, занятия проходят еженедельно
как часть рабочего дня. Учебная программа
включает в себя четыре основных раздела:
1) теория менеджмента в применении к программе
кружков качества;
2) умение общаться и слушать;
3) создание группы и навыки руководства;
4) статистические методы, контроль качества.
Широко распространены в Японии и групповые
методы подготовки менеджеров. Обучение
проводится с отрывом от работы в течение
10-14 дней. Основное внимание уделяется
детальной отработке профессионально
важных навыков.
Особенности внутрифирменной подготовки
менеджеров в США можно проиллюстрировать
на примере программы, реализуемой в Международной
корпорации ЗМ. Корпоративная политика
обучения и повышения квалификации кадров
основана на следующих принципах:
♦ высшее руководство фирмы вовлекается
в процесс обучения;
♦ учебные программы отражают основные
положения корпоративной философии и
стратегии;
♦ индивидуальные цели профессиональной
подготовки тесно увязываются с профессиональными
перспективами;
♦ итоги профессиональной подготовки
подвергаются всестороннему контролю,
который дает представление как о содержании
обучения и субъективной удовлетворенности
его итогами, так и о качестве освоения.
В содержании программ профессиональной
подготовки существенное место принадлежит
предельно конкретным модулям, направленным
на подготовку менеджера к эффективным
действиям в команде, действиям в конфликтных
ситуациях, управлению стрессом и временем,
ведению переговоров и умению слушать,
ораторскому искусству. Вместе с тем характерной
тенденцией в профессиональной подготовке
менеджеров является стремление к их многофункциональности,
созданию условий для формирования стратегического
видения ситуации на рынке и способности
согласовывать свои решения и действия
со стратегическими целями организации.
Надо отметить, что программы повышения
квалификации менеджеров высшего и среднего
звена обладают существенными различиями
и в значительной степени учитывают не
только специфику этих категорий управленцев,
но также имеют и специальные модули для
подготовки менеджеров, недавно принятых
в компанию.
В нашей стране в настоящее время происходит
процесс обновления системы профессиональной
подготовки руководителей. Созданы учебные
заведения, готовящие профессиональных
управленцев в области административного
управления (кадровые центры), открыт ряд
новых специальностей в высших учебных
заведениях, по которым готовятся специалисты-менеджеры.
Организации, опираясь на анализ собственных
потребностей, формируют программы обучения
руководителей разного уровня. При этом
внимание уделяется не только развитию
профессиональной компетентности, но
и личностному развитию менеджеров, оптимизации
взаимодействия в отделах, между ними
и с высшими руководителями. Зарубежный
опыт, как правило, осваивается критически,
с учетом специфики конкретной организации
и сферы ее интересов. Методы профессиональной
подготовки менеджеров включают в себя
лекции, семинары, групповые дискуссии,
метод анализа конкретной ситуации (case
method), мозговой штурм (brain
storming), модерации (brain writing), тренинг (подробно
он будет рассмотрен в гл. 13), программированные
инструкции и так называемые трудовые
методы (ротация и стажировка).
В профессиональной подготовке менеджеров
можно обнаружить действие ряда тенденций,
определяющих ее современное состояние.
Несмотря на сохраняющиеся различия между
школами западноевропейского, американского,
японского и отечественного менеджмента,
налицо многочисленные признаки из взаимного
проникновения, которые принимают и организационные
фирмы: подготовка евро-менеджеров, в которую
включены представители менеджмента различных
культур; создание в 1991 г. во Франции французско-японского
центра подготовки менеджеров; унификация
учебных программ в области менеджмента,
проводимых в развивающихся странах под
эгидой Организации Объединенных Наций.
Зарубежный опыт профессиональной подготовки
менеджеров проникает и в отечественную
практику: в России реализуются многочисленные
обучающие программы для менеджеров, некоторые
из них — при российских вузах. В программах
профессиональной подготовки управленцев
наряду со специальными предметами и сугубо
профессиональными вопросами увеличивается
удельный вес мероприятий, направленных
на личностное совершенствование и сохранение
здоровья менеджеров. Безоговорочному
преобладанию подхода, согласно которому
успех организации зависит преимущественно
от управленческого таланта высшего менеджера,
поставлен предел в виде усиливающегося
внимания к способности менеджера работать
в команде, ориентируясь на возможности
партнеров, находя в них опору и поддержку
и тем самым усиливая себя и свою организацию.
Примечательно и то, что менеджменту обучаются
не только управленческий персонал организаций,
но и рядовые их сотрудники, а это позволяет
увеличивать совокупный потенциал организаций.
Таким образом, можно заключить, что отбор
и профессиональная подготовка управленческих
кадров требуют постоянного исследования
и оптимизации, учета наметившихся в этой
области человеческой практики тенденций.
Литература
Басов М. Я. Тесты: теория
и практика. М., 1928.
Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель.
М., 1993.
Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая
оценка кадров руководителей и управленческих
систем. Кишинев, 1983.
Кузьмин Е. С. Вопросы социальной
психологии руководства // Психология
— производству и воспитанию. Л., 1977.
Макшанов С. И. Психология
тренинга. СПб., 1997.
Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М.,
1988.
Никифоров Г. С. Психологическое
обеспечение профессиональной деятельности
// Работе с кадрами — научное обеспечение.
СПб., 1991.
Свенцицкий А. Л. Социальная
психология управления. Л., 1986.
Evance R, Russell P. The creative manager.
London, 1989.
Furnham A., Gunter B. Business watching: understending
business life. London, 1994.
handy F. I. Readings in industrial and organizational psychology. Homwood, 1985.
Stogdill R M. Handbook of leadership.
New York, 1974.
Toffler A. Previews and premises. New York, 1983.