Профессиональные качества современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:45, реферат

Описание работы

Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.
Задачи реферата:
Дать определение понятиям «менеджмент» и «менеджер».
Дать краткую характеристику основных управленческих способностей.
Показать качества которыми должен обладать менеджер.

Содержание работы

Введение стр. 3
1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему стр. 5
2.Важнейшие функции менеджера стр. 7
3.Лидерские качества менеджера стр. 12
4.Типы руководителей стр. 14
5.Что называется способностью эффективно управлять стр. 15
6.Как помочь совершенствованию менеджера стр. 16
Заключение………………………………………………………………..стр.18
Список использованной литературы……………………………………стр. 19

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайский Государственный  Технический Университет

им. И.И.Ползунова» (АлтГТУ)

Институт интенсивного образования

Институт развития дополнительного  профессионального образования

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Введение в специальность.

Тема: "Профессиональные качества современного менеджера".

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Ал(з)МО-92,                     

Зарубин Сергей Николаевич

Проверил:

 

 

 

 

 

Алейск 2009.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение стр. 3

1.Менеджер и требования, предъявляемые к нему стр. 5

2.Важнейшие функции менеджера стр. 7

3.Лидерские качества менеджера стр. 12

4.Типы руководителей стр. 14

5.Что называется способностью эффективно управлять стр. 15

6.Как помочь совершенствованию менеджера стр. 16

Заключение………………………………………………………………..стр.18

Список использованной литературы……………………………………стр. 19

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики,  в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности,  в роли субъекта управления выступает менеджер.

Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра,  требует никак  не  меньше,  а даже больше менеджеров, чем прежняя система.  Но менеджеры эти должны быть совсем иными,  нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля  административно-управленческих работников (вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15.0% в конце 50-х годов до 30%  в середине годов 80-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-80%. И это несмотря на то,  что  огромная  масса  специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм  в  самостоятельные,  действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг.  Нет никаких заметных тенденций сокращения и  государственного  аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет  учет  каждого  цента или пенни, затраченного  на  управление,  а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.

По-видимому, нам следует сделать  важный  вывод из этого - дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям, - а переход от  административно-командной к рыночной системе - это настоящая революция,  - вот то главное, что должно выйти на первый план.  Разумеется, далеко не все бывшие "аппаратчики" способны на такого рода приспособление.  Многим,  возможно, придется уступить  свое  место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине,  упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно,  вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора  руководителей  и  специалистов нового типа,  в которой выживут и добьются  успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.

Если же говорить о методах эффективной  работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов  управления,  внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время,  снимать стрессы, контролировать свой вес,  нормально одеваться и многое  другое.

Конечно, очень многое в нашей  работе, карьере, жизни зависит от общих  для  всех общественных и  других условий,  от особенностей выпавшего  на долю каждого места работы,  от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить.

Именно на управленцах  всех уровней  лежит  задача  сделать  все  возможное для создания подходящего  варианта будущего и  не  дать втянуть себя в водоворот неудач.  Конечно, современный мир многообразен,  зависит от многих факторов, но  этот  тезис должен  стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.

Задачи реферата:

    1. Дать определение понятиям «менеджмент» и «менеджер».
    2. Дать краткую характеристику основных управленческих способностей.
    3. Показать качества которыми должен обладать менеджер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Прежде чем говорить о менеджере  и его функциях, надо ввести понятие  “менеджмента”. Этот термин произошел  от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и  применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение  “менеджмента”, то мы увидим, что в  него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция  менеджмента – это умение достигать  поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны,  в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:

В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера  Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. дол., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере” согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему,  как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает насколько  важна профессия менеджера, и  что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь  высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и  что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

Термин “менеджер”  имеет  довольно широкое распространение и употребляется  применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат

Среди навыков и умений менеджера  – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего  времени  на  установление контактов.

Менеджер-инноватор

Производительность труда гораздо  проще повысить на базе новой техники  и технологий, чем постоянно ремонтировать  старое оборудование.

Менеджер-управляющий

От него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Так как принятие управленческого  решения – это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его  поподробней.

  1. Важнейшие функции менеджера

Все же важнейшим требованием к  менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того,  хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого –  координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает  в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный  вести за собой подчиненных, используя  свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. 

 

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это –  инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это  - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация  и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Информация о работе Профессиональные качества современного менеджера