Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:22, курсовая работа
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в данной работе.
Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных.
Введе-ние…………………………………………………………………..3
1.Понятие программно – целевого планирования………………….4
1.1.Определение программно-целевого планирова-ния……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирова-ния…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирова-ния……………...9
3.Применение программно-целевого планирования на разных уров-нях…………………………………………………………………………..11
3.1.Программно-целевое планирование в организаци-ях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирова-ние…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гаран-тия»………………….18
4.1.Общие положе-ния………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гаран-тия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гаран-тия»………………………………………………………………………….30
Заключе-ние………………………………………………………………31
Список использованной литерату-ры………………………………..32
Следовательно, наиболее наглядным
и показательным будет
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия»
4.1.Общие положения
В течение нескольких последних лет в Московской области проводится последовательная работа по созданию "прозрачной" и жестко регламентированной системы финансирования из бюджетов различных уровней выплат социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на льготы, компенсационных выплат, а также выплат заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственным служащим Московской области. Частью такой работы стало создание рассматриваемой программы.
В программно-целевом
Цели и подцели программы
существуют не сами по себе – они
непосредственно связаны с
1.Социальный: улучшение качества
обслуживания населения,
2.Экономический: экономия
У любой государственной целевой программы есть заказчик в лице какого-либо органа власти. Заказчиком программы «Социальная гарантия» является Министерство экономики Московской области. В реализации программы принимают участие ее исполнители. Ими в данном случае являются:
Т. е. исполнителями данной программы являются учреждения, которые непосредственно оказывают социальные услуги населению или финансово обеспечивают их оказание. Таким образом, программа обеспечивает единство сферы социальных услуг и материальной основы ее функционирования.
Управление программой «Социальная гарантия» в общих чертах осуществляется по следующей схеме. Государственный заказчик программы является главным распорядителем выделенных на реализацию средств, в данном случае средств областного бюджета. Он обеспечивает их использование в соответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также организует взаимодействие между исполнителями различных мероприятий программы.
Эти мероприятия выполняются в соответствии с договорами, заключаемыми головным исполнителем программы с ее государственным заказчиком и с исполнителями отдельных мероприятий. В приемке выполненных работ для контроля их выполнения обязательно участвует государственный заказчик.
С исполнителями
отдельных мероприятий
При расходовании бюджетных средств очень важно правильно и своевременно организовать контроль за их использованием. Поэтому контроль является неотъемлемой частью организации государственных целевых программ. В данном случае система контроля выглядит следующим образом.
Контроль за исполнением программы
«Социальная гарантия»
Итоговый отчет о реализации программы «Социальная гарантия» в целом также представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение. Он должен содержать данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по годам реализации, процент реализации программы, оценку результатов ее реализации, уровень достижения программных целей.
Финансирование любых
4.2.Анализ структуры
финансирования целевой
Следует отметить, что далеко не все мероприятия, предусмотренные программой, финансируются из областного бюджета. Например, проведение конкурса на определение головного исполнителя программы, организация информационной кампании и многие другие мероприятия предполагается осуществлять за счет других источников. В данном контексте важно именно государственное финансирование, поэтому будем рассматривать только те мероприятия, которые финансируются из областного бюджета.
Перечень и объем
Таблица
Перечень мероприятий целевой программы "Социальная гарантия"
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования, тыс. руб. | ||
Всего |
в том числе | ||||
2003 |
2004 | ||||
1 |
Организационные мероприятия по реализации программы, а именно обучение практическим навыкам работы с АИС «Социальная гарантия» |
2003 - 2004 |
300 |
100 |
200 |
2 |
Нормативно-правовое и методическое обеспечение, в том числе: |
350 |
350 |
||
2.1 |
Разработка методических материалов по рациональному размещению среди компьютеров АИС «Социальная гарантия» данных единого регистра граждан, имеющих право на льготы |
2003 |
50 |
50 |
|
2.2 |
Разработка кодификатора предоставляемых гражданам льгот |
2003 |
250 |
250 |
|
2.3 |
Разработка основных положений АИС адресной защиты населения Московской области |
2003 |
50 |
50 |
|
3 |
Создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в том числе: |
9350 |
7400 |
1950 | |
3.1 |
Решение технических вопросов по информационному взаимодействию с фондами обязательного медицинского и пенсионного страхования |
2003 |
50 |
50 |
|
3.2 |
Разработка технического проекта (документация) АИС «Социальная гарантия» |
2003 |
1000 |
750 |
250 |
3.3 |
Разработка программного обеспечения по информационной защите АИС «Социальная гарантия» от несанкционированного доступа |
2003 |
750 |
750 |
|
3.4 |
Разработка типового программного обеспечения по регистрации граждан, имеющих право на льготы |
2003 |
900 |
900 |
|
3.5 |
Разработка типового программного обеспечения по расчету услуг в сфере ЖКХ и здравоохранения |
2003 |
2500 |
2000 |
500 |
Продолжение | |||||
3.6 |
Разработка типового программного обеспечения для органов социальной защиты населения в Московской области |
2003 |
2000 |
1800 |
200 |
3.7 |
Разработка типового программного обеспечения по расчету бюджетных средств, направляемых организациям, оказывающим услуги гражданам-льготникам |
2003 |
700 |
700 |
|
3.8 |
Разработка программного обеспечения других системообразующих компонент АИС «Социальная гарантия» |
2003 |
500 |
450 |
50 |
3.9 |
Внедрение АИС «Социальная гарантия» |
2004 |
950 |
950 | |
Итого |
10000 |
7850 |
2150 |
Для удобства и наглядности проведения анализа данные таблицы о структуре финансирования программы по направлениям и по годам представлены соответственно на рисунках 1 и 2.
Рассмотрим структуру финансирования программы «Социальная гарантия» по направлениям. Абсолютный максимум затрат – 93% - приходится на собственно создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в первую очередь, это затраты на разработку различных видов программного обеспечения. Остальные затраты, к которым относятся расходы на организационные мероприятия по реализации программы и нормативно-правовое и методическое обеспечение, составляют незначительные доли.
Такое положение дел вполне закономерно. Естественно, что большинство выделенных из бюджета средств тратится именно на непосредственную реализацию программы, а на вспомогательные и организационные мероприятия приходится незначительная часть расходов.
Таким образом, структуру расходов на осуществление программы «Социальная гарантия» можно признать закономерной и логичной. Однако в данном конкретном случае у нее могут быть свои недостатки. Например, к вспомогательным мероприятиям было отнесено обучение практическим навыкам работы с АИС «Социальная гарантия». На долю этой статьи приходится всего 3% расходов, или 300 тыс. руб. Очевидно, что этих средств явно недостаточно для глубокого и комплексного изучения новой операционной системы. В результате может существенно снизится эффективность использования системы.
Такую ситуацию можно объяснить лишь недостаточностью средств бюджета. Однако имеющиеся средства распределены рационально, так чтобы обеспечить реализацию программы с максимальной эффективностью.
Обратимся теперь к рисунку 2, на котором представлена структура финансирования программы «Социальная гарантия» по годам ее реализации. Первый столбец диаграммы показывает объем финансирования в 2003 году, второй – в 2004.
На 2003 год приходится
значительно больший объем