Программно – целевое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в данной работе.
Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………..3
1.Понятие программно – целевого планирования………………….4
1.1.Определение программно-целевого планирова-ния……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирова-ния…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирова-ния……………...9
3.Применение программно-целевого планирования на разных уров-нях…………………………………………………………………………..11
3.1.Программно-целевое планирование в организаци-ях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирова-ние…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гаран-тия»………………….18
4.1.Общие положе-ния………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гаран-тия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гаран-тия»………………………………………………………………………….30
Заключе-ние………………………………………………………………31
Список использованной литерату-ры………………………………..32

Файлы: 1 файл

Программно – целевое планирование.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, наиболее наглядным  и показательным будет применение программно-целевого планирования на уровне государства. Рассмотрим его в следующем разделе на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия».

4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия»

4.1.Общие положения

Данная программа утверждена законом  Московской области от 12 ноября 2002 г. № 122/2002-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальная гарантия" на 2003-2004 годы". Рассмотрим основные положения этой программы.

В течение нескольких последних лет в Московской области  проводится последовательная работа по созданию "прозрачной" и жестко регламентированной системы финансирования из бюджетов различных уровней выплат социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на льготы, компенсационных выплат, а также выплат заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственным служащим Московской области. Частью такой работы стало создание рассматриваемой программы.

В программно-целевом планировании центральным понятием является цель мероприятий. Итак, целью программы  «Социальная гарантия» является создание эффективной автоматизированной системы по обеспечению социальных гарантий населению Московской области, сущность которой состоит во внедрении в регионе системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Основная цель программы разбивается на следующие подцели:

  1. Введение единого порядка регистрации льгот, предоставляемых жителям Московской области.
  2. Создание и ведение регистра граждан, имеющих право на льготы.
  3. Отработка на «пилотном» проекте системы предоставления льгот с использованием пластиковых карт жителям Московской области.
  4. Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Социальная гарантия» по централизованному учету льгот, предоставленных гражданам, и контролю за использованием бюджетных средств на оказание гражданам адресной социальной помощи.
  5. Создание информационного обеспечения анализа и прогноза использования бюджетных средств на оказание гражданам адресной социальной помощи.
  6. Создание развитой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования системы безналичных расчетов.
  7. Введение пластиковых карт для безналичных расчетов при получении адресной социальной помощи гражданами Московской области.

Цели и подцели программы  существуют не сами по себе – они  непосредственно связаны с результатом, которого необходимо достичь. В данном случае ожидаемые результаты от реализации программы должны обеспечить два эффекта:

1.Социальный: улучшение качества  обслуживания населения, обеспечение  своевременной выплаты заработной  платы работникам учреждений  бюджетной сферы, совершенствование  взаимодействия органов государственной  власти, местного самоуправления и организаций по оказанию социальной помощи жителям Московской области.

2.Экономический: экономия бюджетных  средств (от 7 до 40 млн. руб.) за  счет исключения случаев неправомерного  назначения гражданам льгот.

У любой государственной целевой программы есть заказчик в лице какого-либо органа власти. Заказчиком программы «Социальная гарантия» является Министерство экономики Московской области. В реализации программы принимают участие ее исполнители. Ими в данном случае являются:

  1. головной исполнитель программы - организация, определяемая по конкурсу;
  2. Министерство экономики Московской области;
  3. Министерство финансов Московской области;
  4. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области;
  5. Министерство здравоохранения Московской области;
  6. Министерство по делам печати и информации Московской области;
  7. Комитет социальной защиты населения Московской области;
  8. Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);
  9. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области (по согласованию), администрации муниципальных образований Московской области (по согласованию).

Т. е. исполнителями данной программы  являются учреждения, которые непосредственно  оказывают социальные услуги населению или финансово обеспечивают их оказание. Таким образом, программа обеспечивает единство сферы социальных услуг и материальной основы ее функционирования.

Управление  программой «Социальная гарантия»  в общих чертах осуществляется по следующей схеме. Государственный заказчик программы является главным распорядителем выделенных на реализацию средств, в данном случае средств областного бюджета. Он обеспечивает их использование в соответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также организует взаимодействие между исполнителями различных мероприятий программы.

Эти мероприятия выполняются в  соответствии с договорами, заключаемыми головным исполнителем программы с ее государственным заказчиком и с исполнителями отдельных мероприятий. В приемке выполненных работ для контроля их выполнения обязательно участвует государственный заказчик.

С исполнителями  отдельных мероприятий программы  согласовываются техническое задание и технический проект на разработку АИС "Социальная гарантия", они также вправе участвовать в приемке результатов выполнения любых мероприятий программы и в работе конкурсной комиссии по определению ее головного исполнителя.

При расходовании бюджетных средств очень важно  правильно и своевременно организовать контроль за их использованием. Поэтому контроль является неотъемлемой частью организации государственных целевых программ. В данном случае система контроля выглядит следующим образом.

Контроль за исполнением программы  «Социальная гарантия» осуществляется ее государственным заказчиком, Правительством Московской области и Московской областной Думой. Исполнители программы представляют отчеты государственному заказчику в соответствии со своими календарными планами работ. Губернатор Московской области ежегодно представляет отчет о реализации программы в отчетном финансовом году в Московскую областную Думу. Он должен содержать данные об общем объеме фактически произведенных расходов (всего и по отдельным мероприятиям); перечень завершенных в течение года мероприятий; перечень не завершенных в течение года мероприятий, процент их выполнения и анализ причин несвоевременного выполнения указанных мероприятий; предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей.

Итоговый отчет  о реализации программы «Социальная гарантия» в целом также представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение. Он должен содержать данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по годам реализации, процент реализации программы, оценку результатов ее реализации, уровень достижения программных целей.

Финансирование любых мероприятий, в том числе и целевых программ, с использованием бюджетных средств  всегда четко планируется заранее. Рассмотрим структуру финансирования программы «Социальная гарантия».

4.2.Анализ структуры  финансирования целевой программы  «Социальная гарантия»

Следует отметить, что далеко не все  мероприятия, предусмотренные программой, финансируются из областного бюджета. Например, проведение конкурса на определение головного исполнителя программы, организация информационной кампании и многие другие мероприятия предполагается осуществлять за счет других источников. В данном контексте важно именно государственное финансирование, поэтому будем рассматривать только те мероприятия, которые финансируются из областного бюджета.

Перечень и объем финансирования таких мероприятий приведены в таблице. Причем мероприятия в ней объединены в группы, а их финансирование дается как в общем объеме, так и с разбивкой по годам. Это позволяет проанализировать структуру финансирования программы «Социальная гарантия».

Таблица

Перечень мероприятий целевой программы "Социальная гарантия"

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Объем финансирования, тыс. руб.

Всего

в том числе

2003

2004

1

Организационные мероприятия  по реализации программы, а именно обучение практическим навыкам работы с АИС «Социальная гарантия»

2003 - 2004

300

100

200

2

Нормативно-правовое и  методическое обеспечение, в том числе:

 

350

350

 

2.1

Разработка методических материалов по рациональному размещению среди компьютеров АИС «Социальная гарантия» данных единого регистра граждан, имеющих право на льготы

2003

50

50

 

2.2

Разработка кодификатора предоставляемых гражданам льгот

2003

250

250

 

2.3

Разработка основных положений АИС адресной защиты населения Московской области

2003

50

50

 

3

Создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в том числе:

 

9350

7400

1950

3.1

Решение технических  вопросов по информационному взаимодействию с фондами обязательного медицинского и пенсионного страхования

2003

50

50

 

3.2

Разработка технического проекта (документация) АИС «Социальная гарантия»

2003

1000

750

250

3.3

Разработка программного обеспечения по информационной защите АИС «Социальная гарантия» от несанкционированного доступа

2003

750

750

 

3.4

Разработка типового программного обеспечения по регистрации граждан, имеющих право на льготы

2003

900

900

 

3.5

Разработка типового программного обеспечения по расчету услуг в сфере ЖКХ и здравоохранения

2003

2500

2000

500

Продолжение

3.6

Разработка типового программного обеспечения для органов социальной защиты населения в Московской области

2003

2000

1800

200

3.7

Разработка типового программного обеспечения по расчету бюджетных средств, направляемых организациям, оказывающим услуги гражданам-льготникам

2003

700

700

 

3.8

Разработка программного обеспечения других системообразующих компонент АИС «Социальная гарантия»

2003

500

450

50

3.9

Внедрение АИС «Социальная гарантия»

2004

950

 

950

 

Итого

 

10000

7850

2150


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для удобства и наглядности проведения анализа данные таблицы о структуре финансирования программы по направлениям и по годам представлены соответственно на рисунках 1 и 2.

Рассмотрим  структуру финансирования программы «Социальная гарантия» по направлениям. Абсолютный максимум затрат – 93% - приходится на собственно создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в первую очередь, это затраты на разработку различных видов программного обеспечения. Остальные затраты, к которым относятся расходы на организационные мероприятия по реализации программы и нормативно-правовое и методическое обеспечение, составляют незначительные доли.

Такое положение  дел вполне закономерно. Естественно, что большинство выделенных из бюджета средств тратится именно на непосредственную реализацию программы, а на вспомогательные и организационные мероприятия приходится незначительная часть расходов.

Таким образом, структуру расходов на осуществление  программы «Социальная гарантия» можно признать закономерной и логичной. Однако в данном конкретном случае у нее могут быть свои недостатки. Например, к вспомогательным мероприятиям было отнесено обучение практическим навыкам работы с АИС «Социальная гарантия». На долю этой статьи приходится всего 3% расходов, или 300 тыс. руб. Очевидно, что этих средств явно недостаточно для глубокого и комплексного изучения новой операционной системы. В результате может существенно снизится эффективность использования системы.

Такую ситуацию можно объяснить лишь недостаточностью средств бюджета. Однако имеющиеся средства распределены рационально, так чтобы обеспечить реализацию программы с максимальной эффективностью.

 

 

Обратимся теперь к рисунку 2, на котором представлена структура финансирования программы «Социальная гарантия» по годам ее реализации. Первый столбец диаграммы показывает объем финансирования в 2003 году, второй – в 2004.

На 2003 год приходится значительно больший объем финансирования, чем на 2004. Это связано с тем, что данная целевая программа рассчитана всего на два года. Причем задачей на втором году является в большей степени внедрение АИС «Социальная гарантия», чем ее разработка. Основной комплекс мероприятий по разработке системы приходится на 2003 год. Очевидно, что затраты на подготовку и разработку системы значительно превышают затраты на ее внедрение (9050 и 950 тыс. руб. соответственно). Хотя на 2004 год и переносится некоторая часть расходов на разработку АИС, большая их доля осуществляется в 2003 году.

Информация о работе Программно – целевое планирование